11,5K подписчиков

Южилин Виталий Александрович

158 прочитали

Южилин Виталий Александрович – признанный эксперт в сфере деятельности торговых и пассажирских морпортов, а также в области возведения таких объектов. Виталий Южилин в качестве депутата сыграл ключевую роль в принятии и дальнейших корректировках ФЗ «О морских портах». Кроме того, Южилин Виталий длительное время развивал крупную профессиональную организацию.

Южилин Виталий: ранние годы и первоначальные этапы карьеры

Южилин Виталий Александрович
Южилин Виталий Александрович

Дед Виталия Александровича Южилина, Александр Григорьевич (1917–1976), был летчиком. Имел опыт в гражданской авиации, с началом ВОВ пересел за штурвал бомбардировщика. Участвовал в Сталинградской битве и других сражениях, на его счету – более трех сотен боевых вылетов и несколько сбитых немецких истребителей. Удостоен звезды Героя СССР. С будущей женой – Софьей Григорьевной – он познакомился еще до войны, когда был ее учеником в аэроклубе. Александр Григорьевич служил командиром авиационной части до 1955 года. Уйдя в отставку в звании подполковника, он перешел на работу в металлургическую отрасль.

Малая родина Южилина Виталия – Челябинск. При этом детство его прошло в портовом городе, являющемся одним из ключевых промышленных и экономических центров Крымского полуострова, – в Севастополе. Там Виталий Южилин посещал школу и плавательную секцию. Упорные тренировки позволили добиться достойного результата. Еще до завершения курса основного общего образования Виталий Александрович Южилин выполнил нормативы уровня КМС.

При этом он решил не становиться профессиональным спортсменом, а выбрал для себя профессию океанолога. Отправился получать высшее образование в Северную столицу. В 1988-м Виталий Южилин получил диплом специализированного учебного заведения, признанного флагманом морского образования (ныне оно входит в структуру крупного профильного вуза). Защитив диплом, он вернулся в Севастополь.

Южилин Виталий Александрович трудился в ряде НИИ Академии наук УССР. Принимал активное участие в изучении черноморского дна в составе научной экспедиции, работавшей на легендарном глубоководном обитаемом аппарате «Мир».

Тем временем в Советском Союзе набирали обороты перестроечные процессы. Как вспоминает Южилин Виталий, тогда многие элементы рыночной экономики внедрялись государством «сверху». По договоренности с руководящими структурами НИИ будущий топ-менеджер занялся развитием коммерческой организации при научной организации. Она обеспечила дополнительные поступления в бюджет учреждения и помогла ему выжить в период экономической турбулентности.

В 1993-м Виталий Александрович Южилин переехал в Нижневартовск. Там управленец попробовал себя в ТЭК. Согласно действовавшим тогда законам, нефте- и газодобывающие корпорации были обязаны передавать 10% извлеченных ресурсов муниципальным образованиям, на землях которых осуществлялась добыча.

Для реализации ископаемого топлива, которое таким способом получал Нижневартовский район, была образована специальная торговая структура. В этой организации Виталий Южилин стал отвечать за взаимодействие с иностранными покупателями.  На своем посту он наладил контакты и с перерабатывающими предприятиями. Работая на этой позиции, Южилин Виталий Александрович осознал, что портам нашей страны недостает инфраструктуры для экспорта топлива. К примеру, терминалы не обладали достаточным количеством резервуаров для некоторых марок мазута. Именно поэтому Виталий Александрович Южилин обратил пристальное внимание на стивидорный сектор.

Южилин Виталий Александрович: грузоперевозки по морю

Виталий Южилин
Виталий Южилин

В 1990-е Южилин Виталий участвовал в управлении грузовым портом Санкт-Петербурга. Совместно с другими представителями топ-менеджмента он провел глубокую реорганизацию данного предприятия. Это обеспечило стивидору устойчивый рост операционных показателей на протяжении длительного периода. В 1997-м через МТП прошло 20,5 млн тонн грузов, а спустя три года – уже 32 млн. В 2010-м объемы перевалки составили 58 млн тонн, что практически в шесть раз больше, чем в лучшие годы советского периода.

Виталий Александрович Южилин стал инициатором другого крупномасштабного проекта по развитию морских грузоперевозок. Речь идет о строительстве порта Усть-Луга близ одноименного поселка в Ленобласти. Объект был создан с нуля в постсоветские годы.

