Найти тему
My Music Memories

Эх, восьмидесятые! Что случилось с хард-роком 70-х в следующем десятилетии?

Привет! Недавно послушал альбом Грега Лейка под названием Manoeuvres (1983), и меня посетила мысль: как же лихо, кардинально и массово 80-е изменили звук групп классического рока, известных нам как пионеров/ярких представителей хард-рока/прогрессив-рока и т.д. Думаю, каждый из вас тоже обращал внимание на этот факт, не так ли?

Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)
Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)

На первый взгляд, кажется, что все это очевидно - дань тренду, новые звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, новые продюсеры и сессионные музыканты, а также множество иных факторов. Казалось бы, не так удивительно слышать "обновленный" (="осовременный") звук групп-монстров коммерции (а-ля KISS), которые уже с конца семидесятых, что называется, ударились сначала в диско (на примере всем известной песни), затем в глэм (все альбомы группы 80-х). Но Грэг Лейк как гуру прогрессива, по сути, один из людей, кто шел в первом эшелоне жанра (с конца 60-х в одной из первых влиятельнейших групп прога и затем, в 70-х, в другой, но не менее значимой команде на прог-сцене)? Я не говорю сейчас о содержании альбома, я говорю о факте смены стиля и кардинальном обращении к чему-то новому. Вопрос о том, как же так случилось, породил и смежные вопросы:

1) в какой именно момент группы хард- и прог-рока свернули в сторону АОРа, глэма и тому подобных направлений? Если еще в конце 70-х хард- и прог-рок, кто бы что ни говорил, оставался в своей более-менее привычной форме. В 1978? 1979? Может, 1 января 1980?

2) куда резко подевалось все, что использовалось при записи групп еще каких-то 5-7 лет назад: и стиль звучания, и звук инструментов, и манера продюсирования? Если пример с Лейком не убедил фанатов хард-рока, то вот и для вас примерчик: Deep Purple с их "нетленкой" The House of Blue Light (1987)? Вроде и Гиллан с Блэкмором были, а все равно. Конечно, Блэкмор начал играть АОР задолго до 1988-го, но неоспоримый авторитет мэтра, кажется, всегда затмевал вопросы о том, как и почему Rainbow 70-х повернул в другую сторону, а от причин про "рынок" и "непопулярность хард-рока", что называется, легче не становится.

3) ну, и что же тут такого? чем плохи 80-е в рок-музыке? Вроде бы и ничем; более того, многие из групп-новичков в то время "выстреливали" плюс-минус одинаково, многие из них были хороши и тепло воспринимались массовым слушателем. Чего, конечно, не скажешь о хард-фанах (= фанатах рока 70-х) - большинство их них что тогда, что сейчас плюются в сторону Cinderella, Motley Crue и др. При этом, естественно, все любят деликатно умалчивать о том, что если не каждая, то почти каждая более-менее серьезная команда из 70-х пыталась "примоститься" к стилистике 80-х, но мало у кого выходило достойно. На мой взгляд, отлично это вышло у Whitesnake с их суперхитовым альбомом 1987 года, согласны?

-2

Странно, но и попытки тех немногих больших музыкантов и групп, что пытались устоять на своих привычных стилистических рельсах, в 80-е зазвучали неуверенно, сумбурно, как-то не так. Мне почему-то вспомнился довольно спорный альбом Джимми Пейджа Outrider (1988). За исключением "Emerald Eyes", мне всегда казалось, что слушать там нечего (несмотря на присутствие Роберта Планта). То ли аппаратуру всю взяли и выкинули, то ли музыкантов резко не стало, но от былого величия Led Zeppelin не осталось и следа. Ну хоть не АОР, да? Что же до Планта, его тоже, подозреваю, можно отнести к числу тех, кто нашел себе место в роке 80-х. Конечно, тоже от LZ мало что там осталось, но звучало достаточно "в тему".

А что если рок 70-х сам себе, что называется, могилу и вырыл, лично оставшись у разбитого корыта в новом десятилетии? Все эти новоиспечённые глэм-звезды наслушались своих кумиров, схватили в руки гитары и микрофоны и начали по стопам своих героев расширять ими же проложенную тропу? Групп стало больше в разы, популярных групп тоже, рок "попер" из всех щелей и находил себе место во всех мыслимых и немыслимых формах человеческой активности. Мне вспоминается интервью Джина Симмонса, где он рассказывал, как он пошел на концерт The Who на заре киссовской карьеры и в каком-то моменте шоу понял, что группу, на которую они с друзьями-музыкантами молились еще каких-то десять лет назад, они, начинающие и уже успешные KISS, готовы разорвать, потому что они сильнее, мощнее и моложе. А это было еще в середине 70-х, чего уж говорить о 80-х! Правда, сами KISS уже в 80-х загнали себя в угол и резко вышли в тираж, прибегнув к трюкам с unmasking-ом, но это уже другая история.

Я никогда особо не задумывался о том, что было с роком 70-х в 80-х, я всегда знал, что он по-прежнему существовал, был в основе своей неудачлив и совсем не походил на самого себя еще каких-то несколько лет назад. Но вот именно с прослушиванием альбома Грэга Лейка, далеко не самого плохого альбома, скажу я вам, как-то невольно созналось, что случилось с лучшими группами, громыхавшими в 70-х, в новом десятилетии. Грэг Лейк, который записывал эпохальные и гениальные альбомы в составе ELP, куда уходило куча времени, сил и всячески ресурсов, потому это, наверно, и останется в веках, зазвучал, мягко говоря, иначе. Рок стал доступнее, был поставлен на пресловутый конвейер, глубина, образность и смыслы если и не стали ненужными, то воспринимались, как претензия, закос "под умного", а концептуальность - закос "под прог". Странно и смешно, не находите? Опять же, вспоминая KISS, яркий пример в этом свете - альбом Music from the Elder (1981). Спрашивается, что вам, эстеты, расслушивавшие каждый мало-мальски проговый релиз еще несколько лет назад, так не понравилось? Мда...

Такие мысли посетили меня в этот вечер, спасибо за внимание! Буду рад подискутировать на поднятую тему!

#elp #kiss #whitesnake #ledzeppelin #deeppurple #рок-музыка