35,2K подписчиков

Чем закончился сериал «Слово пацана» и в чем главный смысл финала

21K прочитали
   Съемки сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиска
Съемки сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиска

Помимо оглушительной народной популярности, на сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» обрушилось немало критики, в том числе со стороны представителей власти, опасающихся, что примеру малолетних преступников, показанных на экране, последуют настоящие подростки. В ответ на это режиссер картины Жора Крыжовников призвал дождаться последней серии и намекнул, что хэппи-энда для героев не будет. Сдержал ли автор это обещание, читайте в материале РИАМО.

Внимание: текст содержит спойлеры!

Основные персонажи и сюжетные линии сериала «Слово пацана»

Прежде чем рассказать о концовке сериала, вкратце напомним сюжетную канву. Главные герои «Слова пацана» – казанские школьники конца 1980-х Андрей и Марат, входящие в уличную банду «универсамовских», и старший единокровный брат Марата – Вова по кличке Адидас. Последний в начале сериала возвращается из Афганистана и вскоре смещает лидера группировки, разложившегося алкоголика и наркомана Кащея, занимая его место.

Главный конфликт «Слова пацана» разворачивается между криминальной и личной жизнью героев. Так, Андрей влюбляется в инспектора по делам несовершеннолетних Ирину, Марат – в хорошую школьницу Айгуль, а Вова – в честную и порядочную медсестру Наташу. Избранницам героев непросто принять их образ жизни (в случае Андрея это усугубляется еще и разницей в возрасте – впрочем, не очень большой). Кроме того, троицу персонажей не понимают их родители. В результате мать Андрея от переживаний, связанных с криминальными «подвигами» сына, сходит с ума, а отец Вовы и Марата (сыгранный Сергеем Буруновым) никак не может понять, почему его сыновья выбрали такой жизненный путь.

В результате одной из преступных авантюр конкурирующая группировка похищает Айгуль, после чего она подвергается изнасилованию. Вооружившись пистолетом, Вова убивает лидера вражеской банды, допустившего такой беспредел, и вызволяет девочку. Однако той уже не помочь – по жестоким уличным «понятиям» после изнасилования она становится «неприкасаемой», что толкает ее на самоубийство. Марата, целовавшегося с ней в губы, «отшивают» (то есть с позором изгоняют из группировки), а Вова, подозреваемый в убийстве, вынужден скрываться от милиции.

Чем завершился сериал «Слово пацана»

   Съемки сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиска
Съемки сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиска

Марат, шокированный самоубийством Айгуль, а также тем, как с ней обошлись его друзья-«пацаны», решает отомстить им и идет на сотрудничество с органами. Он сдает членов группировки, а одному из лидеров по кличке Турбо подбрасывает пистолет – тот самый, из которого Вова совершил убийство. После этого Марат решает стать комсомольцем, но мы видим, что смена «банды» не приносит ему счастья. Последний раз, когда героя показывают на экране, он рыдает в туалете, и понятно, что ему будет непросто оправиться от жестоких ударов судьбы.

Впрочем, Марату повезло больше, чем Андрею. Поначалу кажется, что это не так: инспектор Ирина оформляет опеку над мальчиком и его маленькой сестрой, и они начинают жить вместе. Перед нами как будто настоящий хэппи-энд и даже идиллия, но она быстро обрывается: на рынке Андрея узнает мужчина, которого он ранее обокрал, и сдает милиции. В конце мы видим мальчика в колонии для несовершеннолетних.

Но и эта история – не худшая. Вова Адидас, вроде бы вырвавшийся вместе с Наташей из города, где его разыскивают сотрудники органов, принимает идиотское решение вернуться и сходить на юбилей отца (опозоренного и раздавленного жизненным выбором своих сыновей). Разумеется, в ресторане героя уже ждет милиция, и когда он пытается сбежать, ему стреляют в спину. Здесь мы видим классическую концовку таких историй – например, показанную в обеих частях «Бумера». Эта линия заканчивается сценой, в которой Наташа рыдает, обнимая своего умирающего возлюбленного, истекающего кровью на асфальте.

В чем главный посыл сериала и возможно ли продолжение «Слово пацана»

   Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиск
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" ©Сайт Кинопоиск

Как и обещал Жора Крыжовников, «Слово пацана» показывает расплату за преступные деяния, причем буквально всех его персонажей-бандитов (которых в совокупности довольно много). В этом и заключается проблема: подобное тотальное возмездие выглядит слишком уж нарочитым – кому-то из героев просто по теории вероятности должно было повезти (как повезло, например, Саше Белому из предыдущего культового отечественного сериала на ту же тему – «Бригада»).

При этом Крыжовников рассказал, что последние две серии были пересняты, и, по слухам, на режиссера даже надавили «сверху» с требованием расставить правильные акценты.

Однако сказать, что чернушный финал испортил «Слово пацана», нельзя. Во-первых, как мы уже сказали, он вполне укладывается в жанровые каноны, а во-вторых, снято все мощно и убедительно. Так что можно с уверенностью заявить – в России появилась новая народная классика.

При этом концовка оставляет и возможности для продолжения: Андрей, вероятно, недолго пробудет в тюрьме, для Марата все и вовсе закончилось относительно неплохо, да и Вову вполне можно воскресить, объявив, что он был просто ранен.

Помимо обычной криминальной драмы, есть в сериале и еще один интересный посыл. Одним из важных второстепенных персонажей является комсомольский активист Коневич. Помимо пламенных высокоморальных речей, он разворачивает на базе своей организации весьма масштабный бизнес, а в концовке и вовсе заявляет: «Все теперь принадлежит нам». При этом, несмотря на показное отвращение к насилию и законопослушность, Коневич позволяет Марату разобраться с насильником Айгуль, уже мало чем отличаясь от какого-нибудь «пацанского» «старшего». По меткому наблюдению журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, даже внешне комсомолец напоминает молодого Ходорковского, начинавшего карьеру в то же время и схожим образом. Так сериал приобретает социальное измерение и как бы намекает нам на происхождение элиты новой, постсоветской России.