47,9K подписчиков

Дед Мороз - совсем молодой, да еще и yкpaинeц

781 прочитал

По сообщениям российских СМИ, на Укpaинe в пылу борьбы со всем, что имеет отношение к России, объявили борьбу с Дедом Морозом и Снегурочкой. Правда, не совсем понятно, к чему здесь больше ненависти - к современному российскому или советскому: сказочные персонажи обозначены как "антирелигиозные, ради замены Святого Николая".

По сообщениям российских СМИ, на Укpaинe в пылу борьбы со всем, что имеет отношение к России, объявили борьбу с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Уж не знаю, насколько Святой Николай - реальная персона, но вот Дед Мороз, кстати, сугубо yкpaинcкoe изобретение. И история его не такая уж древняя, чтобы забыть ее начисто.

Един в трех лицах

В Советском Союзе Дед Мороз был един во всех республиках. По версии, бытовавшей в то время, приезжал он на новогодние елки с самого Северного Полюса и туда же уезжал до следующего праздника. Письма ему ребята писали безадресно, что называется "на деревню дедушке".

Когда Советский Союз разделился на удельные государства, "размножился" и главный ведущий новогоднего торжества. В бывших республиках Средней Азии ему на смену пришел "Снежный дедушка" со своей помощницей (название в каждой из стран у него свое). В новых странах Балтии "рождественский старец-даритель" (также у каждого из народов имеющий свое имя) больше похож на европейца Санту, чем на нашего деда.

В привычном нам образе Дед Мороз сохранился лишь в России, Беларуси и Укpaинe.

Если сейчас спросить у среднестатистического российского ребенка, где родина Деда Мороза, большинство быстро сообразит, что это - Великий Устюг. Именно туда отправляют свои письма наиболее инициативные ребята, именно туда едут на экскурсии "в гости" к сказочному деду, именно оттуда по стране путешествует "новогодний поезд".

"Новогодний поезд" из Великого Устюга ежегодно радует детей всей России.
"Новогодний поезд" из Великого Устюга ежегодно радует детей всей России.

Однако легенда эта зародилась лишь в 1998 году, создателем ее был Юрий Лужков, в то время обладавший статусом мэра Москвы. Чуть раньше, в 1995-м, родиной Деда Мороза называли Лапландский заповедник на Кольском полуострове. Кроме того, на почетное звание (еще в конце 80-х, кстати) претендовал Архангельск. Поначалу сошлись на том, что у доброго волшебника может быть несколько резиденций. С годами победил наиболее удачный маркетинг и первенство оставила за собой Вологодская область, успешно развернувшая идею до круглогодичного проекта.

В Беларуси Дед Мороз в декабре 2003 года "прописался" в заповеднике Беловежская Пуща. Здесь, как и в Великом Устюге, встречают гостей круглый год. В гости к доброму Деду приезжают не только белорусские дети, но и многочисленные туристы из самых разных стран.

В Беларуси Дед Мороз и Снегурочка принимают гостей в роскошном тереме.
В Беларуси Дед Мороз и Снегурочка принимают гостей в роскошном тереме.

Укpaинcкий дедушка с 2014 года обитал на территории ВДНХ и в парке "Киевская Русь". После ухудшения отношений с Россией обострилась и его конкурентная борьба с христианским аналогом - Святым Николаем (в европейском варианте - Санта Клаусом), с 2004 года принимающим гостей в одном из сел Иваново-Франковской области. Как видим, пока (благодаря помощи политиков) перевес на стороне христианского заступника.

История Деда Мороза

Собственно, в чем-то голова Киева Виталий Кличко и другие политические противники Деда правы: традиционный новогодний персонаж имеет исключительно советскую историю.

В дореволюционном фольклоре образ Мороза не был связан с Рождеством или встречей Нового года. В литературной обработке это был строгий, даже суровый, но вполне справедливый зимний персонаж, который если и дарил подарки, то как вознаграждение за труд, смирение и почтение к себе (вспомните сказки "Морозко", "Мороз Иванович").

