3,4K подписчиков

Классический и новый Nightwish. С небес на Землю

2,2K прочитали

Не так давно я решил переслушать все поздние альбомы Nightwish. Все таки это группа, каждая пластинка которой в начале нулевых ожидалась с огромным интересом. Прошло добрых полтора десятилетия, Туомас и Ко по прежнему на ходу, так что ретроспективный обзор был бы как минимум любопытным.

Начал с Endless Forms Most Beautiful - первого с Флор Янсен. Вернулся к Imaginaerum - с Анеттой. Затем Human. : II : Nature - последней полноформатной пластинке. Что сказать? Добротная, качественная музыка, которая хоть и не вызывает прежних сильных эмоций, но слушается приятно. Достать диск с полочки, полистать буклеты и оценить качество проработки образов, запечатленных на бумаге тоже доставляет эстетическое удовольствие. Мощный и плотный звук, помпезные аранжировки - все достаточно внушительно и не опускается ниже определенной высокой планки.

Nightwish с Флор Янсен
Nightwish с Флор Янсен

источник

Все было неплохо, но после этого я включил Once.

И честно скажу - разница очень ощутимая и эта разница - не в пользу последних альбомов. Я не сбрасываю со счетов фактор ностальгии, тем не менее, мне кажется что одна только Ghost Love Score дарит больше волшебных мелодий, чем весь громоздкий и помпезный Imaginaerum, все его треки вместе взятые. Любопытно, что на момент выхода фанаты считали Once ....самым слабым на тот момент релизом группы. Тем не менее, по силе воздействия он мне показался на голову сильнее, чем любой из более поздних.

При этом сразу сделаю важную оговорку - речь не об отсутствии мелодий вообще, а о дефиците "волшебных", то есть - истинно талантливых мелодий. Таковые еще водились на Dark Passion Play 2007 года, но с каждым следующим релизом их количество ощутимо снижается, на мой вкус, конечно. Пожалуй, Dark Passion Play был последним альбомом, где были по настоящему хорошие вокальные линии. Уже там хорошо заметен этакий down to earth - сознательное планирование в эстрадно - попсовую плоскость, но надо признать - некоторые находки были чрезвычайно удачными. Например вокал Анетты в заключительной части The Poet and the Pendulum - этот нежный струящийся голос и мелодия действительно шедевральны. К сожалению, фрагменты такого уровня пронзительности и воздействия на слушателя стали на следующих релизах редкостью. Если их там вообще можно найти.

Что-то мне подсказывает, что мелодии уровня Amaranth или Storytime сочинить несколько легче, чем Wishmaster или Creek Mary's Blood. Выбор Анетты Ользон был абсолютно осознанным в сторону "приземления" звучания. Главный композитор группы попросту облегчил себе задачу и вместо "богини" взял в группу "свою девчонку". Голос Тарьи Турунен как-то обязывал писать материал определенного уровня, её исполнение тянуло музыку вверх, в стратосферу. Анетту фанаты неспроста иногда на форумах называли просто "Анькой"....Я тут вижу не пренебрежение, а просто констатацию факта - Анетта, при всем моем к ней уважении - именно что "своя девчонка", с которой можно поболтать у подьезда и выкурить сигарету. Не буквально, конечно, но именно такие ассоциации чаще всего вызывает её исполнение и сценический имидж.

Вообще, за этими трансформациями женского вокала в Nightwish следить было довольно любопытно. Ощущение такое, что уже на Once Тарью Турунен как будто попросили чуть поменьше "сиять", она словно поет не в полную силу. С Анеттой понятно - Туомас Холопайнен сознательно выбрал вокалистку, которая в принципе не сможет занять то же место, что Тарья. Начиная с Dark Passion Play вокалистка Nightwish - не более чем один из инструментов в палитре Большого Художника, каковым считает себя Туомас. Тенденция полностью подтвердилась на Endless Forms Most Beautiful - дебют Флор Янсен оказался более чем странным, она как будто пела в половину потенциала. Достаточно для сравнения послушать After Forever, разница очевидна. Даже в оформлении альбомов можно вполне проследить как роль вокалистки последовательно опускается до уровня "просто участника группы", который может быть заменен по щелчку. На развороте Once мы сразу увидим Тарью Турунен в самом центре( возможно ли представить Тарью где-то еще?). Она же красуется на "яблоке" компакт- диска. Но вам придется потрудиться, чтобы найти Анетту в буклете для Imaginaerum или Флор - в книжке для Endless Forms Most Beautiful. Мелочь, но говорящая о многом.

