33,4K подписчиков

Осталась ли память о боге Хорсе в гидронимах севера России.

1,1K прочитали
Для начала немного этимологии. Как такое интересное слово, как, например,  "мзда" оказалось в русском языке. Или оно там было изначально?

Для начала немного этимологии. Как такое интересное слово, как, например, "мзда" оказалось в русском языке. Или оно там было изначально? Начинаю этот разговор только чтобы постепенно подойти к важным вопросам арийской топонимики в северной части Русской равнины. Итак, этимология.

Объяснение слова МЗДА авестийским miždǝm, что встретилось в одной из статей, понятно, но только промежуточный вариант. Судя по большому числу соответствий и в других языках в самых разных концах света, можно предполагать, что оно имеет более древние корни.

Например: осетинский mizd «плата, награда», греч. μισθός misthos, готск. mizdo, англ. meed «дар, МЗДА, награда», др.-инд. mīḍhàm, авест. miždǝm "награда, выигрыш".

Серб. мито (взятка), чеш. odměna (награда), словац odměna(награда). босн. мито (взятка),

Тут же заметим, что в русском существуют взаимозаменяемые суффиксы "-ст" и "–зд". То есть здесь ясно просвечивает родство слов мзда и мста. К слову, многие в просторечии слышали шутливое: «мстя моя будет страшной…».

В словаре В. Даля находим даже пословицу, связывающую эти два родственных слова "Мста не мзда, не возмездие за добро" (см.: В. Даль. Толковый словарь…). Видимо, в древности слова мзда и мста были синонимами в значении – «плата, награда». Смысловое же значение «месть, кара, возмездие» пришло позже.

Вопрос, конечно, что первично? Здесь предлагается пройти еще дальше, к корню *me-, лежащему в основе обоих этих слов – мена, обмен, мзда (награда за что-то). Видимо, исходным значением слов мзда (и месть) было то, которое и поныне свойственно однокорневому «мена».

Так или иначе 5000 лет назад, в самый ранний период существования древнеарийской общности на Русской равнине, в ходу было слово мзда (награда, дар), которое вместе с ветвью ариев, мигрировавших на восток и юг, сохранилось с некоторым смещением и смысла, и формы в авестийском miždǝm [миждем] (награда) . Оставшиеся же здесь предки всех славян, смягчили конечную согласную д˃т, при этом закономерно прошло смягчение шипящей з˃с в языке древних русов, предков современных русских – мзда˃мста.

К слову, оба этих слова в русском языке – это свидетельство нахождения наших предков в лоне древнеарийской общности. И когда ученые осознают, что от факта существования такой общности как минимум 5000 лет назад в Восточной Европе никуда не уйти, то и многие исторические гипотезы смогут получить новое наполнение.

По крайней мере лингвистика дает определенные намеки на это.

Письменных источников пятитысячелетней истории Восточной Европы в природе нет, или пока не нашли. Но генеалогическая история основных родов Восточной Европы достаточно предметно приоткрыта ДНК-генеалогией.

Теперь никуда не скрыться от ее информации это наши предки жили в фатьяновской археологической культуре на Русской равнине в единой общности (R-Z645) с предками будущих ариев. Именно с ее территории арии и отправились в свои восточные и южные миграции. Можно предполагать, что и язык у них изначально был общим с языком предков будущих русских и других будущих славянских народов.

Еще одним источником исторической информации может быть топонимия, особенно названия водных источников (гидронимов), метко названный историками прошлого «языком земли» (В.В. Мавродин, М.П. Погодин).

В этом плане, интересно поговорить о боге Хорса восточных славян, который наряду с Дажьбогом играл у славян одну из главных ролей. В Повести временных лет читаем:

«И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Затем Хорса. Дажьбоra. Стрибоra. Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы. называя боraми….».

Хорс-Хорос так называли светлое солнечное божества, олицетворяющее солнечный диск. (Ю. Петухов).

Относительно этимологии этого имени бога единого мнения нет. В Википедии, в статье о Хорсе до пятидесяти, если не больше, толкований его имени от северо-иранского, осетинского, древнеиндийского до славянских. В числе авторов этих многочисленных интерпретаций более пятидесяти самых замечательных исследователей прошлого и настоящего. И не меньшее число критиков любой версии.

