18 подписчиков

Создаём фототравление в Компас 3D

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D. Я просто опишу основные шаги работы, чтобы вы могли понять как устроен процесс и решить насколько вам всё это нужно.

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.

Для начала, прошу бегло проглядеть несколько следующих видео, чтобы мне не пришлось рассказывать уж совсем базовые основы Компас 3D. Но если вы имеете опыт работы с CAD программами - то их можно и пропустить.

И так, мы хотим создать фототравлёную деталь, используя инструмент "листовое моделирование". С чего нам нужно начать работу:

Два основных способа

В контексте моделизма мне кажутся наиболее важными 2 способа:

1. Самый распространённый способ - это строить деталь шаг за шагом: грань, сгиб + грань, сгиб + грань и т.п.

Почти все гайды на Ютубе описывают этот способ, вот и от меня небольшой пример:

Подходит для большинства наших задач, для построения простых объектов.

2. Другой способ - построить деталь по контуру объекта. Сейчас объясню, что это значит.

Допустим наша фототравлённая деталь сгибается в объект сложной формы, вроде куба или призмы, типа таких:

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-2

В этом случае проще создать обычный объект (заготовку) сложной формы, копирующий габариты согнутой детали. А уже затем построить деталь либо по внешнему или по внутреннему контуру этой заготовки:

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-3
Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-4

2.1. При построении по внешнему контуру мы как бы оборачиваем заготовку пластиной, выделяя грань за гранью. Это удобно, если фототравлённая деталь впоследствии будет насаживаться на пластиковую/смоляную деталь. (то есть заготовка в данном случае копирует её габариты). Записал небольшое видео с примером:

2.2. Построении по внутреннему контуру выполняется аналогично, просто в процессе мы выделяем внутренние грани вместо внешних. Это удобно, если согнутую фототравлёную деталь необходимо впоследствии вставить в углубление/паз/отверстие/выемку в пластиковой/смоляной детали. Так же сделал для вас видео с примером:

В обоих случаях заготовку я рекомендую делать с запасом (чтобы исходные грани были побольше). Ибо потом мы будем просто убирать/вырезать лишнее.

Вы можете заметить разные пугающие парметры вроде "коэфициент нейтрального слоя", "радиус" и прочие. О них мы ещё поговорим отдельно.

Вырезы и канавки для сгибов

Допустим, что после предыдущего пункта у нас готова основа для нашей детали. Основа в уже согнутом виде.

Далее мы разворачиваем деталь и добавляем недостающие сквозные вырезы, углубления и канавки. Инструменты аналогичны тем, что мы используем, работая с обычным твёрдым телом, то есть мы делаем эскиз и применяем "вырезать выдавливанием" на всю толщину или на половину толщины.

Немного подробнее остановимся на канавках.

Вы же помните зачем нужны канавки? Чтобы помогать моделисту делать ровные сгибы в задуманных местах. Сгибы бывают двух видов:

1. Острые. То есть с минимально возможным скруглением. Делаем через обычное прямоугольное углубление:

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-5

2. Скругления. То есть угол огибает определённый радиус:

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-6

На мой взгляд тут большой прямоугольный вырез подходит не очень хорошо и я предпочитаю в этом случае делать много небольших канавок по всей площади сгиба. Можно использовать как продольные, так и поперечные. Я предпочитаю поперечные (вариант слева), потому что продольные могут дать едва заметные грани на внешней поверхности, что нам не нужно.

Технически в Компасе поперечные грани делаем так: рисуем одну канавку, а затем размножаем её через операцию "массив по сетке":

Параметры для сгибов

Есть такая вещь, как коэфициент нейтральной оси:

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D.-7

https://www.adhmt.com/ru/k-factor-bend-allowance-and-bend-deduction/

То есть это линия, от которой Компас считает ширину полоски металла в месте сгиба. По умолчанию ставит значение 0.4

И проблема в том, что для нас 0.4 это не совсем корректно, как минимум для острых сгибов. Ибо по всей длине и ширине острого сгиба мы делаем канавку, по которой моделист и будет сгибать деталь. И канавка делает металл в 2 раза тоньше.

То есть коэфициент нужно скорректировать, но как? Для себя я пока выработал следующее решение по острым сгибам:

1. Задать минимальный внутренний радиус сгиба, например 0.01

2. Задать коэфициент 0.65 - 0.7

Для обычных сгибов-скруглений (с поперечными канавками) я оставляю коэфициент по умолчанию равный 0.4

Не знаю как это сработает на практике. Но как проверю - обязательно поделюсь. Главное подписывайтесь, чтобы не пропустить :)

Я записал коротенькое видео, где подробно и на примере размышляю над этим вопросом. Буду благодарен, если объясните, где я не прав в комментариях. Тема для меня плохо исследованная.

Когда все детали готовы - можно приступить к сборке. Хотя это и не обязательный шаг, но рекомендую всегда делать сборку, если у вас несколько деталей комбинируются вместе. Как минимум это поможет проверить сходимость деталей.

Сборка

Тут всё просто:

1. Создаём отдельный файл сборки.

2. Вставляем туда файлы деталей. На этом шаге желательно размещать их друг напротив друга, на небольшом расстоянии.

Добавляем сопряжения, причём те сопряжения, что слепляют детали вместе - добавляем последними. На этом всё.

Как правило достаточно только одного типа сопряжения - "Совпадение". Иногда бывает полезна "Соосность".

"Совпадение" помещает грани в одну плоскость, что не всегда означает слепливание деталей вместе. Что очень полезно.

Так же "Совпадение" можно применять между гранью одной детали и ребром другой. Это полезно когда одна деталь лежить на искосок на другой.

Рекомендую добавлять больше сопряжений, ибо это позволяет ловить ошибки, когда одна деталь залезает в другую.

Я записал коротенькое видео процесса сборки:

Напоминаю, что можно психануть и целиком сохранить сборку в STL файл и просто напечатать на 3Д принтере.

Что дальше?

И опять статья получилась слишком объёмной. Потому последний шаг я опишу в заключительной части. В следующей статье мы научимся переносить готовую листовую 3D деталь из Компаса в векторный 2D файл:

С вас лайк и подписка если материал понравился!