Жан-Люк Годар

Наконец-то я смог ознакомиться с одним из родоначальников французской новой волны и готов поделиться своими впечатлениями.

Начиная с самого первого фильма, который принес Годару популярность ("На последнем дыхании" 1960), меня не отпускала мысль: что-то с ним не так. Посмотрев еще несколько проектов вплоть до современности и почитав работы киноведов, я пришел к выводу, что Годар не должен был стать режиссером.
Вся его фильмография построена на отрицании старого. Он ломает сначала язык французского кино, а потом и мирового. Он идет наперекор всем устоям и традициям, издеваясь над ними. Но есть одна проблема: он знает, как не надо делать, но никак не может придумать, как надо делать. Судя по его биографии и фильмографии, он всю жизнь находился в поиске идеального фильма, который так и не смог создать. "Книга образов" 2018 года - это очень близкое к тому, что Годар хочет видеть в кино. Он постепенно шел к созданию такого фильма, постоянно упрощая фильм до "набора образов". «История кино» 1988, «Новая волна» 1990, «Фильм-социализм» 2010 - по эти проектам можно проследить, что Годар все больше уходит от сценария к образам. И вот "Книга образов" - это условно "чистое кино", свободное от сценария, актерской игры и прочего. И он сделал этот фильм для себя, наполнив его образами, которые важны для него. Но зрители, по большей части, не смогли понять, что хотел сказать Годар.
Мне кажется, что в кино ему нечего было сказать. Я посмотрел много его фильмов, и только в одном я увидел хорошо прописанный диалог - это фильм "Китаянка" 1967 года. Эпизод в поезде, где преподаватель объясняет студентке, что она заниматься детским бредом, а социализм - более сложное занятие. Этот диалог реально хорошо прописан и поставлен. Это то, что реально хотел сказать Годар. Во всех остальных фильмах диалоги пустые.

Меня очень зацепила история его ухода из жизни: эвтаназия, которая разрешена в Швейцарии, где Годар жил последние годы. На 92 году он принял решение вот так уйти. Казалось бы, в глазах критиков ты гений, у тебя все деньги мира. Почему? Родственники сообщили, что он был полностью здоров, несмотря на возраст, но был сильно истощен. Мне кажется, он устал искать. Устал искать "идеальную форму кино". А устал как раз потому что не нужно было ему заниматься режиссурой. Он прекрасный критик и историк кино, но режиссер очень никудышный. В конце 60-х, после майских событий 1968 года, уже не было таких бунтарских настроений в молодежной среде, кинематограф перестроился и Годар стал терять актуальность. Плюс ко всему он сам начал постепенно закапывать репутацию, увлекшись маоизмом. И сейчас, если взглянуть на рейтинг Кинопоиска, можно увидеть, что лучшие проекты Годара остались в 60-х. Да, он снимал до конца своей жизни, но по большому счету, самое полезное, что Годар сделал для кино - это встряхнул покрытый мхом французский кинематограф и открыл звезду Жана-Поль Бельмандо.
Я не думаю, что Годар уходил с чувством спокойствия. Я могу понять Робина Уильямса, который покончил с собой на фоне болезни, но Годар должен был дотащить свой груз. Но он просто сдался. Ушел очень красиво, в стиле Годара, но сдался.

Наконец-то я смог ознакомиться с одним из родоначальников французской новой волны и готов поделиться своими впечатлениями.