61 подписчик

Вдохновились или украли: ювелиры обвиняют Sunlight в воровстве

Обложка JLM JOURNAL
Обложка JLM JOURNAL

Sunlight – российская розничная сеть мультибрендовых ювелирных магазинов, где представлены около 40 000 украшений из золота и серебра. Многие знают магазин Sunlight, как ювелирный бренд, где можно приобрести изделия с актуальными дизайнами по доступной цене с большими скидками, да ещё и получить подарок. Но всё ли так радужно и просто? Последнее время начали появляться жалобы, судебные иски с обвинениями о плагиате. Дизайны уж очень схожи с известными мировыми брендами и небольшими мастерскими.

Так всё-таки вдохновились или украли? Как обезопасить свой локальный бренд от плагиата? Разберёмся в сегодняшней статье.

Пострадавшие

Несмотря на то, что Sunlight был основан в 2005 году, первые изделия, «вдохновленные» чужими дизайнами, были замечены в 2013 году. Так ювелирные украшения с эмалью FREY WILLE и Nafleg были скопированы Солнечным светом.

Источник: www.russia-deluxe.ru
Источник: www.russia-deluxe.ru
Источник: www.russia-deluxe.ru
Источник: www.russia-deluxe.ru

В 2016 году от Sunlight пострадала компания Avgvst. Бренд выпустил в продажу подвески-леденцы, а после Солнечный свет полностью скопировали их дизайн и сделали такую же фотосессию с расположением изделий.

Скрины взяты из официальных сайтов
Скрины взяты из официальных сайтов

Наталья Брянцева в одной из социальных сетей прокомментировала ситуацию:

Подвески “Леденцы” мы производим с 2015 года, и многие нас знают благодаря этому украшению. Я очень хорошо помню, как мне пришла в голову эта идея, и были сделаны первые эскизы. Мы прошли долгий путь оттачивания деталей, включая форму камня ручной огранки и подбор сырья. В этом отношении действия коллег из “Санлайта” вызывают недоумение. Действительно, скопировали даже промо материалы. Мои юристы зафиксировали все факты нарушений, провели экспертизу и собрали другие необходимые доказательства, а также подготовили досудебную претензию. Она уже направлена в офис Sunlight.

Ещё одним яркими примером является бренд украшений Ольги Шехтман, девушка создаёт оригинальные украшения с достопримечательностями известных городов. Кольца «Нью-Йорк», «Берлин», «Рим», «Париж» и «Лондон» были успешно скопированы Sunlight. Самое интересное, что даже порядок расположения достопримечательностей был повторён. Ольге удалось доказать нарушение авторских прав, суд присудил ей компенсацию в миллион рублей.

Источник: bg.ru
Источник: bg.ru
Источник: bg.ru
Источник: bg.ru
Источник: cityscaperings.com
Источник: cityscaperings.com

Что уж говорить о всемирно известных брендах, таких как Tiffany&Co, Cartier и Pandora. Дизайны браслетов, колец и шармов для браслетов были скопированы не один раз. Складывается впечатление, что у компании Солнечный свет вообще нет собственных наработок. Всё нагло скопировано.

Скрины взяты из официальных сайтов
Скрины взяты из официальных сайтов
Скрины взяты из официальных сайтов
Скрины взяты из официальных сайтов

Cartier уже несколько лет судится с Sunlight по поводу юридически зарегистрированных товарных знаков “Love”, “Cactus”, “Pantheraa” и “Juste Un Clou”. Это скопированные ювелирные изделия, которые Cartier пытается всеми силами защитить при помощи запрета купли-продажи Sunlight изделий.

Сейчас эти украшения отсутствуют в продаже на сайте ювелирного магазина Солнечный свет, но материалы о публикации остались.

Скрины взяты из официального Sunlight
Скрины взяты из официального Sunlight
Скрин взят из официального сайта Cartier
Скрин взят из официального сайта Cartier
Источник: kad.arbitr.ru
Источник: kad.arbitr.ru
Источник: kad.arbitr.ru
Источник: kad.arbitr.ru

Также в борьбу с Sunlight вступала московская ювелирная компания «Амбер», она же многим известна как Leta. Основатель бренда, Михаил Танцура, заявил, что в розничной сети ювелирных магазинов был обнаружен плагиат дизайнов у шести изделий из коллекции Roma.

Мы никогда не сотрудничали [c Sunlight]. Знакомые прислали нам фотографию с витрины с вопросом, не наши ли это украшения, — рассказал Танцура.

"Предприниматель посчитал, что дизайн донельзя похож, далее последовала контрольная закупка. По словам владельца бренда, спорные изделия в Sunlight оказались значительно дешевле, чем у Leta. Если компания Танцуры продаёт серьги Roma "Parallel" из покрытого золотом серебра с дымчатым гелиолитом и лунным камнем за 12,2 тысячи рублей, то серебряные серьги с кварцем в магазине Sunlight по акции стоили 2,29 тысячи", сообщают uvelir.info.

Скрины взяты из официальных сайтов
Скрины взяты из официальных сайтов

В сети мне удалось найти кадры, где Танцура Михаил вместе с Екатериной Алагич приходит в Sunlight и демонстрирует скопированные изделия на видео.

Источник: @jewerlybusiness
Источник: @jewerlybusiness

Компании "Амбер" удалось выиграть судебное дело о плагиате и суд обязал сеть магазинов Sunlight выплатить сумму в размере 3 456 000 рублей.

От Sunlight на заседание представитель не пришел. Они прислали отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении требований, - сообщил генеральный директор Leta Михаил Танцура.

