Итак, приступаю к описанию последнего дня моего путешествия по Мексике. В последние два дня в Мехико получились у меня очень насыщенными, но времени все равно катастрофически не хватало. Мехико - город большой, очень интересный. Эх, еще бы пару деньков…
В последний день я испытал полный восторг: в начале на духовной почве в Национальном музее антропологии, а потом – на меркантильной, на рынке La Ciudadela.
Проснулся я очень рано, надо было собирать вещи в дорогу, а в 9-00 уже быть в Национальном музее антропологии. Сборы были сложными, т.к. накупил за 20 дней всякой всячины, надо было все перебрать, рассортировать, упаковать. В итоге моя объемная сумка заполнилась почти под завязку.
Музей антропологии (слово «национальный» буду далее опускать, для краткости) располагается на холме Чапультепек. Я решил добираться до музея на метро до станции Auditorio, а после посещения спуститься с холма к станции метро Chapultepec. Хотя кажется, что Чапультепек недалеко от моего отеля, но на метро ехать неблизко, 7 станций по синей линии №2, пересадка на восьмой станции Tacuba на оранжевую линию №7 (переход между линиями был просто грандиозный), и еще три станции. Вышел я опять немного неудачно, к хайтековской громадине Auditorio Nacional. Район здесь оживленный, прогрессивный можно сказать, рядом резиденция президента Мексики Лос Пинос. Кое-как сориентировался и по главной улице Мехико Пасео-де-ла-Реформа направился в музей. На Реформе понятно была грандиозная утренняя пробка, но благодаря парку с обеих сторон шум не сильно чувствовался. На Чапультепеке можно взять велик на прокат, гоняют в основном молодые клерки из близлежащих контор, но попадаются и солидные господа, оно и понятно кому охота стоять в многокилометровых пробках самого большого города на земле. У входа в музей меня встретил огромный Тлалок из Теотиуакана.
Музей антропологии находится в современном здании, построенном в 60-х годах прошлого века.
Здание просторное, простое по структуре, ничего не отвлекает от осмотра экспонатов. А посмотреть есть на что. Можно сказать, что я снова проделал весь путь от Мехико до Юкатана и обратно и еще дополнительно увидел массу интересного: искусство и артефакты сапотеков, миштеков, Теотиуакана, майя, ольмеков, тольтеков, мешиков (ацтеков) и прочих народов Месоамерики представлено здесь в предельно концентрированном виде, аж рябило в глазах и сердце замирало от восторга. Советую обязательно посетить этот музей и лучше пожертвовать не менее 4 часов. У меня в запасе было около 2 часов, пришлось спешить. Прошу прощения у специалистов, при описании музея могу и ошибиться, т.к. очень торопился при осмотре. Ну и качество фотографий иногда не сильно хорошее, освещение часто мешало съемке (или темно, или слишком светло).
Естественно на входе был усиленный досмотр, меня заставили сдать рюкзак в камеру хранения. Цена билета в музей стандартная, государственная. Посетителей было на удивление немного. Наверное, мне просто повезло, ведь в год здесь бывает 2 млн. человек.
Первое, что ты видишь после входных турникетов – это впечатляющий фонтан наоборот, который является настоящим украшением музея.
Я, конечно, готовился к посещению этого музея, кое-что почитал, но стоя перед фонтаном немного растерялся. Дело в том, что путеводителях и в интернете имеется информация, что в здании есть два цокольных этажа и один надземный. Я ничего подобного не заметил. Основная экспозиция располагается на первом этаже, а этнографическая экспозиция на втором.
На этом фото, сквозь струи фонтана видно, что здание музея имеет форму буквы «П», в центральной части располагается гвоздь экспозиции «Зал мешиков (ацтеков)»; слева Оахака, майя, ольмеки, северные и западные народы Мексики; Теотиукан, тольтеки.
Этнографический раздел находится слева и справа в начале. Я наугад выбрал, как мне показалось, правильный маршрут осмотра.
Сначала я для разогрева осмотрел этнографический раздел, начал с правой стороны. Я не раз бывал в этнографических музеях. Здесь все в принципе стандартное: хижины, национальные костюмы, современная одежда (с юмором иногда, типа бейсболок и кока-колы), быт, лодки и т.д.
Очень понравились ритуальные маски и сценки из праздников.
Мне запомнились огромные фото мексиканцев ( типа лица Мексики), очень качественное исполнение.
