1,2K подписчиков

КУЛЬТУРА ОБМАНА

9,5K прочитали

Помните фильм «Как украсть миллион» с прекрасной Одри Хэпберн? В фильме талантливый художник Шарль Боннэ выдает себя за коллекционера, а сам пишет очень качественные подделки в стиле импрессионистов и даже продает свои работы на аукционах. Или фильм «Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом», где талантливый ювелир Ким Фалеев с горечью говорит следователю: «Понимаете, она, Муза Анатольевна, ставит рядом двух моих Фаберже, одного с клеймом, другого — без клейма, и начинает наглядно объяснять, чем клеймёный лучше неклеймёного!». А ведь Муза Анатольевна не простой любитель, она авторитетный в мире искусства эксперт-искусствовед. Думаете эти сюжеты – фантазия сценаристов и режиссеров? Отнюдь. История знает немало мошенников и фальсификаторов произведений искусства, кто умудрялся обмануть самых авторитетных специалистов в области произведений искусства. И даже ХХ век, когда наука подарила экспертам современные методы исследования, такие как рентген и спектроскопия, не стал исключением.

Одри Хэпберн в фильме "Как украсть миллион"
Одри Хэпберн в фильме "Как украсть миллион"

Причины, которые толкают талантливых людей на подобные действия, различные. Для одних, как папаша Боннэ, это прекрасный способ заработать; для других, таких как Ким, это возможность показать себя, доказать окружающим, что ты не менее талантлив, чем большинство знаменитостей. А может быть и более талантлив. Странная штука удача, не каждому она распахивает объятия. Кто-то, не обладая должным талантом, тем нее менее встраивается в систему и даже становится знаменитым. А кто-то всю жизнь пишет прекрасные стихи в стол, или его картиной прикрывают дырку в курятнике, и умирает, не дождавшись славы. Правда, рукописи, как известно, не горят, а картина «Портрет доктора Феликса Рея» Винсента ван Гога заняла свое достойное место в одном из лучших музеев мира - в Музее имени Пушкина в Москве. К сожалению, ван Гог так этого так никогда не узнал.

Арт-мошенников во все времена существовало огромное множество. В данной статье поговорим о тех, кто работал (если можно это так назвать) в тяжелых условиях ХХ века и сумел достичь впечатляющих результатов.

Прада, начать хочется все же с прошлых столетий. Но только в порядке исключения. Так одним из самых знаменитых фальсификатов в истории искусства был никто иной, как Микеланджело Буонарроти. Однажды Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, на которого работал Микеланджело, предложил тогда еще никому не известному скульптору одну из скульптур «Спящий Купидон» состарить, сделать так, будто она пролежала в земле долгое время. Лоренцо и в голову не могло прийти, что подлинные работы Микеланджело однажды будут стоить гораздо дороже. Молодой Микеланджело согласился. Статую Лоренцо ди Пьерфранческо продал кардиналу Раффаэлю Риарио. Однако кардинал быстро распознал фальшивку, но был так впечатлен работой, что не просто оставил гонорар Микеланджело, но и пригласил работать в Ватикан. Впоследствии «Купидон» был куплен королем Карлом I, и к сожалению был уничтожен огнем во время пожара во дворце в 1698 году.

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти

А теперь вернемся в век ХХ и остановимся на самых интересных фальсификациях, оставивших свой след в истории искусства.

В 1945 году в Амстердаме был взят под стражу искусствовед Хенрикюс Антониус (Хан) ван Меегерен. Его обвиняли в коллаборационизме и распродаже национального культурного достояния. Выяснилось, что ван Мегерен продал рейхсмаршалу Герману Герингу картину Вермеера «Христос и грешница» («Христос и судьи»). Картину в коллекции Геринга обнаружил американский капитан Гарри Андерсон. Ван Мегерену грозил серьезный тюремный срок.

