779,1K подписчиков

Ошиблись помощью: как владельцы оборонного холдинга на Урале спонсировали ВСУ

22K прочитали
Владельцы российского промышленного холдинга почти 10 лет финансировали деятельность украинских вооруженных формирований, выяснили «Известия».

Владельцы российского промышленного холдинга почти 10 лет финансировали деятельность украинских вооруженных формирований, выяснили «Известия». Средства Уральского завода авто-текстильных изделий и его дочерних предприятий выводились через подконтрольный благотворительный фонд и поступали напрямую ВСУ. На них закупали дроны, тактические рюкзаки, медикаменты и продукты питания. Теперь акции восьми заводов холдинга перешли в собственность государства — такое решение на прошлой неделе принял суд в Волгоградской области по иску Генпрокуратуры РФ. Эксперты называют случай национализации оборонных предприятий уникальным, но отражающим политические и экономические реалии.

Как холдинг помогал ВСУ

Владельцы ПАО «Уральский завод авто-текстильных изделий» в течение почти 10 лет вели антироссийскую деятельность, выяснили «Известия». Она активизировалась после антиконституционного переворота в Киеве в 2014 году, «когда пришедшие к власти лица стали проводить политику, в основу которой легли идеология и практика антирусского неонацизма», заявил «Известиям» заместитель начальника управления по взаимодействию с СМИ Генпрокуратуры РФ Андрей Иванов.

По его словам, «в основе этого преступного объединения лежат общие идеологические и имущественные интересы, имеющие ярко выраженный антироссийский характер».

Источник «Известий» в правоохранительных органах конкретизировал, что в преступную группу входил экс-министр транспорта и связи Украины, бывший первый замминистра инфраструктуры Украины Константин Ефименко и его сестра Елизавета Андреева.

Она была номинальным собственником активов своего брата и таким образом помогала ему скрывать участие во владении различными компаниями, в том числе зарегистрированными в России, подтвердили в пресс-службе Генпрокуратуры.

Там уточнили, что Ефименко и его сестра финансировали ВСУ через Белоцерковский благотворительный фонд. Его создал сам Ефименко еще в 2011 году. Сегодня фонд сосредоточил свою деятельность на сборе средств для украинских военных — отправляет им дроны, продукты питания, одежду, маскировочные сети.

По словам собеседника издания, члены преступной группы ведут активную информационную поддержку киевского режима, «с использованием СМИ, интернета занимаются дискредитация властей и Вооруженных сил России, публично называют их оккупантами».

Что изъято в пользу государства

Как сообщила Объединенная пресс-служба судов Волгоградской области, исковые требования выдвинул заместитель Генпрокурора России Игорь Ткачев в защиту прав неопределенного круга лиц. Надзорное ведомство требовало обратить в доход государства имущество членов преступного объединения и запретить его деятельность в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Суд удовлетворил иск. Заседание прошло на прошлой неделе в закрытом для прессы режиме.

«В основу административного искового заявления легли материалы проверки, проведенной УФСБ России по Волгоградской области, — указали в пресс-службе. — Решение суда обращено к немедленному исполнению».

Изучив представленные Генпрокуратурой материалы, суд принял решение изъять в пользу Росимущества ПАО «Уральский завод авто-текстильных изделий» и несколько его «дочек», которые расположены в Волгоградской, Свердловской, Ярославской областях и Татарстане. Это предприятия «Завод фрикционных и термостойких материалов» («Фритекс»), «Вати-Авто», «Научно-производственное объединение «Завод тормозных механизмов», «Колодка-Композит», «Темак-Инжиниринг», а также Волжский завод текстильных материалов.

Все они входят в единый промышленный холдинг, основные заказчики которого — государственные оборонные заводы.

Уральский завод авто-текстильных изделий был основан в 1942 году на базе эвакуированного оборудования и специалистов Ленинградского, Ярославского и Егорьевского заводов, говорится на сайте предприятия.

Холдинг специализируется на выпуске тормозных, фрикционных и уплотнительных материалов для транспортных, промышленных и строительных предприятий. Его продукцию используют в производстве самолетов, вертолетов и боевых машин пехоты (БМП).

