Найти тему
512,3K подписчиков

«Вколите ему снотворное и бросьте в самолет». Футбольная карьера как вечеринка

2,8K прочитали

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».

«Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».

Только исполнилось восемнадцать – взяли в первую команду «Арсенала»: «У нас сломался полузащитник. Садись в поезд и дуй в Норвич». Скаут «Арсенала» Стив Роули представил новичка: «Это Рэй Парлор. Вечно барагозил в школе, а теперь хочет стать крутым футболистом. Поселили в номер Пола Мерсона. С Мерсоном никто не хотел жить, там всегда было свободное место. Мерсон лежал на диване и смотрел собачьи бега. «На кого ставить?» – спросил он вместо приветствия.

«Раз ты теперь в первой команде, можешь ходить с нами в паб», – услышал потом Парлор от Тони Адамса, капитана «Арсенала». В один из первых походов Парлор попросил Адамса о помощи: «Можешь дать ключи от своего дома?» – «Нет проблем». Парлор повез девушку на такси, рассказал про бассейн у дома, подвел к двери, вставил ключ и – чуть не оглох от сигнализации.

Так, здесь какой-то код. У Тони шестой номер – значит, 6666. Может, 0000? Или 1111? Все не то. Тогда Парлор дернул за провод, сигнализация стихла, но подъехала полиция: «Это ваш дом?» – «Да. Ну, не совсем». Полицейский достал наручники, но на шум подошла мать Роберта Ли, полузащитника «Чарлтона», жившая рядом: «Оставьте его. Он и правда играет с Тони в одной команде». Приехал Адамс, пришлось отдать ему двести фунтов за порчу сигнализации, а девушка так долго смеялась, узнав, куда ее привез Парлор, что предложила встретиться еще раз.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-2

Против Бернара Ламбура

Пятью годами ранее Парлор выбирал между футболом и мотокроссом. У старшего брата был мотоцикл, вот и втянулся. Скорость, риск и крутые виражи увлекали все сильнее, но однажды врезался в камень, раскурочил ногу, наложили швы, и страсть к мотокроссу ослабла. Остался футбол. Рэй рысачил в лучшей школьной команде графства Эссекс, его взяли в «Фулхэм», отец, слесарь-водопроводчик, болел за «Вест Хэм», но переход одобрил, а 1987 году «Фулхэм» решил объединиться с «КПР». Затея провалилась, но из-за хаоса многие детские тренеры ушли, а за ними и Парлор – в «Арсенал». В своей автобиграфии The Romford Pelé Рэй рассказал, что к восьми утра приезжал на стадион «Хайбери», забирал выстиранную форму взрослой команды, сорок пять минут добирался до тренировочного центра, раскладывал форму в раздевалке, тренировался сам, а потом чистил старшим бутсы и вечером отвозил мокрые майки в стирку.

На одной из первых тренировок в «Арсенале» Парлор задел Стивена Клементса: «Ой, извини, я не хотел». – «Я капитан юношеской сборной Англии. Не трогай меня». Тренер Пэт Райс остановил занятие: «Что ты сказал?» – «Что он не может бить меня – я капитан сборной». – «Здесь ты не капитан сборной, – сказал Райс, а, когда Клементс отбежал, шепнул Парлору. – В следующий раз двинь ему еще сильнее».

Юноши «Арсенала» зарабатывали по двадцать семь с половиной фунта в неделю, еще три – за победу, а заодно получали по два билета на матчи основы и продавали их за десять фунтов каждый. Точнее продавал-то только Парлор: он собирал билеты, барыжил у стадиона и возвращался с сотнями фунтов. Но вскоре спекуляцию прикрыли, и тренер Джордж Грэм лишил Парлора билетов до конца года. Но не полегчало и потом. В декабре юниоры «Арсенала» пели рождественские песни перед игроками основы. Традиция, не отвертишься. Парлору досталась песня Little Donkey. Он встал на коробку и запел, но не учел, что капитан команды Тони Адамс забил автогол в игре с «МЮ» и газета Mirror напечатала его фото с ослиными ушами. Парлор не успел допеть – Адамс вылил на него ведро воды.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-3

Иан Райт, Рэй Парлор, Джордж Грэм и Тони Адамс

Через два года Адамс позвал Парлора в паб после тренировки. «Тони, но мне нужно купить подарок маме на Рождество». – «Так у нас полно времени. Выпьем пива и поедем в магазин». Устроились в баре отеля Palms, а к вечеру вспомнили, что магазины в Сочельник закрываются раньше обычного. «И что теперь делать?» – спросил Парлор. – «Не знаю. А эта штука не подойдет? – предложил Адамс. – Грузи ее в багажник. Мама будет счастлива». Довольные собой, Тони и Рэй вернулись в бар и продолжили заседание, но были прерваны полицейским: «Менеджер отеля сказал, что вы вынесли отсюда горшок с пальмой и спрятали его в машине».

