Найти в Дзене
317 подписчиков

Реле в автомобиле, устройство.

Реле A0025422619
Реле A0025422619

Всем привет! И сегодня мы поговорим о реле. Казалось бы - а о чем там можно разговаривать - просто реле как рела - а нет, все оказалось сложнее и хитрее чем я думал сначала. И так начнем с самого простого - как же оно выглядит ( будем рассматривать реле от машины Mercedes W169 и Mercedes W245 - размер и конструкция данного реле самая распространенная - а значит как пример нам оно подходит)

Номер реле A0025422619
Номер реле A0025422619

Вот основное - это номер реле. Реле бывают разные - очень много взаимозаменяемых - но изначально нам нужен именно вот этот номер - для того что бы начать поиски ( можно конечно посмотреть номер и в каталоге - и порой как раз номер из каталога должен быть в приоритете - так как кто знает что установил владелец авто владевший данной машиной до Вас)

Схема
Схема

А вот тут мы видим принципиальную схему - это классика! Хочу сразу отметить - как правило номера контактов у всех реле одинаковы - это важно - хотя думаю есть и исключения.

Что тут мы видим - контакты 85 и 86 - на них мы подаем напряжение для того что бы замкнуть контакты 30 и 87 (изначатьно они разомкнуты). Думаю этот момент понятен. Давайте тут немного по подробнее:

Вот мы нажимаем на гудок - тем самым подаем напряжение на контакты реле 85и86. Реле срабатывает - и замыкает контакты 30 и 87 - и мы слышим БИИИ-БИИИ. Можно подумать - а почему нельзя сразу кнопкой на руле замкнуть эти контакты - зачем нужно реле. Так вот - гудки - это очень мощное устройство, как ни странно, и потребляют очень большой ток. Если бы небыло реле - то в кнопке руля при каждом нажатии проскакивала бы большая искра и рано или поздно просто бы сгорела. Так же нужно было бы вести к рулю очень толстые провода - иначе при длительном нажатии на гудок тонкие провода начинали бы греться и перегорели!

В случае с реле - от кнопки гудка можно пускать тонкие проводочки, так как они нужны только для того что бы сработало реле, а вот от реле к самому гудку пойдет провода потолще

Если в двух словах - мы используя малые токи и тонкие провода можем управлять устройствами с огромным потреблением тока (к примеру стартер - Вы же видели толщину проводов которые к нему подходят - если небыло бы реле то эти толщенные провода тянули бы к замку зажигания - и при повороте ключа очень лихо бы там искрило))) Ну и как следствие - сам механизм замыкания контактов просто сгорел бы. Хотя если сделать все толстым и большим - было бы норм - но у нас же тенденция делать все тонким и маленьким - экономя на материалах - а цену наоборот поднять - так как иновация). Тоньше металл - легче машина - круто же. Двигатель из алюминия вместо чугуна - круто. Турбина вмето мощного огромного двигателя - тоже круто. Вот так мы надежность и "просираем", водя инновационные технологии)

Дальше материал пойдет уже более углубленно,так что если Вам пофиг из чего сделано реле, как его проверить, как выйти из ситуации если реле сломалось - дальше можно не читать - главная суть уже Вами прочитана. А те кто хочет знать больше и постоянно саморазвиваться - погнали дальше

Реле внутри
Реле внутри

Вот на этом фото - реле в разборе. Я человек простой - и красивых научных слов не знаю - я больше делаю чем болтаю - по этому буду обьяснять из чего состоит устройство на обычном человеческом языке.

Тут мы видим два основных элемена - это по сути и есть все реле. Исполения бывают разные - но суть у всех одна. Катушка - как раз на нее мы и подаем напряжение - так как она практически не потребляет энергии - то и управлять ей можно тонкими провадами. Потребление катушки в реле в среднем - 150 миллиАмпер (мА), у данного реле потребление начальное 180мА, затем начинает немного снижаться. Для примера ток на стартере во время пуска двигателя от 100А (именно Ампер - не миллиАмпер) до ........ зависит от нагрузки ( зимой холодно - трудно крутить - может быть и 180А). Теперь думаю все поняли почему провода в машине тонкие - а к стартеру и генератору - толстые.

Так вот - катушка намотана на сердечник - и когда на нее подается напряжение - сердечник становится сильным магнитом, который и за счет притяжения замыкает контакты ( исполение этого момента во многих реле отличаются - принцып один). Как только напряжение отключается - контакты размыкаются - обрывая силовую цепь. ( помните в школе на гвоздь сотку наматывали проволку и подключали ее к ботарейке - гвоздь становился магнитом и магнитил к себе скрепки - вот были времена, вздыхаю)

Контактный пятачек - он обведен кружком красным. Вот тут и происходит волшебство - тут замыкаются наши контакты 30 и 87. Вот тут очень важно из какого металла данные пяточки, как плотно они соприкасаются ( важно и само пятно контакта - чем больше - тем лучше и большие токи можно пропускать через реле). Как производитель это все дело тут придумал - так долго и будет служить реле.

Что обычно выходит из строя - прогарает контактная площадка - причем если она начала подгарать - то контакт становится не потным и следовательно скорость полного выхода реле из строя прогрессирует необычайно быстро. Вроде 10 лет было норм, 3 дня назад - что то борохлило - а сегодня все - уже не работает вообще. Большие токи - искры как сварка губительны, а чем контакт менее плотный и четкий - тем искара более сильная ну и .....