В 2002-м в порту впервые осуществили погрузку твердого топлива на угольном терминале. Четыре года спустя в строй вступила еще одна очередь этого объекта. Новые сооружения порта (включая железнодорожную инфраструктуру) особенно интенсивно сдавались в эксплуатацию в начале-середине 2010-х. В этот же период грузовой хаб вошел в топ-5 самых больших европейских портов. В 2017-м к комплексу, одним из авторов идеи которого стал Южилин Виталий, подвели подъездную дорогу от федеральной автомагистрали А-180.

Грузооборот балтийского порта демонстрировал стремительный рост на протяжении практически всей истории предприятия. В 2003-м он составил 442 тысячи тонн, спустя семь лет – 11,78 млн, а в 2022 году – 124,1 млн. Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение показателя: текущая пропускная способность стивидора позволяет нарастить объемы перевалки примерно в полтора раза.

Важное преимущество порта, строительство которого было поддержано Виталием Южилиным, – связь с железной дорогой, которая позволяет отправлять грузы вглубь Российской Федерации в обход перегруженного транспортного узла в Санкт-Петербурге.

Помимо этого хаб, появлению которого содействовал Южилин Виталий Александрович, обладает крупными и современными мощностями по перевалке контейнеров. Специализированный терминал начал работу в 2011-м. На текущий момент он позволяет ежегодно перегружать до 440 тысяч TEU. Этим термином называют стандартизированный морской контейнер длиной 20 футов (чуть более шести метров). Площадь объекта – 39 гектаров, на его территории единовременно могут храниться почти семь тысяч контейнеров, включая 420 рефрижераторных. В машинный парк предприятия входят 12 тягачей и 11 погрузчиков.

Виталий Южилин: создание пассажирских портов

Южилин Виталий
Южилин Виталий

Виталий Александрович Южилин поддерживал и сектор пассажироперевозок. Портостроитель был в числе ключевых инициаторов проекта «Морской фасад».

С 1982-го в СПб функционирует морской вокзал, однако из-за особенностей фарватера он рассчитан на швартовку судов с максимальной длиной в 200 метров. По словам Южилина Виталия Александровича, из-за этого корабли большего размера причаливали к пирсам МТП, что затрудняло грузовую логистику. В результате стало ясно, что Северной столице требуется новый специализированный терминал.

Строительство инфраструктурного объекта площадью более 33 гектаров запустили в 2005 году. По прошествии трех лет первая очередь была готова. В середине 2011-го «Морской фасад» был завершен на 100%. Первым к причалам нового терминала пристал итальянский лайнер Costa Mediterranea с 2,1 тысячи туристов на борту. Это произошло 10 сентября 2008-го. Впоследствии количество судозаходов стало исчисляться сотнями ежегодно. В 2018-м пассажиропоток впервые превысил миллион человек.

Сегодня совокупная протяженность причалов пассажирского порта – свыше двух километров. Это позволяет принимать даже самые внушительные пассажирские суда, ходящие по акватории Балтийского моря. Пропускная способность терминала, создания которого активно способствовал Южилин Виталий Александрович, превышает 2 млн человек в год. В состав «Фасада» входят четыре морвокзала – один предназначен для приема паромов, а все остальные – для круизных рейсов.

В течение нескольких лет после открытия «Морской фасад», строительство которого поддержал Виталий Южилин, удостоился ряда престижных специализированных премий.

Виталий Южилин: депутат ГД и лидер профессиональных сообществ

Виталий Южилин – депутат Госдумы в 1999–2016 годах
Виталий Южилин – депутат Госдумы в 1999–2016 годах

Южилин Виталий Александрович был депутатом нижней палаты Федерального собрания на протяжении четырех созывов. Выставляя собственную кандидатуру на голосование, управленец открыто декларировал свою главную цель – усовершенствовать законодательное обеспечение портовой деятельности. В 1999-м он впервые избрался в законодательный орган.

В тот период многие важные вопросы, связанные с работой стивидоров, не были отрегулированы. Например, это касалось аренды объектов и тарифов на перевалку. На обозначенные проблемы обратил внимание Виталий Южилин. Депутат также призвал прописать в нормативном акте термин «гидротехнический объект», которого там прежде не было.

Работа над данным ФЗ стартовала еще в 1996-м, но шла крайне медленно. Виталий Южилин как депутат смог существенно активизировать деятельность ГД в этом направлении. Законопроект приняли в 2007-м. Из текста убрали термин «порт» – рассказывает Виталий Южилин (депутат отмечал, что это географический термин). Вместо него ввели понятие «терминал». В ФЗ, над которым трудился Виталий Южилин в качестве депутата, также появился пункт о том, что государство может сдавать причалы частным бизнес-структурам почти на полвека. Ранее такая возможность не была предусмотрена.

