36 подписчиков

"Мальчик и птица" - разбор символов и метафор

5,2K прочитали

Летом 2023 В Японии, и уже зимой - во всем остальном мире, после десятилетнего перерыва вышел новый фильм режиссера Хаяо Миядзаки, известный в оригинале под названием «Как Вы живете?», представленный в мире как «Мальчик и Цапля» («The Boy and the Heron»), в России как «Мальчик и Птица».

Напомню, предыдущий фильм «Ветер крепчает» о жизни японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси был представлен публике в 2013 году и заявлен как последняя работа автора.

Тем не менее, спустя 3 года Хаяо вновь приступил к созданию полного метра. Работа над «Мальчик и Птица» велась в течении 6 лет (на студии практически не используется компьютерная графика), а дату релиза студия определила уже после того, как работа была готова - намеренно не ограничивая аниматоров во времени для создания фильма. Продюсер студии Ghibli Тосио Судзуки заявил, что это самый дорогой фильм в истории Японии.

«Мальчик и Птица» - достаточно сюрреалистичная сказка, приправленная лаконичным саундтреком от неизменного партнера Миядзаки – композитора Дзё Хисаиси.

Неискушенному зрителю некоторые метафоры могут показаться сложными – давайте попробуем разобраться, о чем же этот фильм. Усаживайтесь поудобнее, статья получилась большой.

Летом 2023 В Японии, и уже зимой - во всем остальном мире, после десятилетнего перерыва вышел новый фильм режиссера Хаяо Миядзаки, известный в оригинале под названием «Как Вы живете?

Биография Хаяо Миядзаки

Первая часть фильма довольно автобиографична, поэтому считаю необходимым начать с краткой биографии маэстро.

Хаяо Миядзаки родился в Японии в 1941 году, и начало его жизни было ознаменовано Второй Мировой войной. Семья была обеспеченной, его отец- Кацудзи Миядзаки - директор завода по изготовлению запчастей для самолетов. Этот факт сильно повлиял на нашего режиссера - он мечтал стать авиаконструктором, но просмотр «Снежной королевы» Льва Атаманова окончательно изменил этот вектор в сторону анимации. Тем не менее, тяга к полетам осталась, и мы наблюдаем эту тему в разных видах почти во всех работах автора.

Достоверно известно, что его отец изначально был женат на другой женщине, которая умерла из-за туберкулеза, после чего женился уже на матери Хаяо. При этом мать Хаяо, Дола Миядзаки, также большую часть жизни страдала от туберкулеза позвоночника и много времени проводила в госпиталях, из-за чего семья часто переезжала. К слову, она прожила относительно долгую для своей болезни жизнь - 72 года.

«Мальчик и птица» начинается со сцены пожара в больнице, где находилась и где сгинула в огне мать главного героя. Возможно, именно переживания о матери, вернется ли она в очередной раз из больницы - нашли отражение в этой и последующих сценах с переживаниями Махито.

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки

Книги

На конечную картинку, которую мы видим, вдохновило много фильмов, аниме, картин – но о них мы говорить не будем, так как они не внесли значимой смысловой нагрузки, зато затронем 2 книги.

Первая – это книга «Как вы живете?» или «Как поживаете?» японского автора Ёсино Гэндзабуро, давшая название фильму в оригинале – этический роман 1937 года о взрослении. Именно эту книгу находит Махито как послание от мамы, и после прочтения которой он обретает в себе уверенность на подвиг – спасение своей тетушки-мачехи Нацуко.

Каркас сюжета фильма «Мальчик и птица» выстроен по книге «Книга потерянных вещей» Джона Конноли. У главного героя, мальчика-подростка после продолжительной болезни умирает мама, а отец женится на другой женщине, в браке с которой рождается ребенок. Не в силах принять новую реальность, главный герой, ведомый призрачным голосом матери, оказывается в мире прочитанных сказок, искаженных суровой реальностью.

Птица

Цапля, пеликаны, попугаи… Кажется, фильм получился действительно «птичьим». Почему?

В синтоизме птицы являются носителями души человека, их полет символизирует путь в другой мир после смерти. Возможно, именно поэтому гидом Махито в потусторонний мир становится маг в обличии цапли.

Ещё одна интересная мысль, о которой поведал блогер LocalMangaka на ютубе: птицы - это “spirit animal” (можно сказать, «тотемное животное») Хаяо Миядзаки, и это звучит вполне логично, учитывая любовь Миядзаки к авиации и теме полёта.

Интересный факт: изначально «Мальчик и Птица» задумывался как фильм об учительстве, где прообразом Двоюродного дяди (для упрощения далее в тексте – Дед) выступал коллега и наставник Миядзаки – режиссёр и сооснователь студии Ghibli Исао Такахата («Могила светлячков», «Еще вчера»). Из-за душевных переживаний, связанных с уходом из жизни Такахаты в 2018 году, Миядзаки в конечном итоге уделил больше внимания линии с птицей. Прообразом Цапли стал продюсер и директор студии Тосио Судзуки. После того, как я это узнала, личность Судзуки стала для меня еще более любопытной.

Божественная комедия

В фильме присутствуют явные отсылки к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

В момент, когда Махито подходит к башне, мы видим надпись над аркой – «Fecemi la Divina Potestate» - это строчка из стиха, который был на воротах в Ад.

После того, как Махито проваливается вниз, он оказывается на острове, где подвергается нападению пеликанов-также, как на Данте нападают звери в лесу. Вергилий (в данном случае Кирико) отгоняет зверей. Кажется, нам намеренно показывают в этой сцене «портал» в мир мертвых - своего рода «Ад», чтобы стало понятно: место где они находятся - это не ад, а своего рода «чистилище» - место, которое дает надежду на спасение.

Пеликаны, напавшие на Махито, могут представлять собой одну из форм реинкарнации в буддизме - это преты, голодные духи, которые из-за тонкой шеи никогда не могут насытиться. В буддизме преты также занимают чистилище.

Как и Беатриче в Раю, уже Хими ведет Махито к Деду, создателю этого мира.

Летом 2023 В Японии, и уже зимой - во всем остальном мире, после десятилетнего перерыва вышел новый фильм режиссера Хаяо Миядзаки, известный в оригинале под названием «Как Вы живете?-5

Визуальные отсылки к предыдущим фильмам

Любой поклонник заметит много визуальных отсылок к предыдущим работам Миядзаки.

Это чудесные варавара, так напоминающие нам кодама (духов леса) из «Принцессы Мононоке». Огненная дева Хими, пускающая потоки огня - всеми любимый Кальцифер из «Ходящего замка». К этому же фильму отсылают двери в коридоре, ведущие в другие пространства. На «Унесенные призраками» намекает сцена с бумажными лентами в родильной комнате, а также темные призраки, похожие на божеств - посетителей бань. Здесь же корабли мертвецов, похожие на парад мертвых самолетов в «Порко Россо», облачные луга из «Ветер крепчает» - список можно продолжать долго.

И если раньше визуальное сходство объяснялось художественным стилем автора, то в этот раз отсылки к предыдущим работам не дают покоя - для чего нужен автору этот ход?

Мир Миядзаки

Я думаю, что место, куда попадает Махито - это не только потусторонний мир, а в первую очередь сказочный мир, созданный самим режиссером. Это мир грез и фантазий, где сам Миядзаки представляется нам Дедом - демиургом этого мира.

Махито сбегает в этот мир от одиночества, переживания потери близкого, как сбегает и зритель в минуты отчаяния, находя в этом спасение и утеху. Обращаясь к Махито, он обращается как к самому себе в молодости, так и к зрителю.

13 блоков, из которых Дед строит башню - это отсылка к 13 фильмам, созданным режиссером. Когда он говорит "добавляй по одному блоку каждые 3 дня" - ссылается на прежний темп работы, когда фильмы выпускались каждые 3 года.

При этом автор заявляет: мир грез не идеален и вы не можете находиться в нем вечно (как и не вечен автор). Реальность, несмотря на свою жестокость, требует нашего присутствия - но вы можете взять с собой частичку из этого сказочного мира (как Махито забирает камушек с собой). Этот камень символизирует собой тот позитивный настрой, который поможет привнести гармонию в реальную жизнь.

Кадр из "Мальчик и птица"
Кадр из "Мальчик и птица"

Башня

Логично предположить, что башня - это талант, дар Миядзаки. А процесс возведения башни символизирует огранку и совершенствование его таланта.

Нам рассказывают, что после строительства Дед проводит в башне много времени, а затем и вовсе бесследно исчезает в ней - это аллюзия на то, что работа занимает огромное место в жизни режиссера, практически не оставляя времени для семьи.

Кадр из "Мальчик и птица"
Кадр из "Мальчик и птица"

Вода

Вода в «Мальчик и Птица» - это и есть символ грез и иллюзий.

После сцены разговора с цаплей на озере, Махито просыпается в своей кровати, как бы выныривая из воды. Образ матери, созданный цаплей, так же состоит из воды - это иллюзия. Остров, на котором оказывается Махито в потустороннем мире, окружен морем: он в мире грез и иллюзий. И бабушка, рассказывая историю о башне, говорит, что та упала из космоса в пруд, который тотчас осушился (вся вода оказалась внутри), что вновь указывает на то, что весь мир в башне - фантазийный.

Монолог пеликана

В фильме мы видим сцену, где на милых варавара, которые поднимаются вверх, чтобы родиться, нападают пеликаны и съедают часть из них. В этот момент пеликаны представляются нам отрицательными сущностями, которые лишь разрушают и оказывают негативное воздействие на мир.

Трогательный монолог умирающего пеликана в сцене с главным героем в корне меняет отношение к случившемуся. Теперь пеликан представляется нам благородной мудрой птицей, которая ведает о том, что их отряд был послан для того, чтобы есть варавара, море проклято и в нем совсем не осталось рыбы, а попытки улететь в другие края заканчиваются провалом - им некуда улететь, они всегда возвращаются на остров, в связи с чем вынуждены есть варавара, чтобы выжить.

Мы по-разному можем трактовать эту сцену. С одной стороны, это про баланс всего живого в мире природы. С другой стороны, это вполне характерная для Миядзаки история о том, что у каждой стороны есть своя правда - и абсолютного зла не существует (если это не война, конечно).

Учитывая предыдущие работы автора, я думаю, что подтекстом здесь также выступает проблема экологии. При помощи этой сцены мы понимаем, что негативное воздействие человека на экологию окажет тем самым влияние на все человечество. А возможно, циник Миядзаки говорит о том, что для исцеления природы необходимо, чтобы человечество и вовсе исчезло.

Кадр из "Мальчик и птица"
Кадр из "Мальчик и птица"

Разделка рыбы

Любопытная и красочная неспешная сцена с разделкой рыбой - это простая аллегория на любой опыт и навык, получаемый в ходе взросления - не все получается сразу, нужно учиться.

Кто-то разглядел в этой сцене обертон на первый сексуальный опыт – зная Миядзаки, мне сложно поверить, что именно такой смысл он мог закладывать. Но вероятно, что и такое имеет место быть.

Попугаи

Мир, в который попадает Махито, перенаселен попугаями. Под образом попугаев можно разглядеть образ большинства человечества - глупых, ведомых низшими инстинктами, думающих только о том, как набить свои животы - при этом довольно деятельных.

Ещё одна тема, которая очень волнует Хаяо Миядзаки, и то, что выступает абсолютным злом в его работах - это война.

Попугаи очевидно управляются милитаристской нацистской организацией. В сцене с парадом присутствует герб с изображением попугая, который очень напоминает нам герб нацистской Германии - с орлом. Помимо этого, мы видим плакаты с надписью “Duch”. Duce (дуче, вождь) - это титул Муссолини, главы итальянской фашисткой партии. Я думаю, что попугаи - это такая карикатура на орлов (как символа фашистов). Все это является критикой как фашизма и войны в целом, так и политики Японии тех времен в частности.

В конечном итоге именно глупость и поспешность короля попугаев приводит к тому, что весь их мир, в котором они живут - рушится.

И даже оказавшись в реальном мире, они тотчас изгаживают все вокруг, в буквальном смысле.

Сцена в родильной комнате

ИМХО, самая сложная к пониманию сцена.

Сцена реалистично страшная: Махито, пройдя множество испытаний для спасения мачехи, слышит от нее пугающие слова в духе "для чего ты сюда пришел", "проваливай отсюда" и "я ненавижу тебя". Несмотря на это, главный герой сменяет фокус внимания со своих переживаний на Нацуко, впервые обращаясь к ней "мама". В этот момент образы окруживших их лент буквально изображают собой тот барьер и напряжение, которые возникают в отношениях между ними. После того, как Махито называет Нацуко мамой, выражение ее лица меняется - она тут же проявляет заботу о нем, прося покинуть это опасное помещение. Они наконец-то принимают друг друга как родитель и ребенок. В конце оба падают без сил - символизируя те большие усилия, которые обоим пришлось приложить для преодоления этого барьера и недопонимания.

Итог

Режиссеру 82 года, но Тосио Судзуки заявил о том, что Миядзаки уже ведет работу над следующим проектом. Я, как и многие другие поклонники, желаю ему японского долголетия и надеюсь на выход нового фильма.

Картина "Мальчик и Птица" вновь получилась прощальной - в ней мы видим итог жизни и работы Хаяо Миядзаки. В целом, это слоеный пирог: история о потере близкого, принятии новой реальности, взрослении; осмысление приближающейся смерти и проделанной работы. Фильм, как и прежде, имеет антивоенный и экологический подтексты, рассуждения о добре и зле.

Как сказал сам Миядзаки в разговоре с Тосио Судзуки: «Как ты думаешь, о чем мой новый фильм? Потому что я уже забыл, что именно хотел им сказать».

Возможно, потому, что "Забывать-полезно для здоровья"?

P.S. Я не претендую на то, что мои трактовки соответствует действительности - если у Вас есть другой взгляд, поделитесь им в комментариях. Будет интересно узнать иную точку зрения.

Спасибо за уделенное время! Надеюсь, было полезно.