В ночном скоростном поезде Остенде — Варшава два человека в чёрном не спеша прошли по вагону и один из них тихо постучал в дверь купе номер 7. Замок двери купе щёлкнул и в проёме показалось лицо пожилого человека лет шестидесяти. Двое представились сотрудниками полиции и вошли в купе, закрыв за собой дверь изнутри на замок. Вошедшие заявили, что им нужно осмотреть купе и учинили настоящий обыск, перевернув всё «вверх дном». Они торопились, не говоря ни слова что-то искали. Провозившись несколько минут двоица выглядела разочарованно и всё неприятнее посматривала на пассажира купе, который не на шутку встревожился за свою жизнь. Один из ночных гостей вынимает откуда-то из-за пазухи пистолет с глушителем и прикладывает его к груди пассажира. Взгляд нападающего решительный.
«Где тайник? Я считаю до трёх, и стреляю. Один...»
И пассажир сдался, указав глазами на дальний угол купе под сиденьем.
В указанном месте, отодвинув перегородку, один из нападавших обнаружил тайник. В маленькой нише находился всего лишь свёрток бумаг. Вероятно, это были какие-то документы. По удовлетворению на лицах нежданных визитёров было понятно, что они получили то, за чем пришли. Быстро пробежав глазами по бумагам, один из нападавших засунул их во внутренний карман своего пиджака, и спокойно, не говоря ни слова, вышел из купе. Второй уставился на пожилого пассажира и навёл на него пистолет с глушителем. Пассажир закрыл глаза, ожидая «последний» выстрел. Но нападавший не стал стрелять и спокойно вышел из купе, закрыв за собой дверь. Документы, что перехватили нападавшие, оказались чертежами и технической документацией британо-французского сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд».
Через четыре года, 31 декабря 1968 года, впервые в истории гражданской авиации, в небо поднялся сверхзвуковой пассажирский самолёт, но не британо-французский, а советский «Ту-144».
Гонка между сверхдержавами за создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта, (далее для удобства СПС), стала вопросом престижа для Советского Союза и стран Запада. После неудач в Корее и во Вьетнаме, США и странам Западной Европы нужно было во что бы то ни стало доказать своё превосходство. Советскому Союзу нужно было также отстоять своё техническое превосходство над Западом. И запуск первого СПС становится частью беспощадной «Холодной войны».
В 1962 году в Лондоне встретились министр британской авиации и французский посол. Они-то и заключили соглашение на совместную разработку и строительство первого в мире СПС.
Ведётся разработка СПС и в США, где проект оказался самым грандиозным. Американцы планировали создать СПС на 300 посадочных мест, с крейсерской скоростью 3 МАХ, то есть трёхкратно превышающей скорость звука. Однако, при испытаниях выяснилось, что в полёте фюзеляж авиалайнера будет разогреваться так, что буквально превратится в раскалённую печь. Кроме того авиалайнер должен подниматься на высоту 18 километров — практически в стратосферу. Малейшая ошибка в расчётах конструкторов грозила катастрофой. И это ещё не всё. Пассажиры должны чувствовать себя комфортно в полёте, иначе на СПС никто не будет летать.
И всё-таки первый СПС поднялся в воздух и «гордо расправил крылья» именно в советском небе. Этот запуск спутал все карты западных стратегов. Сразу же посыпались обвинения в том, что советская разведка добыла чертежи «Конкорда» и на его основе произвела на свет свой самолёт. Но очень быстро эти обвинения стихли так же неожиданно, как и появились.
Вторая половина XX века это время, когда фантастика становится былью. Межпланетные корабли уже бороздили космическое пространство, садились на Луну и Венеру. Казалось, наступило будущее, теперь воплотить в жизнь можно ранее невиданные идеи. Проект СПС стал одним из таких «фантастических проектов».
В СССР между тем полным ходом идёт работа над своим собственным сверхзвуковым лайнером. Да, разведка Советского Союза начала операцию «Брунгильда» по сбору информации о западном СПС, возможно, что-то удалось добыть. Но ни о каком копировании западного «Конкорда» и речи быть не может. Наш Ту-144 это полностью самодостаточная, совершенная машина. Она на 3 метра длиннее «Конкорда», площадь крыла нашего Ту-144 целых 507 м², вес 97 тонн, вместимость салона более 150 посадочных мест. А характеристики британо-французского самолёта иные. Он заметно меньше, площадь крыла всего 358 м² при весе 79,3 тонны и вместимости на 100 посадочных мест. Конструкция шасси у обоих лайнеров совершенно разная. Максимальная грузоподъёмность нашего самолёта на 3 тонны больше западного. Удивительно, но носовая часть нашего Ту-144 может регулироваться командиром корабля, подниматься и опускаться. У нашего Ту-144 по бокам при взлёте и посадке раскрывались специальные приспособления — «ушки», которые существенно гасили скорость самолёта. У «Конкорда» ничего подобного нет, ведь он значительно легче.
*
*
Топливная система обоих машин также разная. Ноу-хау советского СПС стала система закачки жидкого азота в пустые баки, который вытеснял кислород и пары топлива, тем самым решалась проблема пожарной безопасности. В западной модели такая система отсутствовала.
Таким образом, наш Ту-144 оказался более совершенным и продвинутым своего западного собрата. Эксперты до сих пор называют Ту-144 вершиной отечественного авиастроения.
*
*
А вот США оказались «слабым звеном». Они выбыли из гонки СПС в начале 70-х.
Наш Ту-144 и его западный собрат начали успешно совершать авиарейсы с пассажирами на борту. И, казалось, всё хорошо, но почему-то очень скоро руководство СССР приняло решение отказаться от эксплуатации ТУ-144. Но почему?
Существует версия, что СПС кушает запредельно много топлива. Двадцать тонн на один час полёта. Обычный реактивный пассажирский авиалайнер кушает за час не более трёх тонн. Эксплуатация СПС становится нерентабельной.
Следовательно, пассажироперевозчик эксплуатировал эти машины себе в убыток. Так, стоимость одного билета в один конец должна была доходить до 300 рублей, а это две зарплаты советского инженера. А стоимость билета в «Конкорде» — 10 000 долларов США.
Советское правительство отменило все полёты Ту-144 всего через семь месяцев после начала пассажирских перевозок в 1977 году. «Конкорд» перевозил пассажиров до 2000 года, но летали на нём весьма богатые персоны, которые могли раскошелиться и выложить за полёт кругленькую сумму.
Второй причиной отказа от пассажирских рейсов Ту-144 считается звуковая ударная волна при переходе самолёта на сверхзвук, которая двигалась за самолётом на всём протяжении полёта и под её воздействие попадали люди на земле.
После прекращения пассажирских рейсов, Ту-144 продолжил нечастые грузовые полёты, в основном на Дальний Восток.
В заключении мы можем констатировать, что создание Ту-144 стало грандиозным успехом отечественной науки и техники. Передовые технологии, разработанные для нашего СПС, применяются в современных российских самолётах. При разработке Ту-144 открыты и освоены новые методы получения титановых и алюминиевых сплавов. Производство двигателей, оборудования, электроники совершило качественный скачок. В 1993 году американское агентство NASA признало наш Ту-144 единственным пассажирским самолётом, способным подняться в стратосферу на высоту 20 километров.
Это любопытно, но сегодня в России существует несколько проектов возрождения современного сверхзвукового пассажирского самолёта. Настанет день и он поднимется в небо и вновь расправит крылья.
Вот такая история, друзья мои. Выводы делайте сами. На этом ставим точку.