25,9K подписчиков

Почему опасно глушить систему EGR?

9K прочитали
Народ, всем оксидо азотистый привет, вы на канале для взрослых и адекватных людей.

Народ, всем оксидо азотистый привет, вы на канале для взрослых и адекватных людей.

Сегодня предлагаю поговорить о системе рециркуляции отработанных газов – она же EGR, которая устанавливается практически на все современные двигатели и отсутствует пока, только на некоторых бензиновых турбомоторах.

Разберемся, зачем она вообще нужна, разберем ее плюсы и минусы, потому что многие думают, что система EGR — это просто отвод, части выхлопных газов обратно в двигатель, чтобы они там догорели и не портили так сильно окружающую среду. При этом происходит сильнейшее загрязнение двигателя изнутри.

Я думаю, все вы видели, забитые грязью клапана ЕГР, впускной коллектор, дроссельную заслонку и камеру сгорания. Ужас, одним словом, а не система.

Поэтому, многие сразу глушат ее, чтобы сохранить чистоту двигателя и избежать расходов по чистке и профилактике системы. Но, решая таким образом одни проблемы, вы рискуете получить другие. Порой более дорогостоящие.

Потому что на самом деле, принцип и логика работы данной системы несколько иная чем принято считать. При этом у нее есть и положительные стороны, про которые мало кто знает. А они есть.

Для чего нужна система EGR?

На самом деле, ключевой задачей системы EGR является не дожигание выхлопных газов, а снижение температуры горения, топливовоздушной смеси в цилиндрах, с целью снижения уровня оксидов азота. Их образование в камере сгорания вызвано как раз высокой температурой.

Высокая температура приводит к тому, что кислород и азот, которые содержатся в подаваемом воздухе, начинают взаимодействовать между собой.

И кислород, который необходим для полноценного сжигания топлива начинает замещаться оксидами азота. В результате теряется мощность двигателя, повышается расход топлива, и как следствие возрастает токсичность выхлопных газов.

Принцип работы, всей системы EGR основан на замещении: части кислородной смеси (то есть воздуха) на бескислородную (то есть, выхлопные газы).

Вопреки устойчивому стереотипу, никакого "дожигания" выхлопных газов в камере сгорания не происходит, только снижение количества кислорода в смеси, подающегося в цилиндры.

Выхлопные газы забирают на себя часть энергии от горения, замедляя процесс, что приводит к снижению температуры в камере сгорания и препятствует образованию оксида азота, который является сильнейшим ядом.

Главным элементом системы рециркуляции отработавших газов является клапан EGR. Именно он позволяет определенной части отработавших газов попадать обратно во впускной коллектор, где они перемешиваются с новой порцией поступившего во впуск воздуха.

Все начиналось с простых механических систем, клапаны которых работали от вакуума.

Но как оказалось, если в дизельном двигателе сильно снизить температуру в камере сгорания, начинается очень быстрое образование сажи, а чтобы этого не происходило, температура в камере сгорания должна быть в определенном диапазоне, не выше и не ниже конкретных значений.

Поэтому простые механические клапана довольно быстро заменили на сложные системы с электронным управлением.

Логика работы клапана EGR бензинового и дизельного двигателя – различается, это зависит так же от особенностей конкретного типа двигателя.

Для снижения негативного влияния системы EGR, в том числе, на динамические характеристики автомобиля, скорость прогрева мотора, и качества сжигания топлива, установлены ограничения на работу системы, умная электроника позволяет это сделать.

Если очень упрощенно, например, у дизельного двигателя клапан EGR закрыт в режиме прогрева и начинает работать только на прогретом двигателе с режимов холостого хода.

Чем выше нагрузка на двигатель, тем меньшее количество отработанных газов клапан EGR направляет обратно во впуск, а в моменты пиковых нагрузок клапан полностью закрывается (это позволяет не снижать мощность двигателя, когда она нужна).

У бензиновых двигателей клапан EGR на холостом ходу закрыт, так же он закрывается в момент пиковых нагрузок. Система начинает работать в режимах, когда нагрузка на двигатель низкая или умеренная.

Со временем, системы EGR продолжали эволюционировать и становились все сложнее, все глубже внедряясь в процесс смесеобразования. А современная управляющая электроника открыла дополнительные возможности системы, про которые знают не многие.