Реформа дала отрасли новый импульс к движению вперед, уверен Виталий Южилин. Депутат отмечал, что формирование четких правил игры подтолкнуло бизнес к инвестициям в морские хабы.

Через некоторое время правоприменительная практика потребовала внести в закон определенные коррективы. В их разработке также принимал участие Виталий Южилин. Депутат покинул Госдуму осенью 2016-го – с окончанием работы шестого созыва. Предложенные им поправки были приняты в 2017 году.

Хотя портовая деятельность была основной сферой, в которой проявлял инициативу Виталий Южилин, депутат участвовал в формировании и других законодательных актов. Речь идет, например о поправках в ФЗ о кассовой аппаратуре.

Как депутат Виталий Южилин также пристальное большое внимание модернизации различных инфраструктурных объектов в населенных пунктах Ленобласти. Спроектированные и возведенные при его поддержке системы очистки сточных вод считаются одними из лучших в регионе.

Виталий Александрович Южилин
Виталий Александрович Южилин

Южилин Виталий длительное время занимал руководящие посты в отраслевых организациях. Прежде всего, речь идет об АСОП – структуре, объединяющей стивидорные компании и другие предприятия, чья деятельность так или иначе связана с работой морских портов. Виталий Южилин возглавлял организацию с 2002-го по 2022-й.

Цель этой профессиональной НКО – развитие МТП и прилегающей инфраструктуры. АСОП, которой 20 лет руководил Южилин Виталий Александрович, выступает от имени участников объединения и защищает их интересы перед госорганами и другими структурами.

Еще одна функция организации – предоставлять членам ассоциации актуальную информацию, аналитические данные и консультации по вопросам, связанным с морскими портами. АСОП активно участвует в разработке законодательных актов, которые регулируют деятельность морпортов. В частности, она привлекла ведущих специалистов по морскому праву к разработке ФЗ о портах, который продвигал Виталий Южилин, будучи депутатом.

Ассоциация способствует укреплению позиций российских МТП на мировой арене, а также развитию международного сотрудничества в сфере морской логистики. Из всего этого следует, что АСОП играет важную роль в развитии специализированной инфраструктуры в России и обеспечении эффективного функционирования морпортов, способствуя развитию перевозок и торговли в стране.

Кроме того, в течение восьми лет с 2010-го Виталий Южилин участвовал в деятельности крупного объединения НОСТРОЙ. Эта организация осуществляет широкий спектр работ в области строительства и совершенствования стройиндустрии. Она играет важную роль в развитии и корректировке процессов, стандартов и технологий, а также обеспечивает поддержку для специалистов и компаний, работающих в этой отрасли.

Структура, в которой в 2010–2018 годах работал Виталий Александрович Южилин проводит образовательные программы, семинары и тренинги для специалистов, чтобы обеспечить им высокий уровень знаний и навыков, необходимых для успешной работы в отрасли. Организация также поддерживает и развивает образовательные учреждения строительного профиля.

НОСТРОЙ активно участвует в разработке и совершенствовании строительных стандартов и нормативов. Это важно для обеспечения качества строительных работ и безопасности сооружений. Также организация, в развитии которой участвовал Южилин Виталий в 2010-х, способствует внедрению новых технологий и инноваций в строительство, что помогает снизить затраты, повысить эффективность и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Еще одна функция ассоциации — содействие профессиональному развитию. НОСТРОЙ создает площадки для обмена опытом и знаниями между специалистами строительной отрасли, способствуя их карьерному росту.

Организация, в руководство которой ранее входил Южилин Виталий (в течение двух лет занимавший позицию замглавы НКО), также оказывает поддержку компаниям и предпринимателям, помогая им развиваться, находить новые рынки и клиентов, а также решать текущие отраслевые проблемы и вызовы.

НОСТРОЙ играет важную роль в укреплении строительной индустрии и способствует созданию качественных и безопасных объектов инфраструктуры и жилья. Организация, в топ-менеджмент которой входил Южилин Виталий Александрович, ориентирована на продвижение передовых практик, стандартов и инноваций, помощь развитию отечественной строительной отрасли.

В период, когда управленец работал в НОСТРОЙ, была серьезно реформирована деятельность СРО. Изменения были направлены на защиту средств покупателей жилья.

Виталий Александрович Южилин: нынешняя деятельность, семья, увлечения

Южилин Виталий в последнее время ведет деятельность в новых для себя сферах, таких как IT и «зеленые» технологии.

Топ-менеджер состоит в браке. У него четверо детей. В свободное время Виталий Александрович Южилин занимается рыбной ловлей и спортивной ходьбой.