182 подписчика

На деревянном самолёте против реактивного истребителя. Два самых необычных воздушных боя времён войны в Корее

Здравствуйте, с Вами RedLynx! Нередко люди задаются вопросом, что было бы, если бы в одном сражении сошлись воины разных эпох. Например, что римские легионеры могут противопоставить современной военной технике, кроме отваги и строжайшей дисциплины? Или как бы выглядел бой между рыцарями тевтонского ордена и солдатами эпохи наполеоновских войн? К сожалению (или к счастью), история сослагательного наклонения не терпит, и подобное в реальности просто-напросто невозможно. Впрочем, бывают и исключения. Об одном из них сегодня и поговорим.

ПО-2 конструкции Поликарпова. Фото из открытых источников
ПО-2 конструкции Поликарпова. Фото из открытых источников

Легкомоторный деревянный самолёт ПО-2 (или У-2) был разработан в СССР ещё в конце 20-х годов прошлого века небезызвестным авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. Данная крылатая машина изначально проектировалась как учебная, однако во время ВОВ использовалась и в качестве лёгкого штурмовика, самолёта связи и самолёта-разведчика, а также для ночных авианалётов. В последнем особенно отличился знаменитый 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, переименованный позже в 46-й гвардейский. В Корее данный летательный аппарат также применялся в качестве ночного бомбардировщика.

Впрочем, в процессе эксплуатации выяснилось, что эта «летающая парта» обладает многими свойствами истребителя пятого поколения, а именно: у него очень короткий разбег и малая заметность в виду того, что конструкция состоит из дерева. Не мог похвастать ПО-2 разве что крейсерским сверхзвуком, ибо от такой скорости он вполне мог досрочно повторить судьбу страны, его спроектировавшей, да и мощности мотора в 125 сил (в форсированном варианте), мягко говоря, не хватало.

Однако именно скорость и играла с врагами нашего героя злую шутку. Дело в том, что максимальная скорость у ПО-2 всего лишь 152 км/ч в горизонтальном полёте. Максималки явно не хватает, зато держак топовый — свалить самолёт в штопор было почти невозможно. А вот у истребителя, решившего сесть такому биплану на хвост, могли возникнуть серьёзные проблемы, так как скорость в 150 км/ч зачастую была ниже скорости сваливания даже у истребителей вермахта времён Великой Отечественной.

Скорость сваливания — это такой термин в авиации, который обозначает минимальную скорость, при которой крыло ещё в состоянии создавать подъёмную силу и кое-как удерживать летательный аппарат в воздухе. Иными словами, скорость сближения с такой целью при попытке сесть «на хвост» будет настолько высока, что пилот просто не успеет прицелиться, а если же он решит замедлиться, то сам рискует переквалифицироваться в агрономы или исследователи морских глубин — это уж как повезёт. Да ещё и летают такие вот «кукурузники», как назло, предельно низко, при этом крайне маневренны. В общем, цель как говорили сами американские пилоты, крайне проблемная.

F-94 Starfire. Фото из открытых источников
F-94 Starfire. Фото из открытых источников

Как Вы уже могли догадаться (а все подписчики канала RedLynx люди очень неглупые и весьма проницательные), воздушный бой, произошедший ночью 3 мая 1953 года, развивался именно по описанному ранее сценарию. Пилот F-94 «Starfire» Стентон Уилкокс решил пристроиться к ПО-2 сзади, однако, ввиду большой скорости сближения, просто-напросто протаранил маневрирующий ПО-2. К сожалению, все участники инцидента погибли.

Второй случай произошёл на следующий же день, а точнее, ночь. В этот раз пилот истребителя F-94 пытался маневрировать на предельно низкой скорости, что привело к сваливанию, выйти из которого на такой высоте не представляется возможным.

Таким образом, чисто технически, на счету у советского «кукурузника» (и да, его вполне корректно так называть) имеется две победы над реактивными истребителями. Вот такая вот необычная и интересная история!