Например, снижение температуры в камере сгорания оказалось очень эффективным средством в борьбе с детонацией при переходных режимах работы двигателя, а это, в свою очередь, даёт возможность использовать более раннее зажигание, что не только снижает расход топлива, но и добавляет немного динамики.

Чтобы дополнительно снизить температуру подаваемых выхлопных газов, стали устанавливать жидкостные теплообменники.

Плюсы очевидны, выхлопные газы охлаждаются, а антифриз, наоборот, нагревается. За счет чего немного ускоряется прогрев дизельных ДВС. И это хорошо, ведь для большинства из них, нагреться в холодное время года – проблема.

Так же, с системой EGR можно установить меньший угол опережения впрыска топлива, что делает работу мотора более тихой, мягкой и с меньшей вибрацией.

Дизельный мотор с EGR работает мягче и тише в режиме холостого хода, так как меньшее содержание кислорода приводит к понижению давления в момент сгорания топливно-воздушной смеси.

Именно поэтому многие замечают, что после глушения системы, современные дизельные двигатели начинают работать немного «жёстче» чем раньше.

Помимо этого, современные системы EGR выполняют сброс избыточного давления, во впускном тракте, при резком снижении оборотов двигателя после режима высоких нагрузок. В этот момент клапан открывается на короткое время, пока есть перепад давления от впуска к выпуску.

Функция прожига фильтра твердых частиц (DPF), если автомобиль им оборудован, тоже происходит при непосредственном участии системы EGR. При прожиге DPF фильтра, дроссельная заслонка прикрывается, а клапан EGR приоткрывается, чтобы обогатить смесь и дать парам не сгоревшего топлива достичь фильтра твердых частиц.

Кроме того, система EGR позволила сделать температуру в камере сгорания не только управляемой, но и более стабильной, что очень важно.

Для бензиновых моторов плюсами системы EGR становится меньший перепад давления в области дроссельной заслонки.

А снижение температуры горения - уменьшает детонацию, позволяя установить ранее зажигание для повышения моментной характеристики двигателя.

Стоит ли глушить систему EGR?

Многие уверены, что система рециркуляции «душит» мотор отнимая мощность, не позволяя цилиндрам наполняться чистым воздухом в полной мере.

Еще более частой причиной отказа от рециркуляции становится сильное загрязнение впускного коллектора, а также клапана EGR.

Все элементы системы рециркуляции страдают от нагара в условиях эксплуатации двигателя на топливе низкого качества. Ну а профилактика и возможный ремонт системы требует определенных финансовых затрат.

Поэтому, большинство водителей по этой причине немедленно «глушат» рециркуляцию отработавших газов и не заботятся о целесообразности такого решения.

Очень часто люди глушат систему EGR пытаясь таким образом продлить «жизнь» двигателю с проблемами. Либо, пытаются избавиться от неисправности, которая на самом деле, никак не связанна с данной системой.

Например, считается, что работа системы EGR приводит к засорению самого клапана и впускного тракта толстым слоем нагара. Но дело в том, что выхлопные газы, сами по себе не несут частиц масла.

У исправного двигателя на выпуске могут наблюдаются только мелкие частицы сажи. А вот толстые маслянистые отложения образуются как раз от попадания моторного масла.

Источников его попадания туда немного – часто это большое количество картерных газов в сочетании с плохой работой маслоотделителя. Как правило уже забитого. При этом, работа системы вентиляции картера как правило уже нарушена.

Нередко, cистема EGR страдает от нагара в результате механического износа турбокомпрессора, поршней и цилиндров, закоксовки форсунок, а также от различных сбоев в работе датчиков, которые передают на ЭБУ сигналы для управления клапаном EGR.

По-хорошему, нужно не глушить EGR, а проводить профилактику или ремонтировать соответствующие системы двигателя.

Прежде чем просто заглушить систему EGR, вы должны понимать, что она достаточно сильно укоренилась в современном автомобиле и нужна не столько для экологии, а для обеспечения более правильной и безопасной работы современного двигателя.

Просто взять и поставить заглушку, как многие делают, нельзя. На первых системах с механическим клапаном это работало, сейчас нет. Нужно обязательно перепрошивать блок управления двигателем.