В 1993 году с футболом завязал Дэвид О’Лири, сосед Адамса по номеру, и его место занял Парлор. Они стали чаще сидеть в пабах, но в тот раз решили разнообразить жизнь и зашли в Pizza Hut. А там – болельщики «Тоттенхэма»: обзывали Адамса ослом, кидались морковью. «Почему ты это терпишь?» – спросил Рэй. – «Да я привык». – «Сейчас я разберусь с ними», – с этими словами Парлор снял со стены огнетушитель, сорвал пломбу и залил пеной всю пиццерию.

Так же ловок Парлор был и на «Энфилде», где дебютировал за «Арсенал»: сбил Розенталя, привез пенальти, «Ливерпуль» победил, но «Арсенал» после игры предложил контракт на четыре года – двести двадцать пять фунтов в неделю. Следующая игра – с «Уимблдоном». Позиция Парлора – под нападающим Ианом Райтом. «Джим, ставьте на то, что я забью первый гол, коэффициент 33/1! – кричал Парлор старшему брату, – И приезжайте на игру». Райт прошел по левому флангу, прострелил в центр штрафной, и Парлор открыл счет. «Арсенал» выиграл 3:1, Рэй вышел из раздевалки и узнал: братья опоздали на поезд, приехали к счету 2:0 и не успели сделать ставку.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-4

С тренером Джорджем Грэмом Парлор выиграл Кубок Лиги и Кубок Кубков, а потом команде устроили отпуск в Гонконге. Ночь перед вылетом домой Рэй провел с Адамсом и Крисом Кивомья в ночном клубе Joe Bananas. В семь утра пошли к отелю, чтобы успеть на автобус в аэропорт, но заблудились и забрели в бандитский район. Парлор жевал крекеры со вкусом креветок и увидел парня, который копошился под капотом своей машины. Рэй бросил в него крекером, парень дернулся, ударился головой о капот, три игрока «Арсенала» захохотали и пошли дальше. На них налетели местные, вспыхнула драка, Тони с Крисом убежали, а Рэя арестовали. «Арсенал» улетел в Лондон без него. Он провел день в камере с парнем, который бился с Крисом Кивомья: «Да ладно, приятель, я тоже не люблю Криса», – пробовал шутить Парлор.

Назавтра суд. Грозило полгода тюрьмы, но адвокат извинился от лица Парлора, и влепили только штраф двести восемьдесят фунтов. «Ты оштрафован на две недельные зарплаты», – добавил управляющий директор «Арсенала». – «Да, конечно. Этого больше не повторится», – ответил Парлор. – «И еще. Мы нашли тебе лучшего адвоката. Его услуги обошлись в двенадцать тысяч». – «Но я получаю четыреста фунтов в неделю. Как я заплачу двенадцать тысяч?» – «Тебе положены пятнадцать тысяч за подписание нового контракта. Мы возьмем из них двенадцать». – «Теперь я плачу «Арсеналу», а не он мне, – подытожил поездку Парлор, встретив вечером Адамса. – Лучше бы я отсидел полгода».

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-5

На двусторонке во время первого летнего сбора с Арсеном Венгером Парлор обвел троих, пробросил мяч между ног Бергкампа и забил в правый верхний угол. «Ты прямо Ромфордский Пеле», – крикнул еще один голландец, Марк Овермарс. – «Ты даже не знаешь, где находится Ромфорд». – «Но я знаю, что ты оттуда». Через несколько дней Парлор заменился в товарищеской игре, стал раздавать автографы болельщикам, но сзади подкрался Бергкамп и спустил Рэю шорты. Тот и сам разыгрывал так Бергкампа, но месть получилась жестокой – под шортами Парлора не было нижнего белья.

«Просто вколите ему снотворное и бросьте в самолет», – часто предлагал Парлор. Из-за аэрофобии Бергкамп пропускал дальние выездные матчи (например, со «Спартаком»), а на остальные добирался в одиночестве. После игр автобус доставлял команду в аэропорт, а потом вез Бергкампа в Лондон. «Ну, как ты?» – спрашивал Парлор по телефону. – «Я под Донкастером». – «А, хорошо. А я захожу домой».

С приходом Венгера игроки «Арсенала» стали собираться в пабе только по выходным (Тони Адамс вообще завязал), сразу сделали золотой дубль, Парлор забил больше, чем за четыре предыдущих сезона и был признан лучшим игроком финала Кубка. Четырьмя годами ранее он получил тот же приз в финале Тулонского турнира, где английская молодежка обыграла Португалию. Партнерами Парлора были Сол Кэмпбелл, Джейми Реднапп и Робби Фаулер. После игр шли на пляж, пили пиво и дурачились. Как-то раз вратарь Алан Николс на спор засунул в рот двенадцать сигарет. Когда он поджег их, появился тренер сборной Рэй Уилкинс. «Что ты делаешь, сынок? Ты же в сборной». Через полтора года Николс разбился на мотоцикле.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-6

С Фредди Юнгбергом

Со взрослой сборной не складывалось. Парлор играл на той же позиции, что и Бекхэм, правый полузащитник, после невероятного сезона получил шанс в товарищеской игре, но травмировал голень. «Зайди к Эйлин Дрюэри», – велел тренер сборной Гленн Ходдл. – «А кто это?», – удивился Парлор. – «Целительница». Рэй зашел к ней в номер, сел на стул, она задернула шторы, положила руку на его голову и услышала: «Виски и затылок покороче, Эйлин». Они рассмеялись, но через неделю Парлор узнал, что его не берут на чемпионат мира-1998. Венгер, тренировавший Ходдла в «Монако», узнал в чем дело: Парлор неуважительно отнесся к вере Ходдла.

Тем летом Парлор женился, Венгер удвоил его зарплату, через год «Арсенал» продал Анелька в «Реал» за двадцать три миллиона фунтов, построил на эти деньги новый тренировочный центр и купил в «Ювентусе» Тьерри Анри, который жил в номере с Парлором и учился у него лондонскому произношению. «Арсенал» три года подряд финишировал вторым и проиграл в финалах Кубков УЕФА и Англии. Перед одной из игр Дэвид Дин зашел в раздевалку, пожелал удачи Симэну, Бергкампу и Парлору, но тот вместо спасибо сказал: «У нас проблемы». – «Что случилось?» – «Мартина Киоуна дисквалифицировали на три игры. Вы должны обратиться в футбольную ассоциацию. Если мы хотим стать чемпионами, нужно добиться, чтобы Мартина отстранили хотя бы на шесть игр».

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-7

Парлор любил шутить над Киоуном, который страшно нервничал, когда «Арсенал» брал новых центральных защитников. В 2000 году приехал латыш Игорь Степанов. В просмотровой игре он неточно пасовал, проигрывал единоборства, не успевал за соперниками, но Парлор аплодировал каждому его действию, чтобы позлить Киоуна. За ужином еще раз посмеялись над стажером из Латвии, а наутро встретили его на тренировке.

«Что ты здесь делаешь, Игорь?» – спросил Парлор. – «Со мной подписали контракт на четыре года». «С тем же успехом можно было подписать моего старшего брата», – написал Рэй в своей книге. Из-за серии травм Степанов вышел на игру с «МЮ», и в перерыве по пути в раздевалку Дуайт Йорк спросил Парлора: «Где вы откопали этого защитника?» – «Долгая история». Венгер всегда был спокоен в раздевалке, но в тот раз вскипел, на второй тайм «Арсенал» вышел при счете 1:5.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-8

Против Микаэля Сильвестра и Кирана Ричардсона

Через несколько месяцев Венгер заманил в «Арсенал» защитника посолидней, Сола Кэмпбелла. После его первой игры против бывшего клуба, «Тоттенхэма», стали думать, как выбираться со стадиона: «Там много фанатов с камнями, они разнесут автобус», – предупредил полицейский. «Давайте повесим на его окне табличку: «Сол сидит здесь», – предложил Парлор.

Схлынет полгода, и на просмотр в «Арсенал» приедет еще один странный защитник. В двусторонке он играл против Парлора, Анри, Бергкампа и Пиреса – за пятнадцать минут врезал всем. «Да не бей ты его. Он наш лучший игрок», – крикнул Киоун, когда новичок срубил Анри. – «Извините». Через минуту он огрел Бергкампа. – «Извините, извините». Потом мяч отлетел к Венгеру – и ему тоже пришлось прикладывать лед к лодыжке. «Как ваша нога?» – спросил Парлор Венгера после тренировки. – «Болит». – «Не злитесь на этого парня. Он просто перестарался от волнения». – «Да. Мне нравится его страсть. Завтра мы подпишем с ним контракт».

