9,6K подписчиков

Все мультфильмы Хаяо Миядзаки: от худшего к лучшему

2,8K прочитали

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе. За свою более чем 40-летнюю карьеру японский постановщик подарил зрителю немало шедевральных мультфильмов, которые входят в различные топы не просто лучшей анимации, но и проектов в принципе. Как многие знают, лично я к творчеству Миядзаки относился очень прохладно, поскольку не люблю аниме и в принципе не смотрю ничего в этом стиле. И произошло это, собственно, из-за лично Миядзаки, чьи мультфильмы в детстве меня очень пугали. Но в честь выхода нового мультфильма режиссёра — «Мальчика и птицы», вышедшего спустя десять лет после предыдущей работы мастера, я решил всё-таки побороть своё предвзятое отношение к аниме. Я посмотрел все мультфильмы Миядзаки, коих оказалось всего дюжина, стараясь во время просмотра максимально абстрагироваться от того факта, что мне не нравится стиль анимации. И забегая вперёд, могу сказать, что всё-таки зря не ценил этот жанр. В общем, я расставил все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

12. Люпен III: Замок Калиостро (1979), (77+76+(95+72)/2)/3=78.83

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.

Открываем сегодняшний список сразу с дебютной работы Хаяо Миядзаки, хотя балл в 79 из 100 для последнего места просто заоблачный. Можно заметить, что за всю свою долгую карьеру режиссёр ни разу не делал продолжения своих хитовых мультфильмов. «Люпен III» — единственный продукт творчества Миядзаки, который вскоре разросся до франшизы. Да, Миядзаки к ним отношения не имеет, но выходило разных сериалов про этого персонажа порядочно. К слову, сам Миядзаки до полного метра работал и над сериалами про Люпена. Что примечательно, только проекты от Миядзаки по франшизе добрались до зелёной зоны на КиноПоиске. Я же перед просмотром не ожидал чего-то особенного. Среди прочитанных мною мнений у многих были похожие выводы: проект вполне себе качественный, но при этом является самым простым и незамысловатым авантюрным приключением среди работ постановщика. И, посмотрев его дебют, я был приятно удивлён. Пусть кино и вправду довольно незамысловатое, но всё равно весьма занимательное. Вообще, я заметил, что в мультиках Миядзаки достаточно много экшена, а «Замок Калиостро» является одним из самых экшоновых в его карьере. Главный герой — весьма знаменитый вор-пройдоха со стажем, регулярно проводящий свои аферы. Кино буквально сразу начинает с экшена — и он пусть и максимально далёк от реальности, но зато задаёт шикарный авантюрный тон повествованию. Главного героя хоть и не назовёшь каким-то особенным, но зато очень ярким и харизматичным. История для приключения с поиском сокровищ вполне хороша. Постоянно присутствует какое-то действие и не сбавляет обороты на протяжении всего хронометража. Сюжет регулярно даёт главному герою разные квесты — и более-менее все из них получились интересными и захватывающими. Ещё практически все истории Миядзаки в качестве побочной линии выделяют любовные отношения. Дебютная работа Хаяо этому кредо тоже соответствует, только что непривычно после «Навсикаи» или «Замка Лапута» было видеть главным героем молодого паренька, а не девушку. Да и неожиданный финал, где Люпен вместо поцелуев под красивый закат сбежал к следующим приключениям, тоже для Миядзаки не был характерным. Хотя мультфильм больше делает акцент именно на авантюризме — здесь очень часто Люпен с кем-то дерётся, либо стреляется, либо справляется с ловушками замка. Надо признать, что темп у мультфильма очень бодрый — во второй половине «Замок Калиостро» становится настоящим боевиком, не отпуская зрителя буквально до самого конца. Правда, лично меня в этом плане всё же больше цепляла любовная аура между персонажами. Они вместе стараются победить злодея, вместе справляются со всеми неприятностями и т. д. В общем, меня мультфильм очень приятно удивил — это шикарный комедийно-авантюрный экшен в духе «Индианы Джонса», 8 из 10.