Посмотрел на часы, ба, надо ускоряться. Перешел на левую сторону и начал осмотр разделов посвященных заселению Америки, и зарождению цивилизаций Месоамерики. Запомнились наскальные рисунки, маска из Теотиукана, простенькие, но изящные скульптуры людей.
Можно было проследить, как менялось мастерство скульптором на примере фигур Чакмооля: от простого к сложному.
Ну а далее стало совсем интересно: майя и Оахака. Я осматривал экспозицию по часовой стрелке и вспоминал свое путешествие по Мексике в обратном порядке: от Юкатана до Теотиуакана.
Зал «Майя» привел меня в полный восторг. Гвоздь экспозиции полномасштабная реконструкция гробницы вождя Пакаля из Паленке (фото из-за освещения совсем не получилось), имеется так же маска этого исторического персонажа.
Но мне больше запомнились просто огромные керамические маски из Храма Лиственного Креста из Паленке и многочисленные изящные скульптуры.
Небольшой Храм Лиственного Креста оказался просто кладезью для археологов, в экспозиции представлены так же барельефы с изображением церемонии вождя Пакаля и его приемника Чам Балама. Можно сказать вершина майянского искусства.
В этом зале так же можно познакомиться с барельефами из Яхчилана и Калакмуля. Так сказать, восполнить пропуски в моем маршруте.
Несколько вычурно выглядит фрагмент оштукатуренного фасада здания с изображением бога Солнца.
Естественно представлена и Чичен-Ица, как же без нее. Последний Чакмооль из предыдущей моей вставки именно из Чичен-Ицы. Так и не понял, почему его считают «ужасным», вполне очаровательный истукан.
Чичен-Ица добавила в экспозицию блеск золота (очень много экспонируется золотых украшений, найденных в «великой и ужасной»). Но главное в этом зале - это очень качественная и органичная реконструкция маянского сооружения (то ли дворца, то ли храма).
Далее я посетил зал, посвященный народам Мексиканского залива. Здесь гвоздь программы - испещренная крохотными дырками ольмекская негроидная голова, найденная в Сан-Лоренцо, штат Веракрус.
Ольмекской культура представлена та же простенькими, но очень изящными скульптурами людей (единичными или по шестнадцать за раз из Ла-Венты, Табаско), потрясающими по своим художественным достоинствам барельефами из все-той же Ла-Венты (надо учесть что эта культура датируется 1200-600 гг до н.э).
Более поздний период культур народов Мексиканского залива представлены скульптурами бога дождя Тлалока и немного грубоватыми статуями, очень похожими на египетские изображения фараонов.
Последним в левом крыле был зал, посвященный культурам Оахаки. Этот зал меня собственно ничем не удивил. Да, имеется красивая репродукция Монте-Альбана, можно было представить, как выглядел этот город во времена расцвета.
Но видимо правительство штата сумело отстоять самые ценные экспонаты для Музея культуры Оахаки. Честно сказать оахакский музей мне понравился больше. Хотя все основные вехи культуры сапотеков-миштеков в Мехико так же предствалены: изящная ритуальная скульптура, барельефы из Монте-Альбана, реконструкция захоронений и т.п.
Далее я посетил самые интересные залы музея.
«Центральные» экспонаты музея расположены в центральном зале (извините за тавталогию), который называется просто и символично Mexica (мешиков-ацтеков).
Первыми в глаза бросаются два «камня». На стене напротив входа в зал, размещен самый знаменитый экспонат музея - «Камень пятого Солнца», базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далеком прошлом. В центре камня изображен Тонатиу — бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох.
По сведениям очень информированных источников наша эпоха Пятого солнца подходит к концу. До 2012 года эти же источники сообщали, что Шестая эпоха начнется 21 декабря 2012. Я в это время был в Ангкоре, вернулся в Сиемреап, нет электричества, думал коней света, оказалась банальная авария в бедной Камбодже. В общем, начало Шестой эпохи пришлось отложить, ну ошиблись майя, а теперь ацтеки… Ну полная фигня. А «Ацтекский календарь» (другое название камня) хорош, даже не верится, что он такой тяжелый.
На полу зала имеется другой знаменитый камень - «Камень Тисока». Тисок – седьмой тлатоани Теночтитлана много воевал, был реформатором и не очень жестоким правителем, и как водится для добряков правил всего 6 лет, по слухам был отравлен. А на камне его «Солнца» изображены его же воинские подвиги.