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-9

Против Пола Гаскойна

По первому контракту с «Арсеналом» Коло Туре получал смешные деньги и попросил Парлора стать его агентом: «Ты же можешь подойти к Дэвиду Дину и сказать, чтобы мне дали еще немного денег». – «Просто играй хорошо, и Венгер все уладит». Через пару лет связка Туре – Кэмпбелл стала самой надежной в Англии, «Арсенал» выиграл чемпионат без единого поражения, и Парлор так лихо отмечал этот успех, что внезапно обнаружил себя в квартире актера Ника Морана.

В одном из баров его попросили об автографе: «Вы же теперь в Книге рекордов Гиннесса». – «Да, чемпионат без поражений – это круто». – «Нет, я о вашем разводе». Бывшая жена Карен отсудила у Рэя два дома и почти полмиллиона фунтов. Венгер предлагал контракт на год, гарантировал пятнадцать матчей за сезон, но Парлор хотел играть каждую неделю и ушел в «Мидлсбро», с которым дополз до финала Кубка УЕФА. Последний год карьеры Парлор провел необычно: в будни тренировался с «Арсеналом», а на выходных помогал «Халлу» остаться во второй лиге. Помог, остались, а Парлор стал играть в гольф и путешествовать по Африке в роли посла «Арсенала». Ему есть что рассказать в Эфиопии, Гане и Нигерии.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-10

Кардифф, стадион «Миллениум». Сильвен Вильтор присвоил мяч в центральном круге, обвел защитника «Челси» Десайи и катнул Парлору. Бежала семидесятая минута финала Кубка Англии. Парлор тащил мяч вперед, ему не мешали. Десайи и Галлас жались к своей штрафной – их отвлекали Виейра и Вильтор, бежавшие за Парлором. «Челси» мог взять первый трофей с Раньери, а «Арсеналу» через три дня предстояло лететь на «Олд Траффорд» – отбивать чемпионский титул. Парлор сделал еще несколько шагов, пробил, Кудичини коснулся мяча, но тот и так влетел в правый верхний угол. 4 мая 2002 года «Арсенал» добыл первый титул в новом веке.

«Пиво, пожалуйста», – сказал Парлор стюардессе. Рядом вырос Арсен Венгер: «Никакого пива». – «Как это, босс? Я только что забил в финале Кубка?» – «Нельзя. В среду важная игра в Манчестере». – «Но я буду в порядке к тому времени». – «Нет, Рэй». Выждав десять минут, Парлор поплелся в конец самолета, где сидели его родители и братья: «Дай-ка мне пива, Джимми». Открыл банку, поднес ко рту и услышал: «Увижу, что ты пьешь – оштрафую на недельную зарплату». Тридцать тысяч фунтов за банку пива? Больно надо.

 «Тони, я пригласил девушку домой, а она взяла и согласилась». – «Поздравляю». – «Но я живу с родителями». – «Тогда сочувствую».-11

Гол в финале Кубка Англии-2002

Из лондонского аэропорта Рэй махнул в ресторан, где ждала новая подруга Джоанна. Вернее не только она, но и десятки болельщиков «Арсенала». Угощали шампанским, потом текилой. Парлор свалился, опрокинул несколько столов, утром пережил восстановительную тренировку, а на массаж не пошел – с таким выхлопом лучше домой. По пути заглянул в местный паб – поздороваться с братьями. А там – гульба. Все знают Рэя с детства, все поставили на то, что он забьет первый мяч финала с коэффициентом 20/1 – надо отметить. «Ребят, я так набрался ночью. Давайте по одной, и я пойду».

Одну пинту «Гиннесса» округлили до десяти, а в среду Парлор получил от телекомпании Sky бутылку шампанского как лучший игрок матча с «МЮ». «Арсенал» стал чемпионом, и в разгар кутежа в раздевалке «Олд Траффорда» Венгер отвлек Парлора: «Ты был великолепен сегодня» – «Да, босс, это невероятно – два титула за четыре дня. Все ребята красавцы». – «А знаешь, почему мы сегодня стали чемпионами?» – «Нет. Почему?» – «Потому что я не дал тебе выпить в самолете».

«Вот поэтому вы лучший тренер в моей жизни», – сказал Парлор.