«Христос и грешница" ("Христос и судьи»)
«Христос и грешница" ("Христос и судьи»)

И тогда неожиданно для судей ван Меегерен сознался, что картину на самом деле написал вовсе не Вермеер, а он, ван Меегерен. Естественно, никто ему не поверил. Однако, художник продолжал настаивать. Художника поместили в специальный дом, где он должен был написать картину в качестве доказательства в стиле Вермеера. Так появилась картина «Молодой Христос, проповедующий в храме» (или «Иисус среди книжников»). К тому же экспертиза показала, что кракелюр на картине «Христос и грешница» («Христос и судьи»), сделан искусственным путем. Кстати, метод состаривания картин ван Меегерен так же изобрел сам.

подделка под де Хоха
подделка под де Хоха

Так был раскрыт один из самых известных арт-мошенников ХХ века, писавший свои работы в стиле голландских мастеров Вермеера, Питера Хоха, Герерда Тербоха, Франса Хальса. Причем подлинность работ подтверждал выдающийся мастер атрибуции произведений живописи, директор картинной галереи Маурицхёйс в Гааге Абрахам Бредиус. Вероятно, гениальный художник Хенрикюс Антониус (Хан) ван Мегерен так и остался бы никому не известным и не признанным, если бы не его гениальная афера. Причем, ван Меегерен не писал копий, он создавал свои работы со своими сюжетами, копируя именно манеру мастера. Кстати, мне всегда было интересно, что подумал Герман Геринг, когда узнал, что купленная им за 1 600 000 гульденов картина всего лишь подделка никому не известного художника. К тому моменту он уже находился под стражей.

Юрий Деточкин воровал машины вовсе не для того, чтобы разбогатеть – он восстанавливал справедливость, отбирал у тех, кто живет на нетрудовые доходы и отдавал нуждающимся, то есть в детские дома. В мире арт-аферистов тоже был такой Юрий Деточкин, только объявивший крестовый поход арт-дельцам, для которых искусство стало предметом торга, а художник – разменной монетой. Звали его Том Китинг. По его собственному утверждению он подделал около 2000 картин более ста пятидесяти разных художников, общая прибыль от его подделок составляет более десяти миллионов долларов. Однако, заработок не был его целью. Свои прекрасные подделки он раздавал друзьям, обменивал на еду, использовал в качестве арендной платы. Он был щедр. Целью Китинга была вендетта по-английски против коррумпированных перекупщиков и прогнившей системы аукционов и музеев. Китинг буквально издевался над этой публикой, так он намеренно допускал ошибки, анохронизмы, использовал краски, не соответствующие данному историческому периоду, выставляя коллекционеров неучами и дураками. Иногда на холсте белым свинцом писал ругательства, а поверх уже писал картину, так, что это можно было увидеть только в рентгеновском излучении. Таким образом оставлял метки своим коллегам-реставраторам, зная, что они обнаружат подделку. Кстати, это один из методов в среде художников-мошенников, способ избежать впоследствии обвинений в подделке.

Речной пейзаж в галерее Порчинского в Варшаве, подписанный как Альфред Сислей, как утверждается, является подделкой Китинга
Речной пейзаж в галерее Порчинского в Варшаве, подписанный как Альфред Сислей, как утверждается, является подделкой Китинга

К 1960-му году Китинг наполнил рынок «вновь обретенными» произведениями искусства, чем снизил стоимость полотен известных художников на аукционах, поскольку стало понятно, что далеко не все картины подлинные, и требовались дорогие экспертизы. Особенно много появилось работ Корнелиуса Кригоффа, кандско-американского художника 19 века. "Вновь открытых " кригоффов оказалось так много, что цены резко упали из-за опасений фальшивок, а аукционный дом Sotheby's еще много лет жаловался на невозможность точной идентификации всех работ Кригоффа. А в 70-х вместе со своей любовницей Джейн Келли продал несколько подделок малоизвестного тогда романтика Сэмюэля Палмера. Именно на этом они и попались.