Из самых близких, например, фольклорист М. Соколов сближал теоним с группой славянских слов с основой на «крес»: др.-рус. крес, кресины, «солнцеворот», рус. кресиво, «огниво». Археолог Б. Рыбаков связывал хоровод с Хорсом, полагая, что элемент «хоро» был вариантом слова «коло».

Интересно увидеть отражение этого важного древнего теонима Хорс, Хорос, Хорса в гидронимах России.

Например, историк А.А. Бесков отмечал, что в Архангельской области есть река Хорса, но утверждал, что этот гидроним не рассматривается в научной литературе как относящийся к Хорсу. [Восточнославянское язычество. Религиоведческий анализ. —2010]. С той же уверенностью такое утверждение можно подвергнуть критике. Поскольку этот гидроним там не единственный.

Так, в Архангельской области есть оз. Хорсинское, река Старая Хорса, река Хорса, река Хора.

Есть основание заметить и такие гидронимы Архангельской области, как озеро Корас, три реки реки – Кораса, Корза, Корус. И еще оз. Корсикалампи в Карелии.

Также имеем озеро Хорсеево в Вологоградской обл., река Хорсоим, в Ханты-Мансийском АО, река Хоравка в Ярославской обл., и озеро Хорино в Тверской. обл.

Почему такие разные названия? Например, в пергаментной рукописи «Псковского пролога 1383 года» бог осеннего солнца Хорс именуется как «Хурс». А. С. Фаминцын в книге-исследовании «Божества древних славян» перечислял разные варианты имени Хорса — Харс, Хоурс, Хрос.

В этой связи правомочность разных вариантов названий гидронимов в северной части России вполне согласуется с повсеместным чередованием согласных г-к-х.

Индолог Наталья Гусева определяла Хорса как бога солнца на основе санскритского слова, обозначающего «пламя, огонь». kṛṣṇa , крес – огонь, кресало. А сам пракорень -kr̥ṣ- «пахать» имел в Ригведе значение «пахоты».

И нельзя исключить, что древнерусское -kr̥ṣ (огонь – крес, кресало) получил развитие от солнцебога жителей древнеарийской общности на Русской равнине Хорса. Отсюда, видимо, и название пахоты в древнеиндийском – karṣ, где подсечено-огневое земледелие не известно.

Можно обратить внимание на то, что Хорса относят к важному именно восточно-славянскому богу. Не там ли находилась его традиция, его этимология и его древняя общность, в которой он зародился. По крайней мере, уже 5 тысяч лет назад люди этой общности его знали и ему поклонялись. Иначе, откуда бы авестийцы могли принести этот теоним, который заставляет сотни исследователей обращаться и к готам, и к осетинам, и к авестийцы за толкованием его этимологии. Может они там что-то близкое и находят, но существенно то, что в начале начал был древнеарийский Хорс.

И естественно его ипостась, связанная с солнцем, огнем – была древнейшей в истории человека разумного. Тогда и вопрос возникает, насколько древними были носители древнеарийского (так называемого ПИЕ) языка, которые могли оставить после себя все древнеарийские гидронимы?

Ведь нельзя сбрасывать со счетов, например, насельников очень интересной археологической культуры ямочно-гребенчатой (или гребенчатой) керамики 7-5 тысячелетия назад, располагающейся на севере Восточно-Европейской равнины, вплоть до Уральских гор. Это в их ареале такое большое число древнеарийских гидронимов - Карелия, Архангельская, Вологодская область, Ханты-Мансийский АО.

За неимением ключевых доказательств ее отнесли к дофинскому субстрату. Слава богу, не к финскому, хотя до последнего времени так и полагали. Но генеалогические данные «финскую» версию не подтвердили. От слова – совсем. В нарвской культуре – подразделении культуры гребенчатой керамики, не только выявили Y-хромосомную гаплогруппу R1a-YP1272 (образ. 12700 л.н.), но и зачатки земледелия.

И язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики ученые обычно называют «палеоевропейским». Вот, где, возможно, зарыты все ответы на все вопросы.

И осталась ли память о боге Хорсе в гидронимах севера России? Выходит, осталась!

Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий