Эрмитажная геология
Совместный проект Государственного Эрмитажа и Института Карпинского
Павильонный зал – мраморный шедевр архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Именно здесь можно увидеть, как необычно перекликаются между собой мотивы Античности, Ренессанса и Востока, а сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и хрустальными люстрами придают интерьеру особую эффектность. В этом зале вы не сможете пройти мимо часов «Павлин» и обязательно захотите послушать слабое журчание мраморных «Фонтанов слёз», с которыми сегодня мы познакомимся поближе.
Все четыре фонтана в Павильонном зале Эрмитажа являются вариациями «Фонтана слёз» Бахчисарайского дворца в Крыму. Легенда гласит, что однажды грозному и жестокому крымскому хану Кырым-Гирею привезли невольницу. Впервые за свою долгую жизнь хан влюбился и почувствовал, что сердце может болеть, страдать и радоваться. Но девушка зачахла в неволе и умерла. Хан горевал так, что каждый, кто стал свидетелем этих событий, уверовал в великую силу любви. Через некоторое время Кырым-Гирей вызвал иранского мастера и сказал ему: «Заставь камень плакать! Пусть через века люди узнают, как может страдать сердце мужчины от любви». Так появился «Фонтан слёз», позднее увековеченный Александром Сергеевичем Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Эрмитажные фонтаны, в отличие от бахчисарайского, сделаны не из одного, а из нескольких сортов мрамора. Для стен Штакеншнейдер использовал лангедокский, а раковины сделал из каррарского. В переводе с греческого мрамор означает «сияющий камень». Эта кристаллическая горная порода состоит из доломита и/или кальцита. Природе понадобилось много лет, чтобы обыкновенный известняк и доломиты преобразовались в твёрдый камень кристаллической структуры с огромным разнообразием цветов и текстур.
Мрамор добывают по всему миру. В России этой горной породой богат Урал, Дальний Восток, Карелия, Алтай, Красноярский край. Однако не весь мрамор одинаков, выделяются наиболее качественные и дорогие сорта. Именно к таким относится материал, из которого сделаны эрмитажные «Фонтаны слёз».
Сначала обратимся к лангедокскому мрамору. Этот камень отличается насыщенным кирпично-красным цветом с хаотично распределёнными прожилками и включениями белого и серовато-белого цвета. В массе породы можно обнаружить окаменевшие обломки кораллов и морских лилий. Как и много лет назад, этот сорт мрамора до сих пор добывается на месторождении вблизи города Кон-Минервуа в Лангедоке, южной провинции Франции. Такой мрамор пользуется большим спросом в интерьерном дизайне: для облицовки стен, изготовления столешниц, каминов, декоративных элементов. В частности, во времена правления Людовика XIV он служил для украшения Версаля.
Что же касается белых раковин «Фонтана слёз», то они выполнены из каррарского мрамора. Этот сорт имеет белый или серо-голубой цвет, а также мелко- или среднезернистую структуру. В древности римляне называли его «лунным мрамором». Обычно каррарский мрамор любят использовать в скульптуре или в декоре зданий.
Горную породу добывают в окрестностях города Каррары на севере Италии. В переводе «каррара» означает «каменоломня». Каррарское месторождение использовалось уже в медном веке, а в римскую эпоху добыча мрамора приобрела большие масштабы. Начиная с правления Юлия Цезаря, каррарский белый мрамор применялся для постройки домов патрициев и общественных зданий, некоторые из них сохранились до наших дней. С V века из-за набегов варваров каменоломня была заброшена, добыча возобновилась лишь в середине XII века и благополучно продолжается до сих пор.
Сегодня, чтобы добыть мраморную плиту, специальный механизм прорезает камень, создавая сеть щелей глубиной 2–3 метра. Длина одного блока может достигать 18–24 метров. Камень извлекают при помощи кранов. А вот в прошлые века рабочие вручную расширяли естественные трещины в камне, разделяя его на куски. Готовые блоки перемещали двумя способами: либо по смоченным мыльным раствором доскам, либо под блоки подкладывали круглые деревянные детали, и камень двигался благодаря их вращению.
Вернёмся к четырём фонтанам Павильонного зала, которые украшают вход в Висячий сад и дополняют задуманную архитектором зону отдыха. Она должна была стать уголком слияния с природой и олицетворением вечного лета.
Шло время, и плохо очищенная вода портила и загрязняла мраморные чаши, оставляя пятна ржавчины. Во время прошлых реставраций Павильонного зала и других помещений Малого Эрмитажа трубопроводы частично демонтировали. Для водоснабжения фонтанов были созданы две насосные станции, одна из которых расположена на антресолях, а вторая – на первом этаже Малого Эрмитажа, под Павильонным залом. Реставрация фонтанов была завершена в 2019 году.
Приглашаем вас полюбоваться изысканным плачущим мрамором в Павильонном зале Малого Эрмитажа!