Найти в Дзене
MR7.ru — Мой район

Кто заставляет петербуржцев поджигать банки и военкоматы

Оглавление
   Фото: freepic
Фото: freepic

Бутылки с зажигательной смесью

За последний год в Петербурге стало известно минимум о четырёх случаях поджогов, спровоцированных «голосами в телефоне».

  • 26 апреля аспирант Политехнического университета в Петербурге Алексей Грибанов облил горючей жидкостью и поджег стены Историко-литературного музея в Пушкине. После задержания он рассказал, что совершил это по указанию неизвестных. Они, по словам Грибанова, позвонили ему и, угрожая оформлением крупного кредита, велели поджечь военкомат Пушкинского и Колпинского районов и авто военкома. Грибанов отказался, и мошенники велели поджечь музей, который находится через дорогу от военкомата. Молодого человека задержали, ему предъявили обвинение в хулиганстве по мотивам политической вражды (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Пушкинский районный суд переквалифицировал действия Грибанова на более мягкую статью — хулиганство без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.213 УК РФ) и 9 ноября приговорил его к трем годам лишения свободы условно.
  • 28 июня около филиала банка на Васильевском острове задержали 66-летнюю пенсионерку. Женщину заподозрили в том, что она пыталась поджечь банк. Как сообщала «Фонтанка», в полиции петербурженка говорила, что ей звонили якобы из ФСБ, сообщили, что она переводила деньги украинским националистам, напугали и предложили помочь. Чтобы «оправдаться», пенсионерке велели вывести на чистую воду сотрудников банка. А для этого нужно было бросить в здание бутылку с зажигательной смесью. В отношении женщины возбудили уголовное дело.
Александр Перов в суде. Фото: объединённая пресс-служба судов Петербурга
Александр Перов в суде. Фото: объединённая пресс-служба судов Петербурга
  • 31 июля в дверь военкомата на улице Чайковского бросили коктейль Молотова. По подозрению в этом задержали Александра Перова. На допросе, по данным «Фонтанки», мужчина пояснил, что выполнял указания «сотрудника ФСБ Колесникова», а получил эти указания якобы через мессенджер. Уточнялось, что незадолго до этого Перов оформил на себя несколько кредитов и перевел их на указанный неизвестными людьми по телефону счет. Затем с мужчиной связался якобы сотрудник банка и дал контакты «сотрудника ФСБ», который будто бы может помочь со списанием кредита. За списание псевдосотрудник потребовал совершить поджог для получения доступа к каким-то важным документам. Перову предъявили обвинение по статье об умышленном повреждении чужого имущества путём поджога (ч. 2 ст. 167 УК — до пяти лет лишения свободы).
Жумагул Курбанова в суде. Скриншот видео объединённой пресс-службы судов Петербурга
Жумагул Курбанова в суде. Скриншот видео объединённой пресс-службы судов Петербурга
  • 1 августа огонь вспыхнул у дверей военкомата на Английском проспекте, 2. Некая женщина кинула к дверям пропитанную розжигом тряпку и подожгла её, а затем убежала. Пожар потушили охранники. Через несколько часов по подозрению в совершении поджога задержали Жумагул Курбанову. На допросе Курбанова рассказала, что действовала по указанию людей, назвавшихся представителями силовых структур. Незадолго до этого женщина по указанию телефонных мошенников оформила на себя кредит на 200 тысяч рублей (и перевела деньги на указанный счет). По ее показаниям, «силовики» обещали списать кредит, если она им поможет: подожжет военкомат, оттуда выбегут преступники и полиция их задержит. В отношении Курбановой возбудили уголовное дело также по статье о повреждении имущества, совершённого путем поджога. Сейчас она под домашним арестом.

Поджог военкомата, банка и любого другого учреждения — преступление серьезное. Как показывает практика, обычно уголовные дела возбуждают по статье 167 УК РФ — «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Это грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

Но подобный поджог могут квалифицировать и иначе — как терроризм. А это уже совсем другое наказание — лишение свободы до 15 лет.

факт

Психологи отмечают: когда в обществе нестабильная экономическая и политическая ситуация, число мошенничеств возрастает. Люди больше заботятся об удовлетворении своих базовых потребностей и легче попадаются на удочку обманщиков.

В чем схема

Чтобы вынудить добропорядочного гражданина уничтожить чужое имущество и подставиться под уголовное дело, мошенники действуют многоступенчато.