Почти 100% акций ПАО «УралАТИ» и чуть больше половины акций АО «Фритекс» принадлежало кипрскому офшору — «Темак Лимитед». Его собственником, в свою очередь, является компания «Темак Груп Лимитед», которая принадлежит Елизавете Андреевой.

На сайте «УралАТИ» также подчеркивается, что предприятие имеет собственную испытательную базу. В последние годы его финансовые дела шли в гору. Согласно данным базы СПАРК, в 2021 году выручка выросла на 29% и составила почти 3 млрд рублей, а чистая прибыль — 441,4 млн рублей (+40% за год).

Деятельность предприятий холдинга помогала Ефименко и Андреевой «высвобождать на территории Украины свои активы и тратить их на борьбу с Российской Федерацией», указал источник издания. Подконтрольность членам экстремистского объединения предприятий, поставляющих продукцию оборонным заводам, «создавало серьезную угрозу безопасности российского государства, могло повлечь срыв гособоронзаказа и передачу конфиденциальной и иной значимой информации недружественным странам», резюмировал он.

Это в итоге и стало основанием для решения суда о его изъятии в пользу государства.

Сам Ефименко официально числится владельцем украинского ООО «Биофарма Плазма». Активами в России он владел до 2014 года, а потом передал их родной сестре — Марии Ефименко. Тогда она стала директором ПАО «Уральский завод авто-текстильных изделий». В августе 2022 года она получила российское гражданство, перед этим сменив фамилию, имя и отчество — на Елизавету Николаевну Андрееву.

Это было сделано для того, чтобы скрыть свою родственную связь с Константином Ефименко и его участие во владении промышленной группой компаний, отмечает источник «Известий». При этом в России Ефименко-Андреева прожила всего неделю. Получив российский паспорт, она улетела в Объединенные Арабские Эмираты и с тех пор в Россию не возвращалась.

Уникальный случай

Случай, когда владельцы российского промышленного холдинга, к тому же имеющего отношение к оборонному комплексу, финансируют армию страны-противника, скорее уникальный — в юридической практике последних лет он встречается впервые, рассказал «Известиям» учредитель Российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— На моей памяти такого еще не было. С другой стороны, он отражает те политические и экономические реалии, в которых мы находимся, — сказал военный юрист.

Он добавил, что случай с уральским заводом позволил силовым органам по-новому воспользоваться имеющимися в их распоряжении правовыми инструментами.

— Помощь ВСУ — это новое основание для изъятия акций, раньше такого основания не было, — отметил Олег Жердев. — В этой истории также важен мотив — почему они эту помощь оказывали. Хотели ли они насолить Российской Федерации или их основной целью было получить экономические преференции для своего бизнеса в Украине?

Поскольку речь идет о крупном бизнесе, не исключено, что принятое судом решение об изъятии активов холдинга бывшие владельцы захотят обжаловать, не взирая на свой экстремистский статус. И «поскольку терять им уже нечего — их схема уже раскрыта», попытаются довести дело до Верховного суда, предположил собеседник «Известий».

Он добавил, что по итогам разбирательства надзорный орган может выступить с инициативой о лишении Елизаветы Андреевой российского гражданства.

— Механизмы для этого есть, и они действующие, — подчеркнул юрист. — А вот вопрос о том, являются ли ее действия достаточными для лишения гражданства, должен решать суд. Вопрос гражданства очень важный, особенно в нынешних условиях.

Факт финансирования ВСУ со стороны владельцев российских оборонных предприятий действительно редкий, и в текущих условиях он может стать прецедентом, считает политолог Дмитрий Журавлев.

— В настоящий момент многие уехавшие из России бизнесмены финансируют ВСУ. И у таких людей, даже если они уехали, активы логично изымать. Что касается владельцев уральского холдинга, их не мешало бы арестовать как государственных изменников. Но этот факт измены должен быть доказан в суде, — отметил он.

Сейчас стоит сосредоточить усилия на том, чтобы предприятия холдинга ПАО «УралАТИ» после национализации не были закрыты, а продолжили свою работу, сохранили коллектив и главное — не утратили свою производственную эффективность. Для этого их, вероятнее всего, передадут в структуру госкорпорации «Ростех», которая и будет ими управлять, предположил эксперт.