Производство: Южная Корея
Оригинальное название: 다음 소희 (Da-eum So-hee)
Год выпуска: 2022
Рейтинг (Кинопоиск): 6.9
Жанры: Драма, детектив
Слоган: -
Сценарий: Чон Джу Ри
Оператор: Ким Ир Ён
Композиторы: Чан Ён Гю, Чхве Тхэ Хён
Режиссер: Чон Джу Ри
Бюджет: $1 000 000
Возрастное ограничение: 18+
Проолжительность: 138 минут / 02:18
В ролях: Ким Щи Ын, Пэ Ду На, Кан Хён О, Чон Хве Рин, Пак У Ён, Чхве Хи Джин, Щим Хи Соп, Ким Ён Джун, Пак Хи Ын
Работа - значимая часть жизни почти каждого человека. Лишь единицы по разным причинам могут позволить себе бездельничать. Современный мир с раннего детства готовит нас к этому; все хотят получить престижную профессию и с помощью заработанных денег исполнить мечты. Хотела этого и Ким Со Хи...
Двухчасовая драма "Следующая жертва" (в оригинале: "Следующая Со Хи") рассказывает о без пяти минут выпускнице профессионального колледжа, которая проходила стажировку в колл-центе. Казалось бы, ну и что? Чего ради снимать об этом длиннющий фильм? Не будем спешить с выводами. Драма рассказывает историю, которая может коснуться каждого - страшную и до боли злободневную.
В статье присутствуют СПОЙЛЕРЫ
Бросить жизнь ради работы
На первых кадрах зритель видит танцующую девушку - в спортивном костюме, с наушниками в ушах, в пустом зале разучивающую движения. Это Ким Со Хи (Ким Щи Ын). На первый взгляд, она такая же, как сверстники: любит популярную музыку, встречается с друзьями, влюбляется, строит планы на будущее. На носу окончание учебы, и пора задуматься о будущей профессии. Все друзья Со Хи один за другим отправляются на стажировку, подходит и ее очередь. Лишь одна подруга - Джу Ни (Чон Хве Рин) - осталась неизменной тусовщицей. А все потому, что бросила учебу и живет за счет старшего брата. К сожалению, семья Со Хи небогата, поэтому ей необходимо найти источник дохода. Колледж направляет ее на стажировку в колл-центр известного южнокорейского интернет-провайдера.
Работа кажется несложной и даже интересной. Во-первых, престижное место с хорошими перспективами; во-вторых, всего-то нужно отвечать на звонки абонентов, - что может быть проще? Поначалу Со Хи полна энтузиазма. Ей нравится чувствовать себя взрослой, она с радостью принимает звонки и не слишком остро реагирует на резкость и странности в поведении некоторых абонентов. Старается всем помочь и понять каждого звонящего. Еще и менеджер всячески поддерживает ее и исправляет оплошности.
Вот только плотный график заметно урезает возможности Со Хи. Приходится реже видеться с друзьями и бросить занятия танцами. Но она все еще верит, что однажды получится совмещать любимые занятия с работой. Поначалу получалось, но, чем дольше Со Хи работает, тем выше становится нагрузка. Появились сверхурочные часы, навалилась усталость, из-за частых претензий абонентов начали шалить нервы.
Когда работа становится рабством
А потом случается страшное: менеджера смены Ли Джона (Щим Хи Соп) находят мертвым в своей машине. Выяснилось, что он покончил с собой. Этот случай остро отражается на психике Со Хи, ведь накануне смерти менеджера она стала свидетельницей его нервного срыва. Ситуацию усугубило письмо, оставленное Джоном, в котором он рассказывает об эксплуатации стажеров компании со стороны руководства.
Это был лишь первый звонок. Есть хорошая фраза: "Как бы хорошо ты ни работал, в случае твоей смерти начальство быстро найдет замену". Так и произошло. Не успели тело Ли Джона довезти до морга, а в колл-центре уже новый менеджер - типичная офисная акула Ли Бо Рам (Чхве Хи Джин). В отличие от понимающего Джона, она с сотрудниками, включая стажеров, не церемонится. Сухо сообщив о смерти предшественника, тут же приказала всем работать, еще и отчитала - мол, плохая смена, показатели опускает.
