Интересные параллели с первой атомной подводной лодкой США – читайте далее
Эту первую отечественную АПЛ K-З построили в 1955-1958 гг. в Северодвинске.
Первый её капитан Леонид Осипенко - опытный подводник, ветеран Великой Отечественной - был назначен на эту должность ещё в начале строительства атомохода. А за первый испытательный поход ему было присвоено звание героя Советского Союза: настолько большое значение придавалось этому новому для СССР проекту.
В июле 1962-го атомоход прославился походом под вековыми льдами Арктики, в ходе которого дважды прошла через географическую отметку «Северный полюс», и даже сумела всплыть неподалёку от полюса, чтоб водрузить советский флаг.
На пирсе лодку из похода встречали лично Хрущёв и министр обороны маршал Малиновский. Золотые Звёзды Героев они вручили на этот раз и капитану атомохода Льву Жильцову, и командующему подводной флотилией Северного флота Александру Петелину, и главному инженеру подлодки Рюрику Тимофееву.
В память о геройски погибшей в 1943 году подводной лодке, K-З получила название «Ленинский комсомол».
Интересно, что американцы свою первую атомную подводную лодку SSN-571 «Наутилус» тоже отправили на Северный полюс. Это было в августе 1958-го.
У американского «Наутилуса» маршрут был покруче, чем у нашей K-З: выйдя из Пёрл-Харбора, АПЛ дошла до Аляски; оттуда – до Северного полюса; прошла его под водой и продолжила движение дальше, добравшись в итоге до Гренландии, а потом и до Великобритании!
Зато американцы не всплывали в районе Северного полюса, и на его льдины с флагом своей родины не высаживались. Дело в том, что, оказывается, эта попытка похода к Северному полюсу была для «Наутилуса» уже второй.
ЧП на подлодках
Первая попытка, в августе 1957 года, сорвалась именно из-за попытки всплытия во льдах (не у Северного полюса, а гораздо южнее, в Беринговом море). Всплывали в точке, где эхоледомер показал полынью. Но напоролись на дрейфующую льдину и серьёзно повредили свой единственный перископ. Капитан Андерсон решил повернуть назад.
Вообще, в отличие от нас, у американцев вся информация обо всех инцидентах на флоте очень скудна, и вообще засекречена. При СССР так было и у нас. Но потом – кто только не писал об аварии на подлодке «Ленинский комсомол», со всеми подробностями!
В сентября 1967 г., при возвращении из похода, в Норвежском море на лодке, ныне ставшей музеем, произошёл пожар, тогда погибли 39 наших моряков…
Об этом ЧП знают повсюду в мире. А о том, что и на SSN-571 «Наутилус» было такое же происшествие – нет.
В мае 1958 года на американской подлодке, шедшей в подводном положении, тоже вспыхнул пожар, с которым личному составу пришлось бороться несколько часов. О количествах жертв этого ЧП до сих ничего не известно: это закрытая информация!
А в ноябре 1966 года «Наутилус», маневрируя, в перископном положении, протаранил авианосец «Эссекс», который получил подводную пробоину. Сама подлодка тогда тоже была серьёзно повреждена. И про этот инцидент тоже очень скудная информация.
Всё максимально «по-настоящему»
В 1991 году подлодку «Ленинский комсомол» списали и начали готовить к утилизации. Но в начале 2000-х – передумали, и решили сделать её музейным экспонатом. Американский «Наутилус», списанный в 1980 году, сразу же получил статус Национального исторического памятника США, и в 1986 году занял почётное место в музее.
Как «Ленинский комсомол» перетаскивали из Мурманской области в Кронштадт? По рекам. Лодку поместили в плавучий док «Свияга» и тянули его по внутренним речным маршрутам буксирами.
26 декабря 2023 г. в Кронштадском музее Военно-морской славы открыли для внутреннего посещения экспонат поистине грандиозный. Потому что это не какой-то новодел, копия или современная инсталляция, а подлинный объект в натуральную величину – первая советская и третья в мировой истории атомная подводная лодка. (Первые две, как нетрудно догадаться, были американскими).
Сохранить этот огромный подводный атомоход (107 м в длину, 8 м в ширину), списанный в 1991 году; перетащить его из Мурманской области в Питер, восстановить весь его внутренний интерьер – всё это было нелёгкими задачами.
При её реставрации решено было сохранить все внутренние помещения так, как на атомоходе и было изначально, по минимуму используя современные технологии.
В результате, первые посетители нового грандиозного экспоната Кронштадского музея Военно-морской славы получили возможность буквально окунуться в прошлое, побывав внутри легендарной атомной подводной лодки. 80% экспонатов - это отреставрированные подлинники. Создатели музея нашли для него и личные вещи членов экипажа «Ленинского комсомола».