18,8K подписчиков

Штурвал — символ романтической морской эпохи

117 прочитали

Многие из нас в молодости любили читать романы с участием парусных кораблей и обязательно пиратов. Многие продолжают читать и интересоваться морским делом также во взрослом возрасте. Романтика и красота летящих над морем парусов будоражит воображение.

Многие из нас в молодости любили читать романы с участием парусных  кораблей и обязательно пиратов. Многие продолжают читать и интересоваться морским делом также во взрослом возрасте.

Все знают, что управляют таким судном с помощью штурвала. Сейчас это скорее символ мореплавания, который проник в самые разные сферы нашей деятельности. Зачастую он используется как элемент декора, демонстрирующий вашим гостям или клиентам, что у владельца помещения в душе живет жажда открытия новых горизонтов, а ваша команда готова брать на абордаж любые сложные задачи.

Штурвал корабельный, СССР, 1960-70 гг., дерево. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Штурвал корабельный, СССР, 1960-70 гг., дерево. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Как управляли большими судами в далеком прошлом

Первые корабли не имели рулевого управления, поворот осуществляли с помощью весел, а точнее плоских досок, закрепленных в районе кормы. В качестве примера можно привести изображения судов Древнего Египта, возраст которых относит их приблизительно к III – IV тысячелетиям до н.э. Такое громоздкое устройство заменили на более удобный для управления «руль» немногим более тысячи лет тому назад. Вначале это было огромное колесо, для поворота которого нужны были усилия нескольких членов команды.

Морской настольный сувенир «Рында в штурвале», подарок моряку, СССР, 1970-е годы, дерево, латунь. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Морской настольный сувенир «Рында в штурвале», подарок моряку, СССР, 1970-е годы, дерево, латунь. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Приделать ручки на рулевое колесо додумались позже. На центральную ось штурвала наматывался канат, который другим концом спускаясь через палубу, посредством специальных блоков крепился к рулевому управлению судна. Со временем конструкция судов совершенствовалась, но это одновременно требовало совершенствования управления и в механизм рулевого управления стали добавлять новые рычаги и блоки, которые посредством тросов облегчали передачу усилия на перо руля, закрепленное на ахтерштевне в задней части любого парусного корабля, а сам ахтерштевень опирается на основную продольную балку (киль) и был предназначен для удержания судна на выбранном курсе.

Часы настольные механические танковые «Морской штурвал», модель 127-ЧС, СССР, 1970-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Часы настольные механические танковые «Морской штурвал», модель 127-ЧС, СССР, 1970-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Точное время, когда придумали такое усовершенствование сейчас сказать уже невозможно. Есть предположение, что пионером в данном вопросе была Голландия. Именно голландская флейта якобы первой вышла в море под управлением штурвалом в 1595 году. Изобретателем считается Питер Янсзон Лиорн, известный в те времена мастер корабельного дела.

Звонок для вызова прислуги «Морской штурвал», бронза, дерево, Европа, 1900-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Звонок для вызова прислуги «Морской штурвал», бронза, дерево, Европа, 1900-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Эту версию подтверждает и само слово «штурвал», которое происходит от сочетания двух голландских слов: «stuur» — «руль», а «wiel» — «колесо». По другой версии допускается, что еще в XII веке существовали какие-то варианты подобного рулевого управления. В любом случае современных вспомогательных рулевых машин еще не было даже в проекте (первые такие механизмы появятся только в XIX веке), повернуть его на нужный угол было не так уж легко, поэтому к процессу привлекали 2-4 человек.

Морские корабельные песочные часы с компасом «Штурвал», бронза, Европа, 2000-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Морские корабельные песочные часы с компасом «Штурвал», бронза, Европа, 2000-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Судоходство стремительно развивалось, за голландцами последовали немцы и прочие морские державы. Именно на придуманных голландцами флейтах учился строить корабли Петр I, хотя на Руси издревле существовала собственная система кораблестроения, но без такого средства управления. Так в Финском заливе появятся первые русские корабли со штурвалами. В том же XVIII веке штурвал стали использовать на своих судах и английские мастера.

Штурвал корабельный,  СССР, 1950-60 гг., дерево, бронза. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Штурвал корабельный, СССР, 1950-60 гг., дерево, бронза. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Интересный факт: те страны, которые не дошли до применения штурвала, вплоть до начала XVII века, на своих кораблях применяли такое приспособление как кольдершток. Это вертикальный рычаг, крепившийся к румпелю, и позволял с палубы повернуть руль наклоном в соответствующую сторону.

Часы-штурвал морские настенные с арабскими цифрами, СССР, 1950-60 гг., металл, стекло. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Часы-штурвал морские настенные с арабскими цифрами, СССР, 1950-60 гг., металл, стекло. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Причем эта конструкция довольно долго была в ходу как запасной (дублирующий) элемент управления кораблем на случай повреждения рулевого управления со штурвалом, к примеру, при выходе из строя штуртроса (цепи или троса, идущего от штурвала к рулю), еще пару сотен лет. Такой элемент сохранялся в конструкции английских, испанских и французских судов вплоть до XIX века. Для легких парусников и моторных лодок некое подобие румпельного управления применяется и в настоящее время.

Штурвал на крейсере Аврора. Источник: bondik-kids.ru
Штурвал на крейсере Аврора. Источник: bondik-kids.ru

Сейчас такую красоту, как старинный корабельный штурвал, можно встретить только на судах ценителей антиквариата и в «сокровищницах» коллекционеров. На современных судах применяются электрические и гидравлические усилители и руль не многим отличается от автомобильного даже по размеру. Что интересно, на некоторых современных яхтах устанавливают параллельно два руля, но не для того, чтобы облегчить работу капитану, а для лучшего обзора курса с разных галсов.

Пульт управления мегалайнером класса Quantum Ultra «Спектр морей» американской круизной компании Royal Caribbean International. Источник: trip-for-the-soul.ru
Пульт управления мегалайнером класса Quantum Ultra «Спектр морей» американской круизной компании Royal Caribbean International. Источник: trip-for-the-soul.ru

Материалом изготовления штурвала могут выступать массив дерева, нержавеющая сталь или алюминиевый сплав. Как и раньше, механизм управления судном с использованием штурвала подчиняется законам физики. Поэтому, чем больше судно, тем больший диаметр штурвала требуется для управления, а для того, чтобы переложить руль на другой борт на океанском лайнере, может потребоваться 6-8 оборотов, тогда как длянебольших яхт может быть достаточно 2-3 без риска потери управления в сложных ситуациях.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Спасибо за внимание!