В зале мешиков кроме «камней» есть еще много любопытных экспонатов, найденных при раскопках Temlo Mayor Теночтитлана рядом с Сокало. Имеется масштабная реконструкция столицы ацтеков.
Когда я обошел на весь зал, начал повторно осматривать заинтересовавшие меня экспонаты.
Поделюсь некоторыми общими впечатлениями и немного поерничаю на религиозную тему.
В отличие от изящных экспонатов зала Оахаки, высокохудожественных барельефов майя, «простеньких» ольмекских «человечков» и «голов», ацтекское искусство более масштабно, вычурно-варварское и «жестокое». Представляю, что чувствовали конкистадоры-христиане проходя, например, мимо очаровашки Ocelocuauhxicalli (ягуара), который встречает посетителей на входе в зал. Ведь это обыкновенная «копилка» для органов человеческих жертвоприношений. Нет, конечно испанцы были не менее жестоки, чем ацтеки, но ведь они грешили, убивая собратьев-людей. А потом замаливали грехи в тишине храмов. А варвары-индейцы выставляли все напоказ. Вот и начали испанские католические священники трудную работу по охристианиванию язычников. Богиня земли и огня Коатликуэ, вычурная статуя которой имеется в этом зале, по поверьям ацтеков дала обед целомудрия и зачем-то каждый день шлялась на гору около города Толлан.
Однажды к ней упал шарик из перьев колибри, который она спрятала в юбке и произошло … непорочное зачатие главного бога солнца и войны Уицилопочтли (национального бога ацтеков). В это свято верили правлении ацтеков, а при испанцах уже через десять лет после падения цивилизации ацтеков индейцу Хуану Диего встретилась другая целомудренная дама и был обретен образ Пресвятой Девы Гваделупской.
Жестокие ацтекские боги умерли, а мексиканцам осталось только безобидно раскрашивать черепа на сувениры.
В первом зале (или самом дальнем от входа) в правом крыле музея размещена экспозиция другой «великой» цивилизации Месоамерики – тольтеков. С 9 по 12 века нашей эры тольтеки держали в страхе всю Месоамерику, создали могущественную империю, всего лишь изгнанники из тольтекской метрополии захватили майянские города Юкатана. А потом начались неурядицы, нашествия северных племен, их столице Туле не помогли даже величественные статуи воинов и к 16 веку от тольтеков оставлись одни легенды. Часть из тольтеков эммигрировала на территорию Сальвадора, а часть видимо после долгого скитания по пространственно-временным туннелям оказалась на территории Руси. Видимо именно воины из тольтекской Тулы привили нашим тулякам любовь к оружию. Воина из Тулы сложно фотографировать, очень мешает яркое сонце, но зато на него любо дорого посмотреть.
О былом величии мексиканской Тулы свидетельствует часть красочно оформленного храма, выставленного в этом зале. На дальнем фоне видна изящная статуя «El Creator» (“Творец»).
Последним я посетил зал посвященный главному древнему городу Месоамерики Теотиуакану (так сказать завершил осмотр мексиканских древностей в том месте, что и начал).
В этом зале просто буйство красок реконструкций храмов, в том числе и Храма «Пернатого змея» Кетцалькоатля.
Мне запомнились маски жителей Теотиуакана.
Представлено много статуй различных богов, от массивной монолитной статуи богини пресной воды Чальчиутликуэ (очень похожей на статую ее бога-«мужа» Тлалока) до небольшой «статуэтки» Уэуэтеотля – бога вулканов. Похожее изображение «Очень, очень старого бога» (буквальный перевод его имени) я купил в Сан-Кристобале-де-лас-Касас. Сейчас старик с курильницей на голове строго смотрит на меня, напоминая сразу о всех мексиканских древностях, какие я видел в этом путешествии.
Время меня уже поджимало, хотелось еще хотя бы пробежаться по холму Чапультепек, а потом вернуться в гостиницу и сдать номер. Еще успел забежать в сувенирный магазин, выбор хороший, качество товара соответствующее, но вот цены… Купил только три магнита, посвященных Мехико.
На выходе попрощался с Тлалоком.
Его собрат встречал меня в Теотиуакане 20 дней назад, круг можно сказать замкнулся. Национальный музей антропологии один из лучших музеев мира, по остроте восприятия сравним, например, с Ватиканскими музеями или Новым музеем Акрополя в Афинах.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...