Если это не сделать, ЭБУ будет продолжает открывать клапан, как и раньше. Но выхлопные газы попадать в камеру сгорания уже не будут. В результате зажигание получается сильно ранним для таких условий работы, что дополнительно повышает температуру в камере сгорания.

Как результат возможно появление никому не нужной детонации, следом блок управления начинается бороться уже с ней, опять же не понимая до конца ее причин, и что не все инструменты ему уже доступны.

Кстати, удалив катализатор и оставив при этом клапан EGR, мы тоже можем нарушить работу системы. Потому что блок управления рассчитывает на противодавление, которое создается из-за катализатора.

А если давления нет, клапан откроется, а газов не будет? В таких случаях система начинает работать некорректно. Выяснить, что не так с топливными коррекциями, углами зажигания, и повышенным расходом топлива диагносту будет очень сложно.

Еще один очень важный момент. Так как система EGR работает не всегда, а только при определенных условиях и режимах то и нештатная работа двигателя так же будет присутствовать далеко не всегда.

Поэтому негативные последствия могут быть очень растянуты во времени. Но тем не менее они будут. Климат у всех разный, длительность поездок и нагрузки тоже, конструктив ДВС так же различается, поэтому, если у кого то особых проблем сейчас нет, не факт, что при ваших условиях и режимах движения они не появляться.

По факту, для многих, самым большим минусом является то, что систему нужно периодически чистить и обслуживать. Сажа появляется из-за некачественного топлива, некачественного масла и несвоевременной замены воздушного фильтра. Да и просто так, она тоже, конечно, образуется, но не так сильно. Кстати топовые рецептуры моторных масел найдете по ссылке в описании, поможем с подбором.

То есть, за системой, чтобы она нормально работала, нужно следить и делать профилактику в виде чистки примерно раз в 80-100 тысяч км., тогда она будет и дальше работать нормально, а многие делать этого не хотят. Многие масло не меняют вовремя, а тут еще что-то разбирать и чистить периодически нужно…

Поэтому, людям проще удалить систему EGR. И если сделать это правильно, в том числе перепрошить блок управления то в принципе, все будет работать практически штатно.

Но вреда в таком случае будет нанесено больше вовсе не экологии, а своему организму. Сами же и будете дышать этой гадостью стоя в пробке. Помимо своего выхлопа вдыхая оксиды азота от соседей, по потоку которые тоже не любят заморачиваться. А оксид азота это сильнейший ЯД.

Если у вас с двигателем все нормально и он работает правильно, то я советую просто периодически чистить систему и ничего не удалять. Пользы от системы EGR всё же больше, чем вреда.

А если все-таки хотите удалить, то помимо заглушки на клапан, обязательно устанавливайте качественную прошивку, и делайте это в проверенном автосервисе.

Но есть нюанс. Если для пожилых двигателей, как правило, есть заводские прошивки, для рынков, куда поставлялись авто без системы EGR, то вот в современном движке мастеру придется править заводскую прошивку в отсутствии альтернативной.

Сложность в том, что просто отключить срабатывание клапана мало, потому что логика управления завязана еще на многих параметрах и качественное отключение системы EGR у специалистов, которые понимают, как это работает и что нужно сделать, удовольствие не дешевое. И чем сложнее авто тем дороже эта работа.

В среднем цена качественного удаления системы от 25 до 60 тысяч рублей в зависимости от множества нюансов.

А может проще пару раз в 100 000 пробега просто отдать авто в сервис на профилактику системы? Цена вопроса от 5 до 20 тысяч рублей, опять же в зависимости от сложности работ.

А если есть проблемы с ДВС, то заодно и их устранить, а не глушить все подряд, но тут каждый решит для себя сам.

Мы поможем подобрать лучшие рецептуры моторных масел. Гарантия качества и оригинальности продукции от канала Project X. Поможем с подбором.

Наш Telegram канал: https://t.me/projectx55

Автомобили с аукционов Японии, и Южной Кореи и Китая. Отправка в любой регион России. Япония Экспорт Омск.

Группа в VK: https://vk.com/japanexport

Наш Telegram канал: https://t.me/JapanExport

YouTube канал Япония Экспорт - Авто из Японии: https://www.youtube.com/channel/UCuMPfSQkjN1r96fypL4N-hw

Наш сайт: http://japanexport55.ru/