Еще есть момент - контакты не прогарают - а пригорают. Вот это думаю еще интереснее. Мы дворники выключили - а они работают - весело же))) Особенно это весело если пригорели контакты реле стартера - вообще обхохочешься)

Так - ну и катушка может выйти из строя - хотя я такого не разу не встречал

Левый контакт силовой, по центру управляющий
Левый контакт силовой, по центру управляющий

И на последок - посмотрите на сами ножки реле - там где ток слабый - они маленькие - там где ток большой - они здоровые (это я для общего развития - что бы не гадать - где силовые - где управляющие - и у дорогих реле ножки сделаны не из жестянки). Очень важно что бы само реле плотно входило в контактное гнездо. Тут очень большие токи - и шевеление и не плотные контакты не допустимы - прогорит в момент ( греется греется и прогорат - бывает и хуже - но не хочу об этом даже говорить). Бывают моменты когда в блок реле попадает вода - это у всех машин может происходить по некоторым причинам - обычно дренаж внешних осадков забит, бывает дренаж к примеру кондиционера ( но в Mercedes W169 и W245 - это мне кажется не возможно) ну или какие то кривые руки что то не так сделали ( сняли блок и забыли кго на улице под дождем - ха-ха-ха - хотя так только я могу)

Ну что запутались))) Ладно погнали дальше - немного схемок))) Просто понять что бы на пальцах как говорится

Схема реле
Схема реле

Продолжаем. К чему я это все рассказываю - к тому что бы Вы понимали принцып и если что случится - смогли исправить ситуацию самостоятельно.

Простой пример - как побибикать если прогарело реле или оно вышло из сторя - дак просто - замыкаем в колодке контакты 30 и 87 какой нибудь проволокой). Таким образом мы принудительно перемыкаем силовой провод - и бибиколка бибикает))) УРА. Думаю Вы поняли - что так можно и бензанасос запустить - ну если конечно провод не прогнил уже после реле.

Теперь зайдем еще глубже, да раслабьтесь, я о реле. И так - мы с помощью реле управляем к примеру гудком. Просто размыкаем и замыкаем один из проводов который идет к гудкам. А вот тут еще интереснее - а какой провод идет напрямую меную реле - ПЛЮС или МИНУС. И это очень важно, так как зная это мы можем в колодке не делать перемычку, а просто подать на один контакт нужное напряжение. Понимаете о чем я. Это я уже лезу в дебри диагностики, где методом исключения мы находим неисправность. К стати в истории с гудком - первое что делаем - просто снимаем клейму с гудка и подаем на него напряжение с акб - гудит - роем дальше .... ( Поняли что в роли гудка может быть и бензонасос)

Думаете уже больше нечего рассазать о реле - ага, как бы не так! Вот ловите фотку внутренностей реле но уже с другого ракурса

Резистор
Резистор

И что мы там видим - да это резистор, причем я измерил его сопротивление - 76 ом. И вот тут начинается опять бла бла бла - ладно, надоел я уже думаю вам - тут просто напишу и обьясню ( кстати по этой теме у меня будет видео на YouTube - ссылочку выложу позже в конце статьи - в видео будет по подробнее)

Значит в двух словах. В современных устройствах команда на реле ( напряжение) подается не кнопкой - а каким то управляющим устройством. Так вот - катушка на которую подается напряжение имеет такое свойство - как толко мы отключаем напряжение - то катушечка по этим же проводам в обратку отдает напряжение обратно но большим по напряжению и в обратной полярности ( меньшим по силе тока правда). Причем это обратное напряжение может в разы превышать поданное на катушку. Так вот что бы не угробить управляющее устройство и придумали катушку перемыкать резистором ( если вернетесь к рисункам - то увидите на схеме на корпусе реле тот самы резистор - между контактами 85 и 86.

Резистор в реле
Резистор в реле

На самом деле управляющее устройство должно иметь защиту от данного эфекта - но производители реле все же перестраховались

Чем плохо иметь резистор в реле - если резистор перегорит - Вы не узнаете - все будет работать так же - но не будет гасится обратное напряжение. Так же реле с резистором должно греться посильнее и потреблять побольше тока. Но есть и плюсы - Вы же заметили что я не указываю какой контакт к катушке подходит ПЛЮС а какой МИНУС - по тому что пофигу! По любому эта схема будет работать. А есть другая схема? Спросите Вы. Да она есть и вот другое фото

Диод в реле
Диод в реле

Да это Диод и он выполняет ту же функцию что и резистор. Но реле с диодом нужно подключать строго по схеме соблюдая полярность - это очень важно. Как тут работает диод - он пропускает ток в одну сторону. При норамльном подключении считайте что диода нет - он в разрыве. Как только мы отключаем питание от катушки - идет ток в обратку но уже в обратном направлении ( с обратной полярностью ) вот тут то диод и является уже проводником и по сути замыкает напряжение на катушку. Очень простая схема. Какие плюсы реле с диодом - меньше потребляет тока, меньше греется, четко отрабатывает всплеск. Минусы - если перегорит - ну просто не заметим, если пробьет - то замкнет контакты 86 и 85 - что очень плохо

Ну все - хватит. Что сейчас в голове я изложил, буду дополнять по мере самообучения и понимания.

То что реле бывают на разный ток и разное напряжение - это уже отдельная история, но все же еще один вид реле я Вам покажу - 5 контактное - оно так же распространено ( к примеру я такое буду ставить в сигнализации для отключения can шины)

5 контактное реле
5 контактное реле

Всем спасибо, подписывайтесь и смотрите мои видео в YouTube - вот ссылка на мой канал ( потом будет именно на видео по этой теме)

https://www.youtube.com/channel/UC8PybU7hEOnr8B0IcXDm0Rg