Надо ли говорить, что голос и исполнение влияет на звучание даже тех вещей, которые вроде бы написаны в похожем стиле. Nemo в исполнении Тарьи и Amaranth в исполнении Анетты - вещи, сознательно сделанные для большой аудитории, с расчетом на легкость восприятия и с прицелом на хит. Но насколько Nemo звучит более одухотворенно, в ней есть "волшебство", в Amaranth - только лишь "ремесло"...

Похожие вещи происходили и с другими участниками коллектива. Увы, но очень заметна очевидная деградация гитарных партий на поздних альбомах, как будто Эмпу Вуоринена сознательно низводили до состояния "человека - функции", винтика в большом механизме. Когда-то я с интересом разучивал гитарные партии Wanderlust с альбома Wishmaster. Это было интересно играть. На поздних альбомах, к сожалению - бесконечная череда однообразных и ничем не запоминающихся риффов с отчетливым привкусом самоплагиата. Мне иногда правда интересно - как гитарист отличает один свой рифф от другого? Некоторые исключения вроде игры Эмпу в Slow, Love, Slow стали очень редки.

Барабанщик? Раньше любой фанат знал, что за ударными - Юкка Невалайнен, а кто играет в группе сейчас? Да, я знаю - кто...дело только в том, что Кай Хахто тоже не избежал участи превратиться в человека - функцию. Группа превратилось в придаток замыслов Гения, в коробочку с красками Большого Художника. И я не думаю, что это так уж хорошо.

Как я уже написал - это совсем не плохие альбомы. Но слушать их нужно совсем по другому нежели ранние. Это больше не та музыка, которая хватает вас за рукав, заставляет остановиться и прислушаться. Сейчас во главе угла царствует Её Величество Концепция и художественное видение Главного Композитора группы. Думаю, излишне говорить - о ком идет речь.

Чтобы правильно воспринять каждый отдельно взятый альбом Nightwish их позднего периода надо прослушать для начала интервью Туомаса, которые предваряют альбом, прочесть затем некоторые важные для понимания книги, проникнуться глубиной концепции, будь то мир воображения художника или красота мира реального. Или что-либо еще, в зависимости от того, что Туомас сочтет нужным сделать смысловой основой новой пластинки. И только после этого приступать к прослушиванию. Это делает дегустацию очередного опуса от Nightwish чем-то похожим на разгадывание сложного ребуса. Проблема, на мой взгляд, в том, что вторичность музыкального материала, самоповторы, отсутствие по настоящему свежих идей и уклон в эстрадно - попсовое звучание совсем не делают разгадывание этого ребуса таким уж увлекательным занятием. Слушая Once я для себя отметил, что там достаточно треков, которые по прежнему вызывают у меня глубокое волнение. Последние альбомы группы слушаются ровно и таких эмоций не вызывают. И никакая помпезность аранжировок тут не спасает.

Современный Nightwish - целиком проект Туомаса Холопайнена. И в этом проекте даже собственно группа играет роль не более чем функции. Все эти оркестры, детские хоры, волынки, струнные и сама группа используются постольку поскольку это отвечает некому общему замыслу. Если Туомас пожелает записать трек вообще без группы - так оно и будет. Вокалистка? Запросто возможно записать инструментальный диск вообще без всякого вокала. И т.д.

Выиграл ли от этого проект Nightwish в целом? Сомневаюсь. Я привык слушать группы, где каждая извлеченная нота выдает индивидуальность сыгравшего её музыканта. И в музыке поздних Nightwish мне этого ощущения группы здорово не хватает.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки.