Первый в России выставочный зал Манеж открылся в Москве больше двух веков назад. Случилось это 12 декабря 1817 года, в честь пятилетия победы России над войсками Наполеона в Отечественной войне. Но и название его, и
назначение было тогда иным.
ОТ КОНЕЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Здание экзерциргауза (дома для военных занятий, нем.) было построено по личному распоряжению императора Александра I. Трудился над ним целый
«полк» архитекторов: Августин Бетанкур разработал первоначальный проект, работы возглавил генерал-майор Лев Карбонье; лепнина появилась в 1825
году благодаря зодчему Осипу Бове. Строение стало колоссальным для тех лет (его площадь составила без малого 7, 5 тысяч м²) и «смотрело» прямиком на Кремль.
При этом располагались в нём... конюшни. И проводились, согласно названию, военные парады и учения. Но недолго. С 1830-х годов в Манеже начали устраивать выставки и концерты, а главные военизированные мероприятия «переехали» в столичный Петербург.
Самым массовым концертом стало совместное выступление композитора Гектора Берлиоза и пианиста Николая Рубинштейна: в состав оркестра и хора вошли 500 человек, а любовались действом 12 тысяч зрителей.
Профиль Манежа вновь изменился на «конюшенный» после революции — здесь расположился правительственный гараж. В 1941 году здание выдержало
прямое попадание фугасной бомбы; есть версия, что «помогла» этому... махорка, которой густо был засыпан чердак ещё во времена Бове (для борьбы с грызунами). Пригодилась махорка и по прямому назначению: за годы войны её скурили. Но запах, по свидетельству очевидцев, сохранился до 1950-60-х годов, когда здесь вновь начали проходить выставки. В том числе, печально известная «бульдозерная», на которой тогдашний глава государства Никита Хрущёв раскритиковал работы художников-авангардистов. Однако в 1990-е авангардизм прочно «окопался» в Манеже: здесь регулярно проводилась Московская международная художественная ярмарка «АВТ-МИФ».
В марте 2004 года здание серьёзно пострадало от пожара. Реставрацию провела мастерская архитектора Павла Андреева, полностью восстановив внешний декор по эскизам Бове; открытие обновлённого Манежа прошло в апреле 2005-го, в нём появились заведения общепита и конференц-зал.
ВРЕМЕННОЕ И ПОСТОЯННОЕ
Но вернёмся к авангарду и махорке. Их след отчётливо проявился и в другом месте — ЦПКиО им. Горького.
Как и многие другие, строение было временным, и до наших дней дошли лишь редкие фотографии. Единственным павильоном, построенным из железобетона по проекту архитектора Ивана Жолтовского, был «Машины и инструменты» (другое название «Механизация»). В 1929 году в нём прошла художественная
выставка, а во внутреннем дворике открылся ресторан, проработавший до 1970-х годов. А в 1964-м советские зрители увидели фрагмент павильона — танцплощадку, действовавшую здесь с 1950-х годов — в фильме «Я
шагаю по Москве». Павильон благополучно отпраздновал своё столетие, хотя и в обновлённом виде, и известен как «Шестиугольник» или «Шестигранник»,
часть выставочного проекта «Гараж».
Главным архитектором ВСХВ был Алексей Щусев, а в её оформлении участвовали Александра Экстер, Вера Мухина, Аристарх Лентулов и Сергей Коненков. Некоторые из этих имён имеют непосредственное отношение и
к месту, которые все мы знаем сейчас как ВДНХ.
Но как же ВСХВ превратилась в ВДНХ? И почему «переехала»?
ГОРОД В ГОРОДЕ
К 20-летию советской власти руководство страны начало готовиться загодя: в 1934 году возникла идея показать все достижения сельского хозяйства. Стало очевидно, что Парк культуры им. Горького и временные павильоны для этой глобальной цели не годятся. Рассматривалось несколько территорий, но Алексей Щусев в числе других известных архитекторов высказался в пользу Учебного городка Тимирязевской сельхозакадемии — он был в то время центром сельскохозяйственной науки и, по сути, готовым «экспонатом».