Заглянув на сайт «Пикабу», я обнаружила ещё один яркий случай, дизайнер-ювелир, Андре, рассказал о своём опыте, как он столкнулся с плагиатом своих изделий. Публикация жалобы была сделана 4 года назад.

Источник: pikabu.ru
Источник: pikabu.ru
Sunlight украл мои работы. У нас своя ювелирная мастерская. Название писать не буду, чтобы не сочли за рекламу. Вчера случайно наткнулся на такие вот интересные работы крупного ювелирного магазина. Наши работы постоянно копируют, от китайцев на Али (AliExpress) до других маленьких мастерских, но, чтобы такая огромная сеть по всей России – впервые. Эти работы даже копией сложно назвать, это просто пародии. Китайцы делали лучше, - сообщает ювелир.

На данный момент подвесок с волком или медведем в онлайн и оффлайн продаже Sunlight нет.

В изделиях действительно есть большое сходство, солнечные лучи по кругу и точки, также на ушке неудачно скопированы два дубовых листа, ну и в центре красуется "медвеволк". Качество изделий даже визуально отличаются, у Sunlight подвеска весит 16 гр, продавалось за 6500 рублей, у ювелирного мастера изделие весит 30 гр и продаётся за 5000 рублей.

Позвонил на горячую линию, сказали написать письмо, написал, ответа не последовало. Выложил несколько историй в запрещённую социальную сеть, ответили. Лучшие дизайнеры, не поспоришь, - рассказывает пострадавший.

Источник: pikabu.ru
Источник: pikabu.ru

Я решила написать напрямую в чат Sunlight, клиентский сервис, чтобы уточнить оригинальность изделий, мне ответили: «К сожалению, дизайны украшений могут быть скопированы с украшений, представленных на нашем сайте».

Таким образом, в очередной раз компания утверждает, что дизайны являются неповторимым оригиналом и созданы самостоятельно с дизайнерами.

После чего я обратилась к публикациям в социальных сетях, чтобы сориентироваться со временем, кто и когда опубликовал их раньше:

Скрины взяты с официальных страниц в социальной сети
Скрины взяты с официальных страниц в социальной сети

Публикация @oberegi_veleslav была опубликована на два года раньше, чем Sunlight, что тоже сообщает нам о том, что дизайн мог быть скопирован.

Как же обезопасить свой локальный бренд от плагиата?

*Информация была взята с сайта патентной-адвокатского бюро ГАРДИУМ.

Российская правовая система предусматривает ряд охранных инструментов, которые позволяют предотвратить плагиат. На этапе разработки дизайна ювелирного изделия произведение является охраняемым объектом авторского права. В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведён перечень объектов авторского права, это произведения: графики, дизайна, декоративно-прикладного искусства, созданные в процессе творческого интеллектуального труда автора. Для защиты прав не требуется регистрации или иных формальностей. Право авторства на ювелирное изделие возникает в момент его создания.

Но лучше всего воспользоваться сразу тремя инструментами:

· Получить патент на промышленный образец – внешний вид изделия;

· Зарегистрировать товарный знак;

· Отстаивать в судебном порядке авторские права на разработанный дизайн.

Нужно зарегистрировать в качестве объёмного товарного знака оригинальное и новое ювелирное изделие, таким образом вы сократите риски неблагоприятных последствий, связанных с незаконным использованием ювелирной коллекции третьими лицами.

Проще всего преодостерчься от неприятных последствий в виде плагиата и судебных разбирательств с поиском нужных доказательств, поэтому лучше всего решить вопрос с защитой своей интеллектуальной собственности сразу, без ожиданий момента, когда что-то произойдёт со стороны конкурентов.

Где вдохновение, а где плагиат?

Источник: ru-science.com
Источник: ru-science.com

Является ли дизайн в ювелирном изделии плагиатом решает искусствоведческая экспертиза. Ответ на вопрос оригинальное ли это изделие или скопированное имеет очень размытые границы. Эксперты обращают внимание не только на само изделие, но и на пакет документов, патент на промышленный образец, это могут быть эскизы, зарисовки, рабочие материалы, 3-D модели.

Ксения Кочетова дала комментарий новостному порталу MASHNEWS: "Сама по себе концепция подвески из драгметаллов в виде летящей совы или бегущего зайца авторским правом не охраняется. Каждый дизайнер может создавать своих серебряных птиц и золотых лесных зверей. Это не будет плагиатом, если отличается форма, цветовое воплощение, материал, композиция, ритмический рисунок. Во время экспертизы проводится сравнение спорных изделий по всем этим признакам".

"Заимствования начинаются там, где есть креатив", - генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.

Если сходство дизайнов становится очевидным, то самым важным фактом становится дата, когда и кто раньше создал идею.

Ряд изобразительных мотивов курсирует на протяжении нескольких десятков лет от одного производителя к другому, где-то они дорабатываются, где-то целиком и полностью воспроизводятся. Кроме того, для дизайна ХХ века и современности характерна тенденция обращения к наработкам мастеров прошлого, творческая переработка ранее существующих произведений. Это есть не только в ювелирном деле, но и в других направлениях, например, в дизайне одежды, — говорит судебный эксперт, Ксения Кочетова.

Дизайнеров и ювелиров, кто сразу же запатентовывает рождённую идею ювелирного изделия, их меньшинство. Нужно исправлять ситуацию, чтобы избежать ситуаций с трудностями доказательств плагиата.

А как считаете вы, вдохновились или украли? (Поделитесь своим мнением в комментариях).