Пифагор. Мыслитель, придумавший слово философия
И, как выяснилось, придумал его зря. Как так? А вот так.
Чтобы было понятно, о чём речь: мышление — всегда познание, то есть, получение знаний. На основе ощущений, впечатлений (раздражений, электромагнитных импульсов) и предыдущего опыта. Как и любое животное, человек познаёт, то есть мыслит, мир с помощью выработки и сопоставления понятий (таких признаков предметов, которые выделяют их специфические качества и делают пригодными для представления). Ведь наши органы чувств не могут воспринять и достоверно передать все признаки, вот и выбирают главные, с помощью которых можно сначала представлять любые предметы, явления, действия, а потом делать умозаключения (либо новые суждения о своём бытии, либо подтверждение старых).
У животных бывают образные или двигательные понятия, у человека – абстрактно символические, речевые, эстетические, математические и так далее). То есть, понятия должны включать в себя не просто ключевые признаки, но и способы их поиска и нахождения. А что это за способы такие? Это, друзья мои, паттерны (англ. Pattern, образец, шаблон, форма, модель), то есть, чудесные схемы, по которым происходит существование. Они одинаковы как в природе, так и в человеке (в его душе). Только схемы природы изучает наука, а схемы души (Schematismus der menschlichen Seele), как признался Кант, мы вряд ли когда-нибудь постигнем. Хотя уже существует психология (наука о душе).
Итак, первый вывод: если нет схемы (модели, формы) восприятия, не будет и понятий, и самого мышления (познания закономерностей природы, космоса, нас самих и всего, что есть). А цель мышления – установление связей между предметами, явлениями и их психическими образами для получения реальной картины мира. И прогнозирования будущих событий, приспособления к ним и продления своего существования.
Второй вывод: реальность полностью зависит от того, что даёт начало всем способностям ощущать, чувствовать, иметь представления, формировать понятия, мыслить обо всём, что есть, постигать закономерности и совершать любые волевые акты, связанные с познанием мира. То есть, реальность зависит от возможностей души (кто не согласен, придумайте своё слово, вот англосаксы, например, придумали слово «ментальность», китайцы «linghun», индусы «атман»).
А вот философия – это уже «любовь к мудрости», которая, как известно, игнорирует реальность, заново выдумывая её и облекая в словесные шаблоны, идеи, афоризмы, формулы. Якобы для того, чтобы облегчить людям возможность жить счастливо в нашем противоречивом и опасном мире.
Вот так. Философы начинают с предметов (материального мира) и субъективных (психических) процессов, а в результате хотят получить абстрактную картину, да ещё объективную. От слова «объект». Кстати, вы видели когда-нибудь картины абстракционистов?
Чтобы придать всему этому приличный вид (а ведь речь идёт об объяснении истины и нас самих), некие умные люди в дополнение к философии придумали науку гносеологию. Или эпистемологию. Ведь у нас всё двояко, а то и трояко (чтобы можно было зарабатывать деньги на противоречиях и их толковании).
Для этого, ещё на заре возникновения философии, всю реальность разделили на две части: чтобы выделить материальную и духовную составляющие. И связали их между собой такими словами-синонимами, как «логос», «речь», «идея», «сущность», «сущее», «смысл». А потом, с помощью силового термина «наука», одну реальность подчинили другой. Не можешь математически просчитать свою модель реальности, а потом эмпирически доказать её существование, — значит это не реальность. Мой пациент философ даже тост такой придумал:
Я знаю, где и что мы сп…им,
И как всё это пустим в ход.
Так выпьем, братья, за эписте,-
Емологический подход!
…………………
Вы, конечно, спросите, какой у него диагноз? Наверное, маниакально-депрессивное расстройство? Но я не психиатр и даже не психоневролог. Мои диагнозы основаны не на патологических, а на онтологических признаках. Так, в данном случае, это когнитивно-политический синдром (тенденция познания и заблуждения плюс тенденция уподобления и доминирования). Политика, если кто не знает, это реализация своих целей и интересов с помощью власти.
Есть вопросы? Конечно же есть и их много. Например, как мы мыслим и чем. И на что направлено наше мышление. На какие такие объекты, где они находятся? Это образы и подобия вещей или чего-то другого? Нейронаука об этом молчит. Философия тоже. Раньше эти вопросы снимались с помощью понятия «сущность» (наиболее важные умопостигаемые признаки всего, что есть). Теперь этого уже недостаточно, ведь мало ли существует того, о чём можно сказать, что «оно» есть. Например, что такое вещь? Когда она есть, а когда её нет? Существует ли сама материя, или это мысль Бога?
Ещё недавно, чтобы установить связь между сознанием и материей, данной нам в ощущениях, в моде было понятие «гештальт». Ведь мы видим не весь предмет, и не его существенные признаки, а только отдельные точки, свет и тени, как же получается, что мы всегда «угадываем», что перед нами такое? Так вот, гештальт (образ) означает способность к целостности восприятия предмета, основанная не на восполнении недостающих или недоступных для восприятия частей, а на понимании функции целого, то есть, всего предмета целиком. Типа, видим красивые ноги и профиль, и влюбляемся в объект, как нечто желанное в целом. Но чем именно мы этот объект понимаем?
А теперь в обществе гуляет понятие «смыслы». Это уже нечто совсем запредельное, вдумайтесь: смысл — это место любого явления уже не в вашей голове, а в общемировой целостности! Подтверждение соответствия этого явления законам мироздания и онтологическому порядку вещей (целям и условиям бытия). Раньше были «вещи в себе», хоть какое-то априорное понимание мира. А теперь и его забрали. Нет смысла – нет и бытия. Как на зоне: либо ты признаёшь «вещь в законе» (понятие) либо ты без понятия, а значит, фраер, лох и терпила.
Ну ладно. Согласимся с законом и порядком. А кто (извините, надо писать «что») является носителем этого закона? Кто вбирает в себя кусочки этого бытия (реальности), чтобы сравнивать их с другими кусочками? И создаёт смыслы? Догадайтесь с трёх раз! Это слова!!! А ведь ещё Л.С. Выготский доказал, что речь и мышление разные процессы, там присутствует и интеллект, и то, что было до него (например, бессознательное, которое, как и интеллект, служило для перехода от чувств к разуму, нахождению причин и решению проблем). Так что не надо путать нашу сбивчивую «внутреннюю речь» с мышлением. Мы мыслим не словами. И даже не образами и не символами.
Точно так же не надо принимать наши словесные и чисто физиологические желания, сны и фантазии за мышление. В нашей памяти хранятся не только слова, символы и образы, но и архетипы, предания старины, мифы и сказания. Иногда они всплывают и наяву. Бывают ещё бред, галлюцинации, рефлекторная тяга к удовольствиям, сексу, алкоголю и наркотикам. Всё это можно отнести к познанию с большой натяжкой.
Хотя нас теперь уверяют, что именно слова и язык, то есть, какие-то условные знаки, с помощью которых смысл или значение можно произвольно приписать чему-угодно, дают нам энергию (способность совершить работу) познания. Но не одни, а с помощью эмоций.
Так и хочется привести примеры. Но не буду. Скажу проще: раньше речь шла о познании материальной части (матчасти) реальности: об энергии физической, природных энергоносителях, экономике, производительности труда, социальных проблемах, технологическом прогрессе. Даже люди делились на классы в зависимости от уровня познания и места в сфере материального производства и распределения. И управлять ими было легко, с помощью экономического (тоже материального) принуждения.
А сейчас картину мира запутали так, что уже никто не знает, что первично, а что вторично. Начал это делать всё тот же Выготский. Он отделил психическое от высшего психологического, которое включает в себя как физиологическое, так и культурно-историческое. Если раньше именно мышление обеспечивало достоверность знаний и возможность выжить, то теперь образ жизни (поведение) зависит от некого искусственно создаваемого в обществе «психологического поля», в котором внутренние потребности и познавательные способности изменяются (Курт Левин). То есть, для вашего понимания, ими можно манипулировать.
Ну, и что здесь такого, спросите вы? А то, что теперь некоторых людей будут усиленно, с детских лет, готовить к роли лидеров. А некоторых нет. Наступает эпоха изучения не слов, знаков и символов, не познания, как такового, а эпоха изучение видов «энергии души». У Фрейда это были «божественные сущности», вот к ним мы постепенно и возвращаемся. Пытаясь ответить на вопрос: в чём законы природы (Бога) совпадают с законами психики! Ведь иначе не может быть никакого единства мира?