В основу проекта будущей выставки легли «именные» республиканские павильоны. Главным архитектором ВСХВ стал один из ведущих разработчиков генплана реконструкции Москвы Сергей Чернышёв, его замом — Анатолий Жуков, впоследствии выполнивший проект реконструкции выставки. Масштабы работ были столь грандиозны, что сроки открытия пришлось скорректировать: 1 августа 1939 года. Специально к этому дню композитор Исаак Дунаевский написал песню «Славься, Родина обильная».
Славить было что: выставочный «город» занял площадь в 136 гектаров, на них расположилось 250 строений, а также пруды, парки, скульптуры, включая знаменитую «Рабочий и колхозница» Бориса Иофана и Веры Мухиной. В первый год выставка работала 86 дней, принимая ежедневно в среднем по 60 тысяч человек. За 5 месяцев 1940 года ВСХВ посетили 4,5 миллиона человек. Успех был налицо, однако в следующем году выставку пришлось закрыть досрочно, из-за начала Великой Отечественной войны. До наших дней дошли лишь несколько построек тех времён, включая Главный вход (сейчас именуемый Северным) и Зелёный театр.
Начало 1950-х годов ознаменовалось существенным расширением площадей (до 207 гектаров) и кардинальным изменением архитектурного облика выставки с господством «сталинского ампира». Все союзные республики и краевые территории были представлены в 29 павильонах. 1958 год принёс новое имя глобальному проекту: Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). Такое же название получила станция метро: пилонная трёхсводчатая, на момент постройки она была самой глубокой в московском метрополитене.
1960-е годы стали периодом реконструкции; принцип организации выставки сменился с территориального на отраслевой: в профильных павильонах были представлены разные направления народного хозяйства. Ну а в 1990-е, с развалом СССР, грандиозный проект оказался на грани краха — ВДНХ превратили в банальный базар, сдав павильоны под склады и магазины, владельцы которых варварски отнеслись к уникальному наследию. В частности, в павильоне «Космос» пропали макеты первых советских спутников; был уничтожен единственный опытный образец лайнера Ту-154, функционировавший 40 лет как музей с допуском в кабину пилотов.
Новая яркая жизнь
По счастью, «период полураспада» прошёл: ВДНХ получила новую жизнь и второе дыхание (название «из 90-х», ВВЦ — Всесоюзный выставочный центр — не прижилось). Сейчас она входит в 50 крупнейших выставочных центров мира и ежегодно принимает до 30 миллионов гостей.
49 объектов на территории выставки являются памятниками культурного наследия: среди них павильон № 51 «Мясная промышленность» со скульптурой Наума Конгиссера «Боец с быком» наверху; павильон № 59 «Зерно» — здание высотой 50 метров, выстроенное Дмитрием Чечулиным, автором проекта высотки на Котельнической набережной; павильон № 8 «Юные натуралисты» (построенный аспирантами Московского архитектурного института в дар начинающим биологам).
Современная «жемчужина» ВДНХ — выставка-форум «Россия», вход на которую свободный. В восьми залах главного павильона №1, увенчанного золотой звездой, сосредоточены достижения прошлого и настоящего нашей страны. Здесь же начинаются тематические экскурсионные маршруты, в ходе которых экскурсоводы в интерактивном формате рассказывают о важных вехах отечественной истории. Один из них, «Россия — это мы», ведёт в павильон № 75, в котором представлены все 89 регионов страны. «Роскосмос» представляет экспозицию, в центре которой — интерактивный демонстратор ЦУП: можно понаблюдать за работой МКС и пусками ракет-носителей в прямом эфире.
В России немало грандиозных выставочных площадок, честно выполняющих свои задачи: рассказывать о современных достижениях, культурных и исторических событиях. Но «дышат» временем немногие — тем ценнее для нас возможность побывать там и прикоснуться к великой истории великой страны.