Сначала они звонят и, представившись сотрудниками банка, уговаривают оформить кредит или, например, перевести деньги на безопасный счет, могут быть и другие финансовые манипуляции — лишь бы «развести» жертву на крупную сумму.

Спустя несколько дней звонят снова — представляются сотрудником банка, полиции, прокуратуры, ФСБ, запугивают взятым кредитом или уголовным делом, которое уже завели, например, из-за того же кредита, якобы полученного незаконно, предлагают «решить проблему» за помощь в поиске преступников. Для этого велят поджечь здание по указанному адресу. Рецепт зажигательной смеси сразу же диктуют.

Как на самом деле

В действительности, конечно, звонят вовсе не силовики и не представители банков. Звонят аферисты. Но говорят очень убедительно и даже немного помогают: одной женщине перевели 2000 рублей, чтобы она купила нужные для огнеопасной смеси компоненты. Другой заказали такси до места и обратно домой.

Состав зажигательной смеси настоящий. А по адресам, где якобы засели преступники, которых нужно выманить наружу, почему-то располагаются военкоматы или банки. Легковерные люди об этом не задумываются.

Подобные случаи происходят по всей стране. В декабре 2022 года управление ФСБ по Москве и Московской области предупреждало, что телефонные мошенники звонят и склоняют к переводу денег на чужие счета и совершению преступных действий.

“Проведенными мероприятиями установлено, что в большинстве случаев звонки осуществляются с территории Украины путем подмены абонентских номеров на телефоны доверия российских правоохранительных структур», — уточняли в ведомстве.

В августе 2023 года telegram-канале уральского ФСБ сообщили, что выявили четыре признака, объединяющих подобные преступления.

  • Исполнители совершали поджоги в результате мошеннических действий.
  • Мошенники находились за пределами России.
  • Жертвами телефонных мошенников становились граждане, которые легко поддаются внушению.
  • Мошенники назвали себя сотрудниками правоохранительных органов, требовали совершить сомнительные финансовые операции, а затем предлагали вернуть деньги, если жертва совершит террористический акт.

Объясняет специалист

Алиса Абрамова. Фото из архива спикера
Алиса Абрамова. Фото из архива спикера

Психолог, системный терапевт Алиса Абрамова:

— Когда звонят мошенники они, как правило, представляются сотрудниками силовых органов. Это вызывает страх. Силовики — они выше, больше, и по сравнению с ними человек начинает себя ощущать маленьким. Фактически человек становится ребенком, а силовые органы — как карающие взрослые.

„Это происходит неосознанно, человек в одно мгновение «проваливается» и, как ребенок, выполняет все, что от него требуют мошенники. Потом, придя в себя, взрослый человек не понимает, что на него нашло, как так вышло.

Поэтому важно включать критическое мышление, четко осознать: «я здесь и сейчас» — и задать себе вопрос: «Что сейчас на самом деле происходит?»

Если вам звонят с неизвестного номера и говорят что-то о кредитах или представляются сотрудниками силовых структур, если вы начинаете ощущать страх и тревогу, ущипните себя — боль физическая поможет «переключиться» в «здесь и сейчас». Если остаются сомнения, запишите все, что вам говорят по телефону на бумагу, и затем перечитайте или обсудите с кем-то, кому вы полностью доверяете. Не предпринимайте никаких поспешных действий.

Что делать, чтобы не попасться на удочку

Первое, что следует сделать, если вы заподозрили неладное, — это положить трубку. И не беседовать с незнакомцами, особенно если те звонят даже не по телефону, а в мессенджере. Бояться угроз не стоит.

— Мошенники не могут взять, например, кредит на человека самостоятельно без наличия у них предоставленных самим же гражданином необходимых кодов доступа, присваиваемых финансовыми учреждениями и другими уполномоченными организациями. Если никаких данных самостоятельно не передавать мошенникам, то злоумышленники, как бы они ни пугали, сделать ничего не смогут. Все угрозы — это психологическое давление, — комментируют в управлении по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти. — Если вдруг мошенники представляются сотрудниками банка и говорят, что на вас берут кредит, то вешайте трубку и сами звоните в банк. Как раз со специалистом банка можно поделиться телефоном, с которого звонили мошенники, так как в финансовых организациях есть своя служба безопасности, которая проводит аналитику для блокировки номеров.