Культурная и всякая прочая политика
Давно хотел поделиться своими впечатлениями о новом «Новом пространстве». Новом, «2.0», потому что у меня были вполне приличные отношения с первой версией галереи, а сравнивать совсем не хотелось, да и лезть в искусствоведческие дебри мне совсем не по чину.
И вот, наконец, случай – вчера состоялся эскиз к мюзиклу «Остров сокровищ».
«Эскиз» в данном случае – это не прогон, не генеральная репетиция, не сдача. Это совсем иной жанр, который в годы моей молодости называли «квартирником». И я понял: мне есть что сказать о детище Димы Выропаева.
***
Есть два основных типа «культурных гнезд» (любимая дефиниция хорошо забытого министра культуры) – мест, где творится культура. Первый тип – профильные институции, занимающиеся конкретным видом культурной деятельности: вот театр, вот киноклуб, вот художественная мастерская… А есть другой, куда более редкий, – это место, куда можно прийти со своей идеей и получить ресурсную и содержательную поддержку. «Новое пространство» – именно такое место.
Я не люблю, когда, говоря о культуре, используют термины «стартап» и «проект». Оставим их реальной экономике, техническому творчеству и архитектуре.
«Новое пространство» – галерея, где нам напоминают забытые имена творцов; где экспонируются творцы современные, где устраивают конкурсы и лаборатории для начинающих. Но не только. Теперь «Новое пространство» – «родное» место для музыкантов, актеров и, конечно, литераторов (галерея же – структурное подразделение областной научной библиотеки).
***
«Остров сокровищ» – одна из идей, которую поддержал Дмитрий Выропаев со товарищи.
Об «Острове сокровищ» говорят уже почти год – на радио, по «ящику», в печати: вот его пишут, вот записывают инструментальное сопровождение, вот ведутся переговоры с театрами о постановке. И заинтересованное участие сразу нескольких худруков самарских театров – подтверждение тому, что переговоры эти еще не завершены.
Но это будет совсем другая история. В выходные состоялся не просто черновик работы, нет, это была студия, в которую к друзьям пришли те, кто придумал мюзикл, и поделились своей кухней. Без «актерщины», без специально придуманных мизансцен. «Начерно, без бемолЕй», – как порой говорят музыканты перед репетицией.
В атмосфере «Нового пространства» такой искренний, задушевный показ был более чем уместен. Подчеркну, что «Остров сокровищ» – бард-мюзикл: его создавали и исполняли действенные участники и поклонники авторской песни, так что присутствовала искренность в квадрате.
Ко всему этому – прекрасный текст: и прозаический (скороговорный дайджест для тех, кто вдруг не знает самое популярное сочинение Стивенсона), и поэтический. Музыка, которая в данном случае не диссонировала с настроением.
Об исполнении я судить не могу: все исполнители знакомы (кроме двоих) и любимы мною по нескольку десятилетий. Ирина КОЛЕСНИКОВА, лучшая, на мой взгляд, сегодня самарская исполнительница авторской песни; ее муж – интереснейший композитор и исполнитель Андрей КОЛЕСНИКОВ; Юрий КАРПОВ, душа Грушинского клуба; Сергей РЫБАЛКИН, которого я знал как успешного книгоиздателя, а он, оказывается, не только слушатель, но и исполнитель с