Восток – ах, простите! – театр дело настолько тонкое, что смыслы здесь всегда между строк.
Несведущему мало что скажут перестановки в театральном мире в декабре 2023 года, хотя, по сути, это революция.
Приведем два кратких официальных сообщения. Первое касается Государственного академического Большого театра в правительственном Telegram-канале:
И вот второе сообщение, размещенное на сайте Союза театральных деятелей Российской Федерации:
Заметим, что с постов сдвинуты многолетние руководители. Владимир Урин – «освобожденный по собственному желанию» – правил в Государственном академическом Большом театре с июля 2013 года, то есть 10 лет.
А бывший председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин – возглавлявший структуру, существующую на деньги государства, в период с 1996 г. по 2023 г. – руководил ей и того больше: 27 лет.
В Сети уже были крики, что Александра Калягина «попросили» из высоких кабинетов покинуть пост в Союзе театральных деятелей, что и произошло на Внеочередном съезде этой организации 4 декабря 2023 года.
Случилось это на фоне предшествующих скандалов и «эпатажных» спектаклей, «творческая свобода» которых выходила за грань и шокировала часть зрителей.
Словом, два знаковых события с отставками и назначениями «выстрелили» дуплетом: 1 декабря и 4 декабря 2023 года, что отнюдь не является случайностью.
Сами мы комментировать сие не беремся, давайте дадим эту возможность политологу и аналитику Александру Казакову, автору книг о политических реалиях.
Вот его комментарий по этим событиям в одном из его публичных выступления в прямом эфире – в «Большом воскресном разговоре» 17.12.2023. Цитируем Александра Казакова:
«Сравнительно недавно, за короткий срок произошли два знаковых события в театральном мире. Эти события надо правильно интерпретировать. Потому что это не случайность. Это не результат каких-то интриг. Это – будете смеяться! – даже не борьба за финансовые потоки. Это совершенно политические решения.
А именно: наш великий режиссер Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра в Петербурге, был одновременно назначен директором Большого театра в Москве. С сохранением за собой поста худрука Мариинки. В биографии Гергиева уже бывало, когда он руководил несколькими коллективами, гораздо более далекими, – и справлялся.
Почему это важно? Во-первых, Валерий Гергиев абсолютный патриот нашей страны. Достаточно вспомнить его концерт в Пальмире или его концерт на ступенях разбитого парламента Южной Осетии. Он не просто патриот, он патриот делами, а не разговорами. При этом он человек очень верующий: Пасхальный фестиваль появился благодаря его усилиям. И еще много-много-много чего..
И поэтому «не понятно, какие метания» в Большом театре в Москве и большинстве московских театрах – с приходом Гергиева закончатся. Я думаю, что уже со следующего года очередной сезон – как 150 лет неизменно! – будет открываться одной и той же оперой Михаила Глинки. До революции она назвалась «Жизнь за царя», а в советское время она называлась «Иван Сусанин». Тем не менее, именно с этой оперы открывался каждый сезон Большого театра. Пока его не захватило «не понятно что».
И второй смысл этого назначения: это не просто два театра, а два крупнейших, всемирно знаменитых театра – Мариинский в Питере и Большой театр в Москве. По большому счету, я не исключаю, что это является зарождением – (и надеюсь, что ни при Министерстве культуры, пока оно в таком состоянии, как сейчас, а прямо при Президенте) – того, что до революции назывался единой Дирекцией императорских театров (в те годы «императорских» означало то же, что ныне «государственных»).
Но главное – задачей Дирекции был не ремонт унитазов: она занималась репертуарной политикой. Это именно то, что нам нужно. Есть надежда на то, если во главе [театрального дела] встанут такие люди, как Валерий Гергиев, репертуарная политика в наших театрах по всей стране кардинально изменится. И признаком хорошего тона, хорошего стиля и таланта будут нормальные постановки, а не использование разных «… экпериментов» в качестве таковых – вот это закончится точно!
И тут же второй эпизод, который произошел тоже в декабре: сменилось руководство Союза театральных деятелей России. На протяжении почти 30 лет Совет СТД возглавлял Калягин. Не верится, что вся «чернуха» и «порнуха», которые, к сожалению, разлилась по сценам наших театров, происходили за его спиной… Поскольку размывание любых нравственных рамок и границ в театральном искусстве шло на протяжении почти трех десятков лет его руководства. Увы.
Последний эпизод, связанный с именем Калягина, был накануне СВО. В январе 2022 года от имени администрации президента была предложена общественная дискуссия в связи с подготовленным Указом президента о защите наших традиционных, нравственных и духовных ценностей. И что тогда началось! Началась дикая вакханалия. И в этой вакханалии главный голос был какой? Это было письмо театральных деятелей. Подпись Калягина там стоит. Общественную палату Российской Федерации заставили собрать огромную тусовку и осудить. Что это «цензура»! Что это «конец творчества в нашей стране»! То есть это конец творчества, потому что нельзя будет голый зад на сцене показывать? А ведь показывали и гораздо хуже…
Я уж не говорю про отношение к нашей истории, про отношение к классике русской – что они там вытворяли с произведениями Чехова, Островского, Достоевского, Булгакова и остальных!
И тогда, напомню вам, Указ убрали из повестки дня, они победили. Вы понимаете, какого уровня у них покровители, что вполне могут «задвинуть под сукно» проект Указа президента России?
Однако, если кто забыл: 9 ноября 2022 года – так сказать, без объявления войны и всяких дискуссий – Указ был просто опубликован. Принят был Указ президента РФ в том же виде, в котором он предлагался в январе 2022 года. Теперь это официальный документ.
И вот сразу после назначения Гергиева в Большой театр Калягина снимают с должности. Его место занимает Владимир Машков, деятельный патриот. А уже в новом Союзе театральных деятелей музыкальным отделом будет заведовать тоже Валерий Гергиев.
То есть театральный корабль меняет курс. Не знаю, как это переживут в Министерстве культуры. Но начало положено хорошее. Мы теперь понимаем, что репертуарная политика и кадровая политика в российских театрах – (и даже в частных, они же не могут не учитывать генеральную линию) – поменяется кардинальным образом. И нас не будут фрустрировать «дебильными» постановками. А наших детей не будут этими постановками развращать».
Оставляем эту цитату в неизменном виде для искателей смыслов событий.
НАША ФОТОТЕКА: