Сандармох, Соловецкий лагерь, Медвежьегорск – как же тут обойтись без строительства Беломорканала. Либералы любят рассказывать про него ровно три вещи. Во-первых, канал никому бы не нужен, даже Сталину. Во-вторых, строили его только зэки рабским способом. В третьих на стройке убили 86 тысяч зэков. Как думаете, хоть что-то из этого правда?
Беломорканал – не просто папиросная пачка, это удивительная, титаническая стройка. Это первый из великих каналов Сталинской эпохи. Коренная перестройка транспорта новой промышленной державы. Державы Советской.
Что характерно, про этот канал мы знаем намного больше прочих. Знаем из первых рук – из разговоров с рабочими и инженерами. Да и с заключёнными строительного лагеря тоже.
Ну это мы знаем, либералы предпочитают не знать. Объявляют, что книга Горького о строительства канала, якобы, была полностью уничтожена в 1937 году. Ничего не сохранилось. Но и это не правда.
Я про первый монументальный производственный роман Союза – уникальный проект, вполне документальный. Называется книга очень просто «Беломоро-балтийский канал имени Сталина». Написана на нерве эпохи, в 1934 году.
Идею написать книгу Горькому подсказал Сталин на очередной встрече. Мол, Вы жалуетесь, что нет хорошей темы для большого советского романа. Пожалуйста, будет Вам тема.
Стройка, какой мир не видел. Никакие Панамские каналы и рядом не стояли. Видано ли – связать Белое море через Онежское море с Балтикой. И это только начало большого северного пути аж до Берингова пролива!
Горький тогда собрал сто двадцать журналистов и литераторов и отправился на строительство канала. Было собрано огромное количество историй живых людей – строителей и проектировщиков канала.
В саму книгу вошли очерки тридцати шести авторов. Шесть сотен страниц непростого и вовсе не плакатного рассказа о сражении людей с суровой карельской природой.
Читаешь и поражаешься. Первый миф либералов сыпется в прах. Канал был нужен, очень-очень, жизненно необходим молодой стране. Стране стремительно становящейся мировым промышленным гигантом.
Ещё со времён Петра грезили каналом в этих местах. Вопрос пытались поднять и в девятнадцатом веке. Но первые, кто смогли прорубить водную артерию – большевики.
«Никому не нужный канал» активно работает и сегодня. Огромные массы грузов идут по нему дешёвым водным путём.
Про лагерь строителей либералы не врут. Только забывают сказать, что на строительстве канала до трети рабочих были вполне вольнонаёмными. Там же были вполне себе свободные поселения бывших кулаков, которые взялись за работу на канале.
Канал был и удивительным экспериментом по перевоспитанию бывших уголовников, вредителей, врагов советской власти. Не уничтожить, дать путёвку в честную жизнь, ударной работой заслужить право зваться трудящимся человеком.
Горький называл труд на строительстве канала – билетом на паровоз в честную жизнь. И это правда, десятки тысяч бывших преступников после строительства канала были досрочно освобождены. Сотни награждены за ударный труд.
Люди получали новые рабочие профессии, много учились, становились полноправными хозяевами своей страны. Поразительный проект перевоспитания социально больных людей.
Конечно, были и потери. Строительство такого масштаба просто не может обойтись без них. А по некоторым данным на стройке работало за сто тысяч человек.
Но это вовсе не было лагерем уничтожения. Условия жизни, работы, питания заключённых и вольнонаёмных были одинаковыми. Тяжелый труд, но вовсе не царская каторга.
Байки либералов про 86 тысяч уничтоженных заключённых – байки и есть. Зачем тянуть сову на глобус?
Да и представлять одно из крупнейших строительств мира как миллионы зэков, грызущих железным кайлом камни… Это же не времена фараонов.
Канал построен в рекордные сроки, всего за несколько лет. На строительстве работали тысячи грузовиков и паровозов, гигантские землеройные машины. Никакими руками без техники такую стройку не объять.
Вот как писали о строительстве канала в той самой книге:
«Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера. В то же время – это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда».