И тут понеслось: сначала всех сотрудников заставили подписать опровержение предсмертным словам Ли Джона (надо сказать, Со Хи держалась до последнего, но все же ее вынудили), потом начались неоплачиваемые сверхурочные часы и жесткое урезание зарплаты стажерам, обещанные премии так и не выплатили. Не сразу Со Хи вспомнила, что подписала целых два договора, благодаря чему руководство компании может обсчитывать ее с чистой совестью.
Работа превратилась в рабство. Ежедневно сотрудников унижают все, кому не лень: менеджер, директор, абоненты. Больше всех достается стажерам. Кто-то не выдержал и уволился, но Со Хи не смогла. Окружающие, включая собственных родителей, не видели в работе ничего плохого и в один голос твердили, что со временем все образуется, надо лишь подождать.
И Со Хи ждала, медленно угасая с каждым днем. Сильная, полная боли и отчаяния просьба: "Мама, можно мне уволиться?" была проигнорирована. Первая попытка свести счеты с жизнью осталась незамеченной даже самыми близкими людьми... В какой-то миг Со Хи почувствовала себя совершенно одной - одной против системы, в которой еще до боя ясен победитель.
Оно того стоило?
А однажды Со Хи не стало. Не выдержав нагрузки и несправедливого обращения, девушка отправилась вслед за менеджером Ли. Догадайтесь: как отреагировали на работе и в колледже? Равнодушно. Как водится, свалили вину на соседа и продолжили работать, как ни в чем не бывало, быстренько забыв о белке, погибшей в колесе. Ведь осталось еще много белок, и колесо не будет пустовать.
Вторая часть фильма посвящена расследованию гибели Со Хи, которое проводит детектив О Ю Джин (Пэ Ду На). Как и Со Хи, она периодически занимается танцами и является ярой приверженкой справедливости. Чем глубже Ю Джин погружается в дело погибшей, тем больше грязи выходит на поверхность. И тем яснее звучит вопрос: "Хоть одна работа стоит человеческой жизни?".
В этом фильме корпоративная деятельность показана монстром, пожирающим человеческие ресурсы. Чон Джу Ри превосходно прошлась по прогнившей насквозь системе капитализма и обличила неудобную правду. Сколько таких, как Со Хи? Миллионы. Рассказы о призвании и любимой работе любят слушать все, в них верят все, но на деле этот феномен встречается реже, чем снег в июле.
Молчать и терпеть: лозунг современного общества
Когда ты богат, то можешь позволить себе не работать или работать в удовольствие. Можешь окончить любой университет мира, устроиться в любую корпорацию или открыть собственный прибыльный бизнес. Когда же твой кошелек худой, особо выбирать не приходится. Между Со Хи и Джу Ни, лучшими подругами, огромная пропасть. В то время как вторая может прожигать жизнь, как ей хочется, первая вынуждена терпеть унижения и держаться за место, которое ей ненавистно. Чтобы из колледжа не отчислили, чтобы не подвести других студентов, чтобы не разочаровать родителей, и еще миллион всевозможных "чтобы".
Капиталистический мир устроен так, что выжить в нем - это стать роботом, безмолвным и равнодушным рабом системы. Мыслить только аналитически, исключая чувства и привязанности. Отказаться от мечты или заменить ее на суррогат. Планировать жизнь в свободное от работы время.
А потом мы удивляемся количеству молодых людей с повышенной тревожностью или тяжелой депрессией; поражаемся ежегодно растущему числу самоубийств на почве профессионального выгорания. Самое страшное, что в эту систему постепенно втягиваются дети. В школах и вузах увеличилась нагрузка, с пеленок малышей сажают за учебники. Активное и беззаботное детство медленно растворяется в прошлом.
Сколько еще "Со Хи" должно умереть, чтобы мир понял, что система "работай на износ" ведет в тупик? Наверное, много.
Знаете ли вы?
- Фильм "Следующая жертва" основан на реальных событиях.
- На съемки ушло меньше месяца (28.01 - 16.02, 2022).
- В оригинале название фильма звучит как "Следующая Со Хи".
- Этот фильм - вторая большая работа режиссера Чон Джу Ри. Первая - детективная драма "То Хи" 2014 года. Одну из главных ролей в ней, как и здесь, сыграла Пэ Ду На.
Корейцы молодцы, что не боятся поднимать такие острые темы. Чем больше будет подобных фильмов, тем больше людей задумаются о правильности выбора, который делают раз и навсегда.