11. Ветер крепчает (2013), (80+77+(88+83)/2)/3=80.83

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-2

Только 11 место, а мы уже пересекли рубеж в 80 баллов — весьма недурно. До недавнего времени последняя работа Миядзаки была посвящена одной из душещипательных для него тем — авиации. Мультфильмы режиссёра до этого всегда жили в фэнтезийной среде (кроме, может, «Порко Россо», где фэнтези толком нет, но главного героя превратили в свинку), что заметно выделяет «Ветер крепчает» над прочими работами мастера. Из-за сюжета, общей подачи и развития действия от Первой до Второй мировой это аниме воспринимается чуть ли не первым в истории мультфильмом на реальных событиях. Главный герой желает стать пилотом, но из-за здоровья не везёт, так что решает стать авиаконструктором. Я смотрел «Ветер крепчает» одним из последних у режиссёра, так что не мог не заметить резких расхождений с привычной формулой повествования Миядзаки. Во-первых, мультфильм сосредотачивает своё внимание исключительно на личной драме главного героя, лишь слегка обращая внимания на глобальную проблему. Обычно было как раз наоборот, и проблема во главе угла была глобальной. Ещё при первом просмотре я думал, что это будет первый в карьере режиссёра мультфильм без любовной линии. Персонаж будто бы женился на работе и в этот раз остался без второй половинки. Но всё-таки Миядзаки остался верен себе, а любовная линия появилась во второй половине мультфильма, хоть и очень мельком. Наверное, это единственный раз в карьере постановщика, когда меня не тронула любовная линия. Многие сцены были поставлены очень проникновенно, но любовь произошла как-то слишком быстро. Странная штука, но в этот раз Миядзаки не удалось эмоционально вовлечь меня в историю. В предыдущие разы, даже если произведение мне не особо понравилось, я всегда был эмоционально привязан к персонажам. «Ветер крепчает» получился довольно крепким, интересным и во многом уникальным мультфильмом, но просто не зацепил меня эмоционально.

10. Порко Россо (1992), (78+77+(95+83)/2)/3=81.33

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-3

«Порко Россо» — ещё один представитель использования характерных фишек мультфильмов Хаяо Миядзаки, тем не менее выделяющийся заметно на фоне классических работ мастера. И почему-то своего рода эксперименты про похожую тему, но несколько иную интерпретацию все заслужили последние места в карьере постановщика. «Порко Россо» ещё и является вторым самым малоизвестным у Миядзаки, по популярности превосходя только «Замок Калиостро». А ещё у него почему-то нет дубляжа. На КП указано, что дубляж всё-таки существует, но на просторах Интернета мне найти его так и не удалось. Но в закадре хотя бы есть целый Александр Головчанский. Как и «Ветер крепчает», «Порко Россо» тоже уделяет особое место в истории авиации и непосредственно самолётам. Только теперь сам главный герой является одним из самых крутых пилотов, зарабатывая кучу денег на поимке пиратов. Как и «Ветер крепчает», история и подача в целом укладываются в быт реального человека. То есть история вполне себе реалистичная, а единственным вкраплением фэнтези оказалось превращение главного героя в свинью (сразу так вспоминаются «Унесённые призраками»). За этой частью сюжета следует несколько занимательных диалогов и открытый финал. До этого «Порко Россо» представляет из себя весьма забористый экшен и достаточно недурную комедию. Довольно циничный главный герой на самолёте сражается с пиратами, а после летит куда-то в Италию, где собирается отдать своё детище на ремонт. Ремонту уделяется много времени, ведь там наш приверженец того, что женщинам место у плиты, понимает, что это вообще-то не так. Ну и тут идёт повторение сюжета из «Люпена III: Замок Калиостро», где совсем юная девушка влюбляется в экстравагантного и харизматичного главного героя, добровольно отправляясь с ним в самое пекло. Концовка, кстати, тоже по персонажной раскладке похожая. Но она ещё и сопровождается весьма забавным мордобоем между главным героем и его злейшим противником. В целом мультфильм мне показался занятным, его философия мне тоже нравится, но в целом я бы назвал «Порко Россо» самым забываемым в карьере Хаяо Миядзаки.

9. Рыбка Поньо на утёсе (2008), (80+76+(91+86)/2)/3=81.5

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-4

Со всеми мультфильмами Миядзаки, что я видел в детстве, познакомился на канале Disney, но вот рыбка Поньо была, в принципе, единственным аниме, сохранившимся у меня на диске. Но тогда я не делил мультики на 3D, 2D, пластилин или что-то ещё, поэтому из имеющегося смотрел всё подряд. И «Рыбка Поньо» всегда мне казалась очень странным мультфильмом. Я всегда перематывал фэнтезийное начало под водой, предпочитая переходить сразу к первому знакомству Поньо и Соуски. И я отлично помню, что сцена бега главной героини по водяным рыбам или рыбам буквально из воды почему-то всегда меня очень пугала. Середину я помню очень расплывчато, но меня всегда завораживала сюжетная линия с отцом главного героя на корабле. В целом ощущения от мультфильма были странными, поскольку многие его моменты мне казались слишком безумными. Но момент, где два главных героя устроили заплыв на игрушечной лодке, мне всегда тоже очень нравился. Но до конца я «Рыбку Поньо на утёсе» почему-то никогда не мог досмотреть — вырубал как раз на моменте, когда герои доплывали до дома престарелых. Пересмотр дался на удивление хорошо — я ловил даже некие нотки ностальгии и открыл для себя много новых деталей, потому как в детстве вообще не понимал того же отца Поньо. Раздражало меня ровным счётом два момента. Во-первых, в этот раз в дубляже голос маленького мальчика, которого озвучивала Лариса Брохман, как-то был слишком уж очевиден, так что это частенько выбивало меня из атмосферы. Ну и имя главного героя — Соуски — ещё в детстве казавшееся мне странным, стоило как-нибудь адаптировать, что ли. Почему-то произнесение вслух имени персонажа меня тоже немного выбивало из просмотра. В остальном мне более-менее всё понравилось. Образ главного героя мне понравился — приятный паренёк. Поньо с миром людей - также замечательно. Взаимодействие обоих детишек также очень милое и душевное. В лучших традициях персонажей Миядзаки и Поньо, и Соуски были показаны наивными, но душевными персонажами без грамма отрицательных черт. Ещё с пересмотром я заново для себя открыл отца Поньо. Персонаж весёлый и харизматичный, а в конце именно его сюжетная ветка пробирает до мурашек. В целом получилась весьма милая и трогательная история о любви (наверное, всё-таки дети ещё), приправленная интересным сеттингом и отличными персонажами. Один из любимых мультиков Миядзаки.

8. Мальчик и птица (2023), (78+77+(96+92)/2)/3=83.0

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-5

«Мальчик и птица» всё ещё не вышел на цифровых площадках, поэтому не было возможности посмотреть мультфильм. Релиз онлайн состоится 18 июня — тогда моя рецензия будет опубликована.

7. Навсикая из долины ветров (1984), (82+80+(89+86)/2)/3=83.16

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-6

Откровенно не повезло мне с просмотром этого мультфильма. До подготовки к статье я слышал только про название, а ещё почему-то путал с «Принцессой Мононоке». Но не повезло мне не в том плане, что получился какой-то особо ужасный опыт просмотра, — мне не повезло с тем, что я решил смотреть этот мультфильм первым, задрав слишком высокую планку. При всех возможностях анимации, фантазию которой не остановит скудная реализация лайв-экшена, почему-то редкие мультфильмы резко обращаются к жанру фантастики или отображают далёкое будущее. Это либо современность, либо далёкое прошлое. А вот из чего-то такого фантастического можно припомнить разве что «Планету сокровищ» и какого-нибудь «Валл-и». Сеттинг всех работ Миядзаки тоже не то чтобы прям особенно уникальный, но так или иначе большинство работ переполнены креативом относительно визуализации происходящего. События «Навсикаи из долины ветров» происходят в далёком будущем, где главными врагами людей считаются растения и животные, так и норовящие их уничтожить. Это первый мультфильм режиссёра, решивший обратиться к очень острому и важному конфликту. Собственно, даже двум. После картины Хаяо не раз подчёркивали то, насколько страшной и опасной может быть война. Делали они это разными способами, но у Навсикаи это, на мой взгляд, получилось нагляднее всего. Мир будущего, в котором живут все персонажи, стал таковым из-за ядерной войны, поглотившей всю планету. Во-вторых, это отношения человека с природой. Отрицательные персонажи картины негативно относятся как к лесам, заполонивших планету, так и к различной насекомообразной живности, зачастую нападающей на людей. Многие считают природу угрозой, поскольку она негативно влияет на жизнь людей на планете. Как выяснится позже, природа не является противником или союзником человека — она очищает планету, которую люди загрязнили. Посылы мультфильма действительно мощные, а философия меня просто поражает. Главные герои также мне понравились. Навсикая — классический персонаж для работ Миядзаки, но в этот раз благодаря сеттингу и озвучке мне она понравилась больше всего. Также не могу не отметить шикарную анимацию. Флора и фауна в мультфильме — что-то запредельно прекрасное. Анимешный стиль же как-то совершенно не ощущается. Меня обычно смущает глаза у аниме-персонажей, но в этот раз получилось диаметрально противоположно. В общем, Навсикая мне очень понравилась, и, как понимаете, это мой самый любимый мультфильм Миядзаки.

6. Принцесса Мононоке (1997), (82+83+(93+76)/2)/3=83.16

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-7

«Принцесса Мононоке» — ещё один мультфильм Миядзаки, переплетающий конфликт человека с природой. В этот раз люди тоже активно конфликтуют с лесом и его жителями, но цель людей оказалась куда как более точечной — где-то в лесу обитает дух природы, которого люди и пытаются уничтожить. В сравнении с «Навсикаей из долины ветров» появление некоего конкретного духа мне кажется шагом назад. Так как мне всегда больше нравилась идея того, что природа является огромной системой, не зависящей от кого-то конкретного. Но в чём «Принцесса Мононоке» выигрышнее «Навсикаи», так это в демонстрации конфликта с обеих сторон. В качестве «лица» природы была Навсикая, которая противостояла злодеям-людям. В «Мононоке» уже нет человека, который призван заставить зрителя болеть за природу. В этот раз волки и кабаны с этим сами справляются. Правда, «Мононоке» им всё-таки помогает, но я бы не назвал это особенно действующей помощью. Ещё меня удивило, что в мультфильме с названием «Принцесса Мононоке» главным героем является принц по имени Аситака. С ним мы проводим куда больше времени, а сама принцесса появляется ближе к первому часу. Кстати, замечали ли вы, что большинство мультфильмов по хронометражу достигают примерно полутора часов? Я практически не встречал анимационных проектов, которые длились бы два часа и больше. Как оказалось, Хаяо Миядзаки в этом плане куда как более расточителен, чем голливудская анимация, так что большинство его мультфильмов длится около 2 часов. И на «Принцессе Мононоке» я впервые этот хронометраж почувствовал. Мне очень нравилась основная тема мультфильма, но в этот я почувствовал небольшой перебор с экшеном. Всё это рубилово людей с кабанами и волками чего-то меня утомило. Классические плюсы Миядзаки повторять не буду, так что сразу к итогам. В целом мультфильм мне понравился. Это качественная философская история с интересными метафорами и отличным исполнением, где главной для меня проблемой является перебор с экшеном.

5. Ходячий замок (2004), (83+82+(87+82)/2)/3=83.16

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-8

Снова возвращаемся в категорию аниме, которые я видел в детстве и которые меня неплохо так напрягали. К пересмотру я удивился, но никогда не смотрел начало мультфильма. Основные моменты, которые я очень ярко запомнил, — это дух огня, весьма своеобразный стиль передвигающегося замка, очень страшная ведьма пустоши и жуткий дизайн перьев у главного героя. Я прям отчётливо помню, что несколько раз натыкался на моменты, где Хаул превращался в очень страшную птичку, так что я сразу переключал. И спустя столько лет некоторые мои ощущения до сих пор не поменялись. Меня до сих пор пугают очень странные дизайны ведьмы пустоши и Хаула. Но так как в этот раз я узрел наконец завязку мультфильма, то проникнуться историей было, само собой, гораздо проще. По классике Миядзаки во главе угла стоит девушка с добрым сердцем. Только вот заместо противостояния какому-то конкретному злу её ожидало испытание посложнее — её превратили в старуху, так что ей пришлось покинуть дом и отправиться в путешествие, в ходе которого она решила обосноваться в Ходячем замке. Там она знакомится с любопытным волшебником по имени Хаул. Если раньше он меня дико пугал, то теперь воспринимается весьма глубоким и прозорливым персонажем. Озвучка Никитой Прозоровским очень помогла проникнуться к этому персонажу. Правда, образ Софи мне понравился больше. Я не совсем понимаю её пассивность по отношению к своему проклятью, но её история оказалась вполне милой и захватывающей. К моменту рассыпания замка пошло прям мясо, которое, к сожалению, в финале мне не особо понравилось. Я не совсем понял, чем в итоге дело кончилось. Война вроде как была в самом разгаре, Хаул пытается что-то исправить, но в конце буквально из ниоткуда материализовался хэппи-энд. Чувствуется некая поспешность, хотя раньше темп у мультфильма был несколько медлительным. И финал неплохо так смазал общее впечатление. Если в начале меня смущали дизайны только двух персонажей, то концовка вызывала только вопросы.

4. Небесный замок Лапута (1986), (83+80+(96+78)/2)/3=83.33

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-9

Большинство мультфильмов Миядзаки выходили под крылом его собственной студии Ghibli, которая технически начала своё существование в 1983 году, когда велась активная работа над созданием аниме про Навсикаю. А вот каноническая заставка Ghibli с Тоторо появилась именно на этом мультфильме. С просмотром которого тоже откровенно не повезло мне. Посмотрел я его сразу за «Навсикаей из долины ветров», на которую «Небесный замок Лапута» неприкрыто ссылался. Да, я часто говорю, что во всех мультфильмах Миядзаки чувствуется похожая атмосфера и некоторые сюжетные решения, но к просмотру «Лапута» я ещё не знал об этом. А «Замок Лапута» также показался мне очень похожим с точки зрения персонажей, сеттинга (я тут говорю прежде всего про разные летательные аппараты), злодеев и разного по мелочи. В этот раз мне я не особо проникся ни главной героиней с её драмой, не особо зашли мне её отношения с мальчиком. Банда пиратов разве что оказалась весьма колоритной. Ещё именно на этом мультфильме я почувствовал острый переизбыток в экшене. Справедливости ради, экшен прям очень масштабный и зрелищный, но мне хотелось чего-то поспокойнее. А вы тут устроили воздушный экшен с пиратами и правительством. Да и не только самый конец изобилует разными погонями или драками — начало с поездом, этот робот с постера тоже немало времени крадут. В общем, главная проблема мультфильма для меня — это чересчур масштабная история. «Навсикая» тоже была с экшеном, но куда больше времени уделяла тихим сценам с философскими или просто отличными диалогами. В «Замке» такое тоже присутствует, но в значительно меньшем масштабе. Ещё я все рецензии в этой статье писал уже после того, как посмотрел все творения Хаяо Миядзаки. И тут вдруг осознал, что «Замок Лапута» и «Навсикая» у меня просто смешались воедино. Странная штука, но прям из ярких моментов от «Небесного замка Лапута» у меня остался преимущественно экшен и всего несколько диалоговых сцен, а в «Невсикае» я не особо помню финальный экшен, но очень хорошо помню все сцены взаимодействия персонажей с природой. Не скажу, что «Замок» оказался для меня несмотрибельным, просто слишком грузным и в сравнении с предыдущим опытом просмотра слишком на него похожим.

3. Ведьмина служба доставки (1989), (81+78+(98+85)/2)/3=83.5

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-10

Я тоже частенько наталкивался на отрывки из этого мультфильма в детстве, но они практически не отложились у меня в памяти, так что какой-нибудь травмы от «Ведьминой службы доставки» я не заработал. Полноценно пересмотрев мультфильм сейчас, я был даже приятно удивлён. Проведу даже для себя самого неожиданную аналогию с «Порко Россо». Мне одному кажется, что фэнтезийные моменты служат исключительно фоном, так как история может спокойно обойтись без них, они просто делают историю чуть более любопытной? Главная героиня, как понимаете, является ведьмой, которая по достижении 13 лет должна покинуть родительский дом и отправиться в город на поиски взрослой жизни. Там наивная и слишком добрая Кики удивляется тому факту, что жителям более-менее всё равно на её личность. Ей приходится устраиваться на работу, зарабатывать деньги, ну и все прочие прелести взрослой жизни. В какой-то момент, по классике, героиня лишается своих способностей и перестаёт понимать друга Зизи. Потом всё-таки у Кики получается превозмочь себя и вернуть свои силы, но при этом кота она понимать перестала. Вполне очевидная метафора на взросление, завёрнутая в милую историю про хорошенькую и отзывчивую ведьмочку. Любовная история здесь также в наличии, хотя я всё-таки до середины был уверен, что «Ведьмина служба доставки» обойдётся без неё. Миядзаки себе не изменяет. Химия между мальчиком и девочкой, кстати, в этот раз не особо меня зацепила, но всё равно было нормально. Ещё Ольга Шорохова в дубляже делают главную героиню ну просто запредельно милой. Мультфильм и довольно весёлый, а такое в карьере Миядзаки (по крайней мере, по моим ощущениям) случается нечасто. Ну и длится всего полтора часа, а экшена почти что нет, поэтому среди работ режиссёра «Ведьмина служба доставки» ощущается одной из самых лёгких.

2. Мой сосед Тоторо (1988), (82+81+(93+86)/2)/3=84.16

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-11

«Мой сосед Тоторо» — визитная карточка Хаяо Миядзаки и, очевидно, одно из самых успешных аниме в принципе. Я «Тоторо» тоже имел честь смотреть в детстве. И странная штука в том, что этот мультфильм не пугал меня, в нём не было каких-то особенно страшных сцен, но почему-то мне через экран всегда передавалась сильная грусть и чуть ли не депрессия. Мультфильм казался пропитанным грустью и чересчур депрессивным, так что до самого финала мне тоже дойти не удалось. С пересмотром сейчас это ощущение, к удивлению, не пропало. Вообще, по настроению «Мой сосед Тоторо» очень ярко контрастирует со всеми остальными работами Миядзаки. Я привык видеть масштаб и эпик в его работах, персонажами всегда двигала какая-нибудь великая цель, а Тоторо — просто максимально локальная история про двух девочек. Если помните, я говорил, что «Ветер крепчает» является очень личным для режиссёра проектом. Так вот, не буду спорить с этим тезисом, но я не считаю этот мультфильм личным для Миядзаки. Он именно что важный, но не личный. Я вижу «Ветер крепчает» как историю о важности поднимаемой материальной темы, которая зависит от самых различных материальных факторов. А вот «Мой сосед Тоторо» — та история, которая совершенно не зависит от сеттинга, времени действия и пр. Тоторо ощущается мною такой историей, для которой важна только одна вещь — это драма персонажей. Здесь ровным счётом не происходит радикальных действий, а сюжет представляет из себя сборник различных занятий отца с двумя дочерьми, пока их жена и мать находится в больнице. Этой истории не нужен экшен, не нужен триллер, даже привычная линия любви между мальчиком и девочкой здесь показана мельком. Сюжетное напряжение достигается за счёт реакции персонажей на события, изменить которые они попросту не в силах. Матери двух девочек внезапно стало хуже, что сподвигло младшую на побег. Её не утащил какой-нибудь монстр/враг Тоторо, её расстроил тот факт, что маме стало хуже. За счёт своей локальности, спокойности и полной сосредоточенности на драме, не зависящей от побочных обстоятельств, я считаю «Моего соседа Тоторо» самым личным для режиссёра (это лишь мой взгляд), тем паче, что мама режиссёра также долго болела. Правда, в финале мне немного не хватило эмоционального слома. Мультфильм длится всего полтора часа, так что создаётся впечатление, будто у него украли дополнительные 30 минут. Самый-самый финал правильный, но немного не хватило мне катарсиса. В целом мультфильм мне однако ж понравился.

1. Унесённые призраками (2001), (85+86+(97+96)/2)/3=89.16

Хаяо Миядзаки — самый известный режиссёр аниме и мультфильмов в принципе.-12

Ну и кто, собственно, ещё мог забраться на 1 место этого списка, как не представитель одного из самых известных, популярных и лучших аниме в принципе? Беспрецедентный случай для всех остальных мультфильмов этого жанра в принципе, когда статуэтку «Оскар» за Лучшую анимацию дают не проверенным ребятам вроде Pixar или DreamWorks, а некому японскому режиссёру аниме, который хоть и был известен в Америке благодаря студии Disney, выступающей дистрибьютором, но именно «Унесённые призраками» стали тем проектом, который сделал Хаяо Миядзаки по-настоящему известным. Кстати, иронично, что именно с этого аниме у меня началось предвзятое отношение к аниме. Меня в детстве всегда пугали три вещи отсюда. Во-первых, бабулек у Миядзаки всегда получаются очень специфической внешности. Меня здесь эта носатая ввергала в шок. Во-вторых, это свиньи. Все сцены с ними такие некомфортные и криповые, что просто капсец. В-третьих, что больше всего напрягало, это противостояние этого чёрного духа и Сэм. Какая-то просто дичайшая экшен-погоня от самого стрёмного анимационного создания на земле. С пересмотром, кстати, две первые фобии остались, а вот последняя прошла более-менее незаметно. В детстве мне эта сцена казалась очень длинной, а тут дело обошлось в пару минут. И хотя пересмотр определённо сделал просмотр лучше, но всё-таки я бы не сказал, что считаю «Унесённых призраками» настолько шедевральными. Меня немного смущает завязка. Родители при деньгах просто решили покушать, уточнив, что заплатят за еду. Блин, ну что в этом такого плохого? Люди, очевидно, хорошие, за что? Сюжет с бедной девочкой, которая вынуждена отрабатывать долг, меня тоже как-то не особо зацепил. Сам образ главной героини мне нравится, но развитие сюжета в целом вызывает некоторые вопросы. Некоторые сцены или повороты сюжета я просто не понимаю. Хотя некоторые мне очень нравятся. Сцена с водяным драконом вообще залетела в самое сердечко. Да и чёрный дух до всемирной пожираловки мне нравился. Для меня мультфильм скачет от не очень приятных сцен до концептуально и идейно потрясных. И в целом мне всё нравилось, но концовка оставляла некоторые вопросы. Да, финал с воссоединением семьи классный, но события в фэнтези-мире как-то не особо. Сейчас отношусь к «Унесённым призраками» куда как благосклоннее, но шедевром не считаю.

Подводя итог, можно сказать, что Хаяо Миядзаки и вправду режиссёр, метящий в качество, а не количество. По сути, такой Кристофер Нолан от мира анимации. Все работы как на подбор — артхаусные блокбастеры с душой и мыслью. Я не переосмыслил для себя жанр аниме, до сих пор отношусь не самым лучшим образом, однако теперь из-за специфики истории, а не анимации. После Миядзаки посмотрел ещё парочку аниме (в буквальном смысле парочку — два), и один зашёл прям на 10 из 10 (называется «Укрась прощальное утро цветами ожидания», если кому-то интересно), что неожиданно. В общем, подождём новых толчков от Хаяо Миядзаки — не ровен час, этот интересный режиссёр явит миру ещё одно своё творение. Следующее От худшего к лучшему будет по голливудским фильмам Джона Ву.

Ссылка на телеграмм-канал.