Найти тему
Sputnik Латвия

Драма на охоте: подозреваются полицейские

© Sputnik / В. Носков
© Sputnik / В. Носков

Почему полицейские не сразу заметили, что предприниматель Янис Гаркалнс был застрелен? Связано ли это с тем, что главный подозреваемый - генерал полиции?

Год назад во время ночной охоты был застрелен предприниматель Янис Гаркалнс. В январе должно начаться судопроизводство в отношении возможного стрелка - бывшего начальника полиции Рижского региона генерала Юриса Шулте. В рамках отдельного уголовного процесса будут судить и одного из полицейских, который прибыл на место происшествия после вызова, сообщает передача De Facto Латвийского телевидения.

Чуть более года назад ночная охота на лугах Личи в Ропажском крае закончилась смертью охотника - был застрелен предприниматель Янис Гаркалнс, владелец охранной фирмы Alabais.

Вскоре после этого стало известно о желании генерала полиции Юриса Шулте уйти в отставку. Тут же выяснилось, что Шулте был участником злополучной охоты, а затем - что, скорее всего, именно его выстрелом был убит Гаркалнс.

При этом многих удивило, что убийство Гаркалнса было констатировано не на месте охоты, а лишь позднее в ходе судебно-медицинской экспертизы.

На тот момент министр внутренних дел Кристапс Элконс спустя неделю после события рассказал: "Медики констатировали у человека естественную смерть. Это было в ночь с субботы на воскресенье. Мужчину отвезли в морг, а когда на следующий день была проведена судебно-медицинская экспертиза, в понедельник утром мы узнали, что мужчина умер не естественной смертью, а от огнестрельного ранения".

Учитывая, что в охоте принимал участие заместитель начальника Госполиции Шулте, расследование передали в Бюро внутренней безопасности под руководством министра внутренних дел, которое в течение нескольких месяцев хранило молчание по поводу расследования.

Параллельно свою служебную проверку в связи с действиями полицейского во время вызова начала Госполиция.

В марте на ежегодной пресс-конференции начальник полиции Армандс Рукс заявил, что в действиях чиновника были выявлены признаки дисциплинарного нарушения, но никаких серьезных последствий это не имело, поэтому сотрудник отделался выговором. Однако дисциплинарные разбирательства в отношении двух других сотрудников полиции в то время продолжались.

"Формально все необходимое было сделано, но формальный подход в таких серьезных делах - это неправильный подход, поэтому сейчас мы также запросили информацию в прокуратуре, чтобы узнать их мнение, есть ли еще признаки уголовного преступления или бездействия. Так что дисциплинарное расследование немного затягивается", - сказал Рукс.

Он подчеркнул, что Госполиция и ее руководство не пытались каким-либо образом повлиять на расследование обстоятельств, и предположил, что сотрудники полиции могут даже потерять работу:

"Понятно, что дисциплинарные наказания для этих коллег будут достаточно суровыми. Посмотрим, удастся ли им вообще продолжить службу. Мне нужно видеть. Это дисциплинарное расследование. И здесь следователь независим. Как руководитель я не могу влиять ни на ту, ни на другую сторону".

Этого не произошло - оба полицейских все еще находятся на службе. Им сделали выговор за непрофессиональные действия на месте происшествия, однако у полиции не было информации о том, что их действия негативно повлияли на расследование уголовного дела против генерала Шулте.

Однако в октябре Управление внутренней безопасности предъявило обвинение одному из полицейских, которому ранее был объявлен выговор. Из информации прокуратуры и суда следует, что по второму уголовному процессу обвиняется младший инспектор Госполиции Алдис Дзерве, который одновременно работал и в муниципальной полиции Ропажского края.

Дзерве обвиняют в предоставлении в протоколе следствия заведомо ложных сведений, которые не связаны с причиной смерти погибшего, но связаны с фиксацией предметов на месте событий. Что это за предметы, в прокуратуре не уточняют.

"У потерпевших есть основания полагать, что, возможно, непредоставление информации об обстоятельствах смерти было попыткой скрыть истинные причины гибели Яниса Гаркалнса", - сказала адвокат семьи Гаркалнс Хелена Пурвиня.

По ее словам, семье убитого бизнесмена в течение нескольких дней никто не рассказывал о том, что произошло во время охоты:

"Пострадавшие выражают большое недоумение по поводу того, как они вообще узнали причины смерти. Потому что, только получив справку из морга перед похоронами, ничего не подозревая, семья узнала и прочитала в этой справке о смерти, что смерть наступила в результате огнестрельного ранения".

Впрочем, Пурвиня считает, что дальнейшее расследование убийства Управлением внутренней безопасности и прокуратурой было проведено вполне профессионально.

Рижский окружной суд Юрмалы планирует начать рассмотрение уголовного дела в январе следующего года.

Ни Шулте, ни другой фигурант уголовного процесса Дзерве на просьбу прокомментировать инцидент не ответили. Согласно ответам прокуратуры, ни один из них по предъявленным обвинениям виновным себя не признает.