Корнелиус Кригофф "Охотники на границе".
Корнелиус Кригофф "Охотники на границе".

В 1977 году вышла книга Джеральдин и Фрэнка Норманов «Афера Тома Китинга. Невыдуманная история художника-фальсификатора». В основу легло интервью великого фальсификатора, которое он дал журналистам Times.

В 1984 году мир отмечал 100-летие Модильяни. Естественно, основные торжества намечались в Ливорно, где художник родился. Город вовсю готовился к празднованию юбилея. И тут кто-то вспомнил старую историю, от том, что Модильяни однажды, будучи в городе проездом, показал друзьям статую. Однако, друзья не одобрили работу и засмеяли художника. И тогда в порыве гнева он выбросил ее в канал. Эта история настолько понравилась горожанам, что они немедленно приступили к поискам статуи при помощи экскаваторов, предназначенных для чистки каналов. И конечно же статую нашли. Да не одну, а целых три. Правда две разоблачили немедленно, они принадлежали руке местного скульптора Анджело Фрольи, а вот третья ну точно сделана самим Модильяни.

рельеф, сделанный студентами
рельеф, сделанный студентами

Однако радость горожан длилась недолго. В подлоге сознались трое студентов, которые решили таким образом разыграть ливорнцев. Они рассказали, что при помощи электродрели создали рельеф, напоминающий по стилистике Модильяни и бросили его в канал. Как говорится, не корысти ради, а токмо для всеобщего веселья. Но горожане не сдавались и не верили студентам. Тем более сам директор художественного музея Ливорно признал руку Модильяни. Студентам даже пришлось выступить на телевидении и в качестве доказательства создать еще одну работу «Мадильяни». Так три студента посрамили известных искусствоведов и даже директора музея.

Те самые студенты
Те самые студенты

В 1968 году на звукозаписывающей фирме "Мелодия" вышла пластинка советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова с записями произведений для лютни "Лютневая музыка XVI—XVII". Пластинка сразу стала невероятно популярна и неоднократно переиздавалась. Впоследствии даже на СД. На пластинке были произведения средневековых авторов Франческо де Милано, Джулио Каччини, Ганса Нойзидлера, Дени Готье и других композиторов, а так же "неизвестных авторов" и народная музыка. Исполнял произведения известный гитарист и лютнист Владимир Вавилов. В общем, ничего особенного. Если бы не один интересный факт, открывшийся уже после смерти Вавилова: ни среди произведений известного ватиканского лютниста Франческо да Милано, а они все внесены в ватиканские протоколы и обнародованы, ни среди произведений других композиторов, ничего подобного из того, что исполнял Вавилов, обнаружено не было. Более того, Знаменитая «Ave Maria» Джулио Каччини никак не могла принадлежать Каччини, как показал стилистический анализ «септаккорды по „золотой секвенции“, синкопы в басу, седьмая повышенная ступень в миноре, двойная доминанта... Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад». Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках. Кроме английской народной песни "Зеленые рукава".

Помните фильм «Как украсть миллион» с прекрасной Одри Хэпберн?-9

Автором всех этих прекрасных произведений был сам Вавилов. Конечно же на этот подлог он пошел не славы ради. Он прекрасно понимал, что, не будучи композитором, рассчитывать на издание пластинки не серьезно. Кроме того, советский композитор не мог написать "Аве Марию". Вот Вавилов и выдал собственные сочинения за музыку мало известных в Советском Союзе авторов, искренне полагая, что проверять никто не будет. Собственно, так и вышло. Музыка действительно очень понравилась советским слушателям. Открывала альбом канцона «Рай», якобы написанная Винченцо Галилеем, кстати отцом великого астронома. Поэт Анри Волхонский написал слова к мелодии, и впоследствии она стала необыкновенно популярна в исполнении Бориса Гребенщикова под названием «Город золотой». А «Аве Мария» Каччини входит в репертуар практически всех мировых оперных звезд.

Одним из самых известных и популярных произведений классической музыки безусловно является «Адажио Альбинони». Тома́зо Джова́нни Альбино́ни был венецианский композитором и скрипачом эпохи барокко, писал оперы, сонаты, концерты для струнных инструментов. И никогда не писал знаменитого адажио. Вероятно, он был бы чрезвычайно удивлен, если бы однажды, сидя в концертном зале, услышал прекрасную музыку, автором которой был назван. Возможно, возмутился бы и воскликнул: «Господа, это вовсе не моя музыка, я не писал этого адажио!» Однако он точно не обиделся бы на итальянского композитора Ремо Джадзотто, который, собственно и сочинил это произведение, приписав Альбинони и увековечив его имя.

Тома́зо Джова́нни Альбино́ни
Тома́зо Джова́нни Альбино́ни

Кто бы из наших современников сейчас знал, кто такой Альбинони?! Сам Ремо Джадзотто уверял, что в 1945 году на развалинах Дрезденской Саксонской земельной библиотеки, разрушенной при бомбардировке Дрездена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13—15 февраля, обнаружил фрагменты нот, содержащие басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Джадзотто якобы сделал реконструкцию на основе этих фрагментов. Однако впоследствии музыковедами было установлено, что Альбинони никакого отношения к данному адажио не имеет, а в Саксонской земельной библиотеке никогда не было ни этих нот, ни даже фрагментов. Это произведение было полностью написано Ремо Джадзотто. На сегодняшний день «Адажи Альбинони» одно из самых исполняемых произведений в мире.

Британская пианистка Джойс Хатто не обладала особым талантом и встать в один ряд с таким знаменитыми пианистами как Рихтер, Рубинштейн, Горовец, Гилельс или Софроницкий ей бы вряд ли удалось. Однако ее называли «величайшей из ныне живущих пианисток, о которой прежде никто не слышал»», а в среде ее поклонников были такие известные музыкальные критики как Джереми Николас, автор в журнале Gramophone, и работавший в The Boston Globe Ричард Дайер. Как такое возможно? Очень просто. Эту незаслуженную славу Джойс обеспечил ее муж Уильям Баррингтон-Куп, работавший в компании звукозаписи. Благодаря ему свет увидели альбомы Джойс с ее якобы домашним исполнением. Там были не только сольные исполнения, но и с оркестром под управлением некого Рене Кёлера. Джойс Хатто блестяще исполняла Баха, Скарлатти, Листа, Моцарта, Прокофьева, Рахманинова и других композиторов.

Помните фильм «Как украсть миллион» с прекрасной Одри Хэпберн?-11

На самом деле исполнителями были совершенно другие пианисты, такие как Лейф Уве Андснес, Владимир Ашкенази, Ефим Бронфман, Марк-Андре Гамлен, Евгений Кисин и Ингрид Хэблер. А знаете, что в этой истории особенно интересно? Музыковеды, с восторгом отзывавшиеся об игре Джойс, весьма прохладно писали об оригинальных записях, которые, собственно, и использовал Уильям. Под именем Джойс Хатто они, видимо, звучали гораздо интереснее:)

Однако все испортил вездесущий компьютер. После анализа звукозаписей с диска Джойс в 2006 году, он беспринципно выявил плагиат. Поначалу Уильям отвергал обвинения, но довольно быстро сдался и признался в фальсификации. Он уверял, что Джойс ничего не знала, а осуществил эту грандиозную аферу он исключительно чтобы порадовать смертельно больную раком жену. Чего не сделаешь во имя любви!

Это далеко не все мошенники, фальсификаторы и шутники, которыми славен век ХХ. Не первые и не последние. Возможно, имена самых талантливых, умных и осторожных история пока не знает. И сколько поддельных картин на самом деле представлены даже самыми знаменитыми музеями мира, определить невозможно.