И это не просто красивая фраза. Главная битва шла вовсе не с камнями и песками Карелии. В головах битва шла. Как сделать жуликоватого мещанина советским человеком, хозяином своей страны.
Книга рассказывает о маленьких людях. О людях, от которых в царское время ничего не зависело. Сколько ни работай, всё отнимут капиталисты. Выхода из такого ровно два: забыться в самогоне или на большую дорогу разбойничать. Они и разбойничали.
А здесь людям дали возможность совершить великое дело, невиданную стройку. Совершить плечом к плечу с товарищами. Ощутить себя подлинно людьми. Быть может, это и было главным в строительстве канала.
Вот как писал Горький в книге о канале:
«Что еще, кроме человеческого отношения к себе, могли видеть «каналоармейцы», и о чем еще они не умеют рассказать?
Им показано было, что, вот, они, маленькие люди, обитатели «шалманов», где их грабят, будучи коллективно организованы на бой против каменного упорства природы, могут быстро побеждать ее сопротивление целям пролетариата, изменяющего мир».
Опять же, звучит красивой фразой. Но это ровно правда, которая выкристаллизовалась из бесед с сотнями строителей канала. В книге описаны люди, порой, совсем простые, малограмотные. Но эта мысль ярко горит почти в каждой судьбе каналоармейцев.
В книге приведён любопытный документ как Советская власть оценила ударный труд каналоармейцев. Читаем постановление Центрального исполнительного комитета СССР от четвёртого августа 1933 года:
«В связи с успешным окончанием строительства Беломорско-балтийского канала имени товарища Сталина, сооружения, имеющего огромное народнохозяйственное значение…»
Всесоюзный староста Калинин сообщает, что по итогам сдачи канала в эксплоатацию досрочно освобождены почти двенадцать с половиной тысяч осуждённых. Так и пишет:
«Как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства».
Кроме того, почти шестьдесят тысяч получили существенное сокращение сроков наказания. Отдельно отличившиеся на стройке получили не просто освобождение, а полное снятие судимости и восстановление в гражданских правах. Таких набралось более пятисот человек.
А теперь самое удивительное. Знаете, что Калинин поручает чекистам в отношении освобожденных бывших преступников? Ни за что не поверите – отправить людей учиться.
Да не просто учиться, выплачивать студентам по линии ОГПУ отдельную стипендию! Читаем третий пункт постановления:
«Поручить ОГПУ Союза ССР обеспечить дальнейшее поднятие квалификации в строительном деле наиболее талантливых работников из числа бывших уголовников-рецидивистов и при поступлении их в учебные заведения обеспечить стипендией».
Как-то не стыкуется официальный документ правительства с байками либералов. Где десятками тысяч злые чекисты уничтожают несчастных лагерных сидельцев. А те дедовским кайлом безуспешно грызут мёрзлую землицу.
Напомню, книга сугубо документальная. Писавшие этот труд на шестьсот страниц на стройке канала жили. Видели своими глазами.
Так и книга вышла тяжёлой и местами даже мрачной. Это не радостная комсомольская стройка. Не лубок и не агитационный плакат.
Это про подвиг десятков тысяч рабочих, создающих для молодой советской страны жизненно необходимую водную дорогу. Про подвиг людей, совсем недавно бывших прямыми врагами общества. Врагами самих себя.
Это книга про гигантскую фабрику перевоспитания людей от бандитизма, мещанства, эгоизма. Про тот самый билет на поезд в честную жизнь.
Тяжёлая и непростая история человеческих судеб. А нам всё твердят про бессудные расстрелы, про Медвежьегорск, где была главная контора строительства канала, про урочище Сандармох, про соловецкие лагеря.
И про товарища Сталина, который прокатился на катере по свежеоткрытому каналу. И обронил, якобы, что канал узкий, ни на что не годен и вообще, непонятно зачем убили столько людей на стройке.
Что ж, можно и так. Главное не забывать повторять, что сугубо документальная книга Горького о строительстве канала абсолютно не сохранилась. Поверят этому – поверят всему.