Найти тему
Экономика России

Перспектива: M12 «Восток» может в итоге привести в КНР

Сегодня президент России Владимир Путин дал старт движения по всем участкам трассы M12 «Восток». Теперь расстояние от Москвы до Казани (810 км), на которое раньше уходило до 13 часов, можно преодолевать всего лишь за 6-6,5 часа.

Дорогу удалось построить менее чем за три года, то есть намного быстрее, чем было предусмотрено по графику, причём сделано было всё «с нуля» усилиями 30 тыс. строителей. Инвестиции в трассу — 900 млрд руб., но уже за 10 лет экономический эффект от её эксплуатации (1 трлн руб.) превысит размер вложений, из которых не менее 10% придётся на доходы от внутреннего туризма.

И речь идёт прежде всего об экономической целесообразности такой магистрали: конечно, плата за пользование M12 «Восток» для автомобилистов есть, но символично, что по инициативе главы российского государства её решили существенно снизить. Сначала эта плата вообще задумывалась на уровне 6 тыс. руб., но по решению Владимира Путина она будет понижена до 4481 рубля.

Конечно, ещё многое нужно будет сделать по расширению сопутствующей инфраструктуры, включая развитие сети доступных заправок, но если уже есть дорога, то экономика обязательно «задышит», получит дополнительный толчок грузоперевозки, а также внутренний туризм. M12 «Восток» — это 2-3 полосы для движения в каждом направлении. По ходу трассы построены 323 сооружения, в том числе мосты, эстакады и путепроводы.

Как любой инфраструктурный проект, М12 «Восток» стал магнитом для инноваций. Так, был впервые в России сооружен мост с применением метода «скользящей опалубки»: это мост через Оку, длиной 1378 км, который соединил Владимирскую и Нижегородскую области.

Сейчас идёт работа, чтобы уже в следующем году с помощью M12 связать Москву с Пермью и Екатеринбургом. Также готовится продление трассы до Тюмени. Что важно, и чему нельзя не радоваться: в планах — выход магистрали на Иркутск и Владивосток.

Проехать по маршруту Москва — Владивосток по одной магистрали — это событие, которого мы все будем ждать в будущем, и оно станет поистине историческим. Но и на этом горизонт планов не обрывается. Дорога может получить выход в Казахстан, Монголию и КНР. Учитывая, что уже сейчас 60% торговли России осуществляется со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, такая перспектива выглядит как очень нужная и экономически обоснованная.

А значит от осторожных планов к претворению их в жизнь пройдёт, скорее всего, не так уж и много времени, учитывая, как быстро была построена магистраль Москва-Казань. Нынешний отрезок пути проходит по территории, где проживает более 50 млн человек (Московская, Владимирская, Нижегородская области, Республики Чувашия и Татарстан), а его запуск означает создание не менее 85 тыс. новых рабочих мест, из которых 7 тыс. — в сфере туризма.