В ожидании ответа люди уже разделились на касты властителей душ (которые что-то знают и умеют) и рабов собственных когнитивных, логических, философских, исторических, политических и прочих ошибок, предрассудков и заблуждений. То есть, для тех, кто хочет краткости, речь уже идёт о психологическом принуждении, а не экономическом. Хотим, заставим воевать и умирать. Хотим, закроем доступ, не пустим за рубеж, лишим образования, совести, традиций воспитаем ненависть к себе подобным…
Человек может иметь одежду, продукты питания, деньги и статус в обществе, но психологически он будет рабом. Пить таблетки от стресса и посещать психоневролога, который будет его исследовать, массировать, использовать внушение и гипноз для снятия индивидуальных страхов и проблем, связанных как с особенностями нервной системы, так и с недостатками мышления (образования и воспитания).
В СССР уже существовала школа лечения «недостаточных психических функций» и выявления «структур дефектов». Например, недостатков зрения, слуха, речи, умственного развития, воспитания. Причём, для правильного диагноза и лечения надо было докапываться до истинных причин дефектов, анализировать «структуры», а не довольствоваться «феноменологическим суждением». Сейчас это будут делать с помощью цифровизации. И Интернета, который уже научился вычленять наши желания, а значит мысли и чувства, инстинкты и влечения, а значит – душу.
Хорошо, что у них пока нет стоящей теории. Вот и приходится изобретать психотехники, психоинженерию, высокие гуманитарные технологии (High Hume), психотехнологии, метатехнологии и прочее, и прочее.
……………………..
Философия при этом отходит на второй план. Она ещё может иметь отношение к метафизике. Ну ещё, с большими допущениями, к физике твёрдых, жидких, газообразных, электрических, магнитных, гравитационных, информационных и квантовых явлений (всего восемь; в точности, как и типов мышления или иррациональных побуждений). Но никто ещё не придумал философию души. Даже о философии гротеска никто, кроме меня не осмелился заявить. Ведь душа человеческая больше всего напоминает именно гротеск, с его болезненным стремлением одновременно к реализму, комизму, трагизму и вере в идеальное и вечное.
……………….
Но, если мышление и мысли — это не слова, не звуки и не символы с образами, то что это? Это те ощущения, догадки, идеи, влечения, чувства, инстинкты, - которые возникают в нашей душе и которые разум превращает в смыслы благодаря работе «онтологических» тенденций. В нашем примере с красивыми ногами один человек почувствует любовь, другой печаль, третий захочет порядка и справедливости, кто-то поверит в Бога, а кто-то захочет всё вокруг себя разрушить. В художественном произведении так бывает, если его форма оказывается важнее содержания.
И Белинский, и, после него, Выготский знали, что если форма преодолевает содержание, то возникает «эстетический всплеск», то же самое происходит при озарении, инсайте, создании гениальной музыки, поэмы или гротеска. Или при воспитании детей, когда у ребёнка созрели все интеллектуальные способности, а он не может себя выразить или решить внешнюю проблему. И только с помощью поддержки взрослого происходит «прорыв» в мышлении и закрепление навыка познания.
…………………..
Ещё один парадокс. Видя, что вы так умны, вам в любой момент могут задать вопрос: «А в чём вы видите смысл жизни»? И всё, вы уже никто и звать вас никак. Ответить, что смысл жизни в том, чтобы отдать её за Родину, или в том, чтобы жить скромно, трудиться не покладая рук до самой смерти, заслуживая жизнь вечную? Это будет нечестно. В славе, власти и богатстве? Это будет честно, но несправедливо по отношению к другим. В продлении своего рода? Слишком примитивно.
А вот вам тривиальный, но единственно возможный ответ: «Смысл жизни в накоплении достоверных знаний. Только знания дают власть над природой, людьми и даже высшими силами, которые откликаются на правильное к ним обращение". Но самая большая власть — это власть над временем. Возможность планировать и создавать ту историю, которая не противоречит всем планам бытия, которые могут и должны осуществиться. А к знаниям, как мы уже выяснили, ведёт правильное мышление, основанное на правильных понятиях и знании правильных законов. Нейронные связи, химические и электрические взаимодействия в коре головного мозга здесь ни при чём. Важны тенденции.
Чтобы понять, что есть правильность и упростить лохам эпистемологический процесс, ввели полезный лозунг: «Миром правят символы». Это такие бессознательные ценности и знаки, которые показывают, в какой стороне находится истина. Только мышление при этом уже совсем не обязательно. И язык не важен, ведь не он конструирует реальность. Достаточно интуиции. А это что такое? Да ладно, все знают, что это. Продукт эволюции. Даже микроб интуитивно знает, как ему мутировать, чтобы человеческие лекарства были против него бессильны. Тем более, «правильный пацан».
Ещё одна подсказка, но это уже не для пацанов, а для «мужиков»: чтобы облегчить мышление, существуют категории. Любые вещи, их признаки, связи, смыслы и фантазии можно сгруппировать на основании опыта (логики, схем, теорий, концепций, словесных или чувственных образов). Например, нет ни одного дня, ни одного выступления на публике, чтобы вам не рассказали о системах, структурах, парадигмах, методологии, семантике, семиотике, с помощью которых и создаются категории. Мол, не будет системы (власти, элиты, государства) и наступит хаос.
Чувствуете, куда нас заводят? Да, вы не ошиблись, именно туда. В место, где что бы с вами или вокруг вас ни происходило, виноваты будете вы сами и ваше мышление. Которое теперь уже будет предметом изучения не философии, а психопатологии (симптомы) или патопсихологии (процессы). И специалисты будут выяснять, как они связанны с мышлением и прочими особенностями вашей личности. Где у вас функциональные нарушения функций мозга, а где, как говорят врачи, поражение личности.
Уф! Слава Богу, приехали. Последний вопрос: «А почему сразу не начали со слова «психо» - душа? А потому что души в науке нет. Есть древняя традиция ссылаться на некую субстанцию, в которой якобы выражена божественная природа и сущность (см. выше!) человека, дающая ему жизнь, способность ощущать, представлять, мыслить, сознавать, чувствовать и желать. В отличие от тела, мозга, сердца, нервов и рефлексов, которые изучает анатомия. Вот и всё.
Почему её нет? А потому что нет модели, классификации, результатов экспериментов, терминов и понятий. Даже идей пока нет. А что, трудно было хоть что-то изобрести и испытать, проверить алгеброй гармонию? Ведь тогда наступил бы рай на земле, люди бы начали понимать друг друга и каждый смог заняться тем, к чему у него «душа лежит»? Почему не делаем? Монизм с редукционизмом мешают? Или исихазм?
Познание определяют обычно как обретение какого-то абстрактного знания, описанного в научных терминах и проверяемого с помощью экспериментов. А ведь истинное знание — это то, которое мы чувствуем всем телом и всей душой, которое постоянно с нами, которое мы всегда хотим снова и снова проверить на себе и своих близких, использовать в самых сложных и неразрешимых ситуациях. И даже во взаимодействии с высшими силами, присутствие которых иногда реально ощущаем и даже видим результаты его «вмешательства в мир». Как написано в Библии, невидимое через творение Бога видимо (Рим., 1:20). Неважно, является материя отражением духа или дух существует на некоем материальном «носителе», мир един, и мы это ощущаем. А раз Бог — это Дух (Иоан., 4:25), то люди не имеют прощения, если грешат против самого Духа, который стал для них доступен, благодаря зрению и разуму.
Замолкаю. Каждый взрослый человек (по данным статистики) способен дать исчерпывающий ответ на подобный вопрос. А я его уже десятки раз ставил и сам на него отвечал. Так что на Новый год выпьем, товарищи… Тост см. выше.
И вообще, если мыслить не желаете, читайте хоть что-нибудь, кроме призывов учёных-пропагандистов и историков-философов. И критически воспринимайте Поппера, Хайека, Хомского, Фукуяму, Витгенштейна, Арона, Дерриду. Ну их всех…!
Старайтесь, чтоб у вас всегда было хоть что-то реальное, чем на хлеб зарабатывать в грядущую эпоху. Ведь в мировую систему управления интегрируют не олигархов или политиков, не евреев, китайцев или американцев, а совсем других людей.
Как пели в детстве: «Дядя Вася, я снялася, в новой кофте голубой! Что ты строишь мне гримасы? Я в совсем, в совсем другой!»
Другой это значит тот, кто имеет не кофточку на все случаи жизни, а знания, веру, убеждения, и власть (в том числе, духовную). Воспитывайте в себе лидера, а не раба!
…………….