Мода на украшенную елку пошла по всему миру из Германии. Дерево первоначально украшали сладостями и фруктами как дарами новорожденному Христу, водружая на макушку символ Вифлеемской звезды. Немцы же постепенно "подтянули" к Рождеству и день поминовения Святого Николая: до запрета католических праздников он падал на 6 декабря. К середине XIX века деталь за деталью сложился образ "рождественского деда" Санта-Клауса, подбрасывавшего детям подарки в рождественскую ночь.

В европейской традиции слились Рождество и день поминовения Святого Николая.
В европейской традиции слились Рождество и день поминовения Святого Николая.

В России украшенная рождественская ель, введенная при Петре I, прижилась лишь к началу XIX столетия благодаря привычкам немецких царевен, становившихся русскими царицами.

Едва прижившись, ни в чем неповинная елка попала под запрет в 1914-м: на фоне войны с Германией чиновники размашисто запрещали все "немецкое". Например, ректор Петроградской духовной академии Анастасий грозно утверждал, что "занесенный немцами обычай необходимо искоренить и возвратиться к "скрепам" - колядкам, пению песен и посыпания друг друга рожью". (Согласитесь, так и повеяло духом нынешних идей непримиримой борьбы с "вражескими" символами и традициями, возрождением "скреп" и прочими "прелестями"?)

Владимир Ильич Ленин, очень даже любивший и праздники, и общение с детьми, традицию восстановил и с радостью посещал такие мероприятия. Правда, приурочены торжества были не к религиозной дате, а к смене года.

Картина "Ленин на елке в Сокольниках", События 1919 г.
Картина "Ленин на елке в Сокольниках", События 1919 г.

Однако народ привычно именовал дерево "рождественским", что вызывало неудовольствие коммунистов-атеистов. В итоге к концу 1922-го началась активная борьба с "религиозными пережитками" - елки снова оказались запрещены.

К 1929-му официальные мероприятия по поводу Рождества удалось искоренить. Но дома, за закрытыми дверями и зашторенными окнами, трудящиеся упорно продолжали наряжать ели - полюбившаяся традиция оказалась сильнее идей власти.

В конце концов нашли компромисс: религиозную составляющую праздника постарались стереть, вместо рождественской звезды украсили макушку красной звездой - и реабилитированные елки вновь стали проводиться по всей стране, к огромному удовольствию всей детворы.

На откровенный разговор со Сталиным по поводу реабилитации елок смог решиться первый секретарь Киевского обкома партии Павел Постышев. После того как идея получила одобрение главы государства, "Правда" опубликовала пламенный призыв Павла Петровича возобновить празднование Нового года в клубах, школах и других детских учреждениях.

Первая официальная елка после "реабилитации" состоялась 30 декабря 1935 года во Дворце пионеров Харькова, а уж после этого череда праздничных мероприятий пошла по всему Союзу.

В Колонном зале Дома Союзов Дед Мороз и Снегурочка впервые появились в канун 1938-го.
В Колонном зале Дома Союзов Дед Мороз и Снегурочка впервые появились в канун 1938-го.

Именно на елке в Харькове впервые к детям вышли Дед Мороз и Снегурочка, ставшие ведущими торжества. Идея понравилась, была перенята организаторами праздников в других городах. В Москве на елке в Колонном зале Дома Союзов Дед Мороз и Снегурочка впервые появились при встрече 1938-го, а уж затем стали непременным атрибутом встречи Нового года по всему СССР.

***

Так что наш "новогодний дедушка" еще вполне молод: ему всего 88 лет, что по сказочным меркам сущее детство. И по факту рождения он yкpaинeц, так как придуман в Харькове, при поддержке Киевского обкома коммунистической партии.

Нынешние же политики Укpaины то ли забыли об этом факте в порыве "борцовского" энтузиазма, то ли вовсе не знали. Иначе бы, пожалуй, не запрещали привычного детям и их родителям Деда Мороза, а гордились бы и из всех утюгов рассказывали, что по российской земле шагает их Дед.

Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Поддержать канал можно донатами на карту Сбера 5469 3100 1807 1122 или Юмани https://yoomoney.ru/to/410016927954213. Спасибо!