965 подписчиков

Где кроются корни детской агрессии: что рассказал эксперимент с куклой Бобо?

Откуда берется детская агрессия? Не разовые вспышки гнева – вполне объяснимая реакция на неприятную ситуацию, а полноценное агрессивное поведение? Во всем виноваты жестокие сцены в фильмах и мультиках? «Корень зла» - компьютерные и мобильные игры? Или дело в нас, взрослых – людей, с которых дети берут пример?

На этот непростой вопрос попытался ответить психолог Альберт Бандура со своей командой. В середине прошлого века они провели очень интересный эксперимент (https://www.verywellmind.com/bobo-doll-experiment-2794993).

Как это было?

Специально для эксперимента психологи создали новую куклу. Внешне она напоминала очень большую неваляшку. Кукла была высокой (1,5 м)  надувной и ярко раскрашенной. В нижнюю часть игрушки поместили утяжелитель, чтобы она могла стоять и наклоняться, но не лежать на боку.

Для эксперимента психологам понадобилось:

  • 72 ребенка (36 мальчиков и 36 девочек) в возрасте 3-6 лет;
  • Трое взрослых на роль поведенческих «моделей» (2 мужчин и женщина);
  • 3 комнаты с игрушками, в две из которых поместили куклу Бобо.

Перед началом эксперимента малышей разделили на 3 группы по 24 человека:

1 группа «агрессивной» модели поведения – сокращенно обозначим ее группа А;

2 группа «неагрессивной» модели поведения – будем называть ее группой Н

3 контрольная группа – группа К.

Эксперимент проходил по стандартной схеме:

  1. Ребенка отводят в первую комнату. Там есть два «игровых места» - для него и для взрослого-модели. Ребенок может играть с игрушками на «детском» месте и наблюдать за действиями взрослого.

В распоряжении взрослого – Бобо, молоток и конструктор. Модель действует по разному перед детьми из разных групп:

  • Для группы А – взрослый быстро откладывает в сторону конструктор, начинает бить Бобо молотком, пинать,  бросать, обзывать, выкрикивать угрозы, всячески проявляя агрессию в адрес куклы.
  • Для группы Н – взрослый занимается только конструктором, куклу игнорирует.
  • Для группы К – эксперимент проходит без взрослого-модели.

Длительность этапа – 10 минут.

  1. Ребенка отводят во вторую комнату. Там много красивых, интересных игрушек – паровозики, самолеты, канатная дорога, самые разные куколки, платья, туфельки и другие наряды. Как только ребенок начинает увлеченно играть, экспериментатор уводит его из комнаты, говоря, что это игрушки для других детей. Так психологи пытались вызвать негативную реакцию.
  2. Расстроенного ребенка приводят в комнату, где помимо других игрушек есть кукла Бобо и молоток. Далее психологи находясь снаружи, за зеркальным стеклом) в течение 20 минут наблюдают за реакцией и действиями ребенка.

Чтобы можно было понять, скопировал ли ребенок действия взрослого, «агрессивные модели» старались действовать нестандартно, например, садились на куклу, подбрасывали ее и старались повторять каждое агрессивное действие трижды.

Чего добивались экспериментаторы? Они считали, что ребенок будет следовать примеру взрослого, даже если его не будут специально мотивировать это делать.

Что показал эксперимент

Понаблюдав за каждым из 72 детей, психологи интересные результаты, и их изначальные предположения полностью подтвердились.

Что же получилось в итоге?

  • дети из группы А проявляли агрессию вдвое чаще, чем малыши из групп Н и К;
  • уровень вербальной агрессии (крики, оскорбления, угрозы) у мальчиков и девочек был примерно одинаковым;
  • мальчики чаще проявляли физическую агрессию;
  • дети из группы А вели себя более агрессивно, если взрослый-модель был одного с ними пола (то есть девочки старались больше походить на женщину, а мальчики – на мужчину);
  • мальчики из группы Н, наблюдавшие за мужчиной-моделью вели себя спокойнее, чем дети из группы А и малыши из контрольной группы, у которых эксперимент проходил без взрослого-модели.

Психологи-экспериментаторы сделали очевидный вывод: взрослые – это буквально образец для подражания. Дети «отзеркаливают» поведение, и учить их этому не нужно. Модель поведения копируется как будто сама собой.

Конечно, нельзя сказать, что ребенок становится «поведенческим клоном» какого-то конкретного взрослого. Он видит перед собой маму, папу, бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду и каждый вольно или невольно привносит что-то в модель его поведения.

А что со взрослыми на экране? Теми самыми фильмами, мультиками и играми, с которых мы начали разговор?

Яркие, эмоциональные и такие увлекательные, они тоже могут повлиять на поведение ребенка. Но. Картинка на экране никогда не станет сильнее живого примера, если этот пример действительно есть в жизни ребенка. Если картинка – просто развлечение, а не замена полноценного общения с родителями, старшими родственниками, другими людьми.

«Как вы себя ведёте – на вас ведь смотрят дети»! Пора нам научиться воспринимать эту фразу буквально. Мы уже стали примером для подражания, хотим мы этого или нет. Осталось только стать примером, который этого подражания действительно достоин.