3,1K подписчиков

Королева Великого Немого – пылкая Вера Холодная

1,7K прочитали

Обратиться к истории кино меня подтолкнули «Тайны следствия»-23. Смотрела я вчерашним вечером на Анну Ковальчук и думала: «Снежная королева, да и только, мертвенный холод даже через экран ощущается. А если бы ей пришлось без слов играть, смогла бы она хоть какие-нибудь эмоции передать?» Холодная… без слов… А Вера Холодная, звезда немого кино, могла, и делала это великолепно. Воспоминания современников и её собственные записи, из которых и состоит данная статья, тому подтверждение.

Вера Холодная (Вера Васильевна Левченко) и кинематограф почти ровесники. Первая звезда русского экрана родилась в 1893 году, а появление кино относят к 1895 году. За короткое время работы (1915-1919) она исполнила более ста ролей и приобрела славу, которой не имела ни одна из актрис дореволюционного кино.

Из интервью «Киногазете» (1918): «Кинематограф я любила с детства. Увлекалась комическими картинами и боготворила Асту Нильсен. Но о кинематографической карьере не думала. Я готовилась быть танцовщицей, мечтала о сцене».

Вера окончила частную гимназию Перепёлкиной в Москве и поступила в балетное училище при Большом театре. Балет тогда был популярным искусством, а имена Матильды Кшесинской, Анны Павловой и Агриппины Вагановой будоражили сердца тысяч поклонников. Но выйти на сцену помешал ранний брак.

В семнадцатилетнем возрасте Вера вышла замуж. Ее избранником стал преуспевающий красавец-адвокат Владимир Холодный. Брак был счастливым, у супругов родилась дочь Евгения, еще одну девочку, Нонну, супруги удочерили. С началом Первой мировой войны Владимир Холодный ушел на фронт офицером, под Варшавой получил тяжелое ранение.

Благодаря поддержке мамы и сестры, разделившими с ней домашние заботы, Вера сохранила связь с артистическим миром, изредка выступала. Бывала в клубе московской богемы «Алатр», открывшемся в начале 1914 года. Среди «завсегдатаев» были Коровин, Ханжонков, Шаляпин, Горький. Видимо в нём Вера Холодная и была представлена кинорежиссёру Александру Алексеевичу Ханжонкову. Он пригласил её на съемки фильма «Песнь торжествующей любви», в котором она получила свою первую роль.

Из интервью «Киногазете» (1918): «Я не решалась сразу браться за такую серьёзную роль, я боялась и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но меня убедили сначала попробовать, и я согласилась. Я немного робела перед аппаратом, но постепенно освоилась с новой обстановкой и совершенно не думала об аппарате, отдаваясь роли. Особенно мне нравились съёмки на натуре. В них столько красоты, правды, естественности. Молчание экрана не тяготит меня; когда же хочется говорить, творить с живым словом прямо перед публикой – изредка выступаю на сцене. Ездила несколько раз на гастроли в провинцию». Выступала Вера Холодная и перед больными и ранеными воинами в госпитале.

Из воспоминаний Л.Борисова: «В одно из зимних воскресений в конце 1915 года в палату №17… пришли Вера Холодная и Вертинский. Они вошли в большую, на сорок шесть человек, палату, под руку, непринужденно о чём-то переговариваясь и без умолку смеясь… Мне посчастливилось попасть на этот вечер благодаря знакомству с одним из врачей госпиталя… В дверях слева и справа стояли раненые соседних палат. Всего вместе с врачами собралось не менее семидесяти человек… Вера Холодная и Александр Вертинский танцевали модное в те дни танго… Они сняли халаты, Вертинский надел цилиндр, очаровательная Вера холодная – маленькую шляпу, лицо скрыла нежной паутинкой серебристой вуали… Помню блеск глаз, вижу молчаливый восторг, с каким отозвались раненые на заключительное па…». Танго танцевали на бис, потом исполняли вальс «Миньон», читали стихи, Вертинский пел.

Александр Вертинский и Вера Холодная. Источник: Pinterest
Александр Вертинский и Вера Холодная. Источник: Pinterest

После концерта до глубокой ночи сестры милосердия, сиделки, врачи, выздоравливающие и раненые, кто мог, подпевая сами себе, «окунулись в омут страстей», имитируя знаменитую пару. Госпиталь танцевал…

В 1916 году в «Киножурнале» под рубрикой «Наши киноартисты» было опубликовано незамысловатое стихотворение под названием «Вера Холодная»:

Хоть повези в Америку, понравится и там.

Так «делает истерику» - не верится глазам.

Глаза такие жгучие, что мы б спросить могли:

«Уж не было ли случая, чтоб фильм они прожгли?»

Артистка превосходная – вот мненье москвича.

Фамилия Холодная, игра же – горяча.

В 1918 году в одесском журнале «Фигаро» была опубликована заметка Юрия Олеши «Поэт и королева»: «… Небольшого роста, тонкая, смуглая, с большими, слегка оттенёнными и немного печальными глазами и капризным ртом. Маленькая никому неизвестная актриса. И случилось так, что её узнали все, во всех уголках России. Вера Холодная – королева призрачного и великолепного трона. Королева экрана…»

"У камина", 1917 год. Источник: Pinterest
"У камина", 1917 год. Источник: Pinterest

В чём же причины её успеха? На мой взгляд

  • женская красота: жгучие глаза, очаровательная улыбка, грациозность
  • чувственность: умение воссоздать любовь, грусть и глубокую печаль на экране
  • одухотворённость: простота, грация, музыка и пластика в каждом жесте

Молодой немой кинематограф не имел своего артиста, как и своего писателя, композитора. Репертуар кино был убог и бездарен, полон пошлости и фальши. Только Вере Холодной удалось наполнить шаблонные образы трогательностью и нежностью. У неё не было ходульно-театральной позы, что было свойственно театральным актёрам, в каждом своём движении она отражала гармонию тела и души. Думаю, в этом и заключалась причина её головокружительного успеха.

Из записей Веры Холодной:

«… Слово – высшее, что даровано человеку. Но есть в жизни нечто, где слово бессильно, бывают моменты в жизни человека, непередаваемые словами, - там молчание красноречивее слов. Немые страдания глубже, тягостнее… Молчаливая радость бурливее, порывистей… Чувствовать и не говорить… Страдать без слов, когда сердце рвётся… Трепетать, охваченной порывом счастья… И не высказывать словами, криком этот язык молчания, язык чувств самой души, как он велик, необъятен. Это – Великий Немой. Радуясь и страдая, в слезах и в смехе, он мне дорог, понятен в своей глубине и силе, за это я люблю его…».

«Будущее экрана – велико и необъятно. И я счастлива, если хоть немного могу принимать участие в этом великом деле, если мои тени дают хоть немного радости людям».

Вера Васильевна Холодная умерла от «испанки» в Одессе в 1919 году, в возрасте 26 лет.

За столетие кинематограф пережил грандиозную эволюцию: звук, цвет, спецэффекты, компьютерная графика… Как вы думаете, понравилось бы современное кино Вере Холодной? Смогла бы она в нём сниматься? А современные актрисы, та же Анна Ковальчук, справились бы с ролью в немом кино?

Делитесь своим мнением в комментариях, мне оно оооочень интересно.

Спасибо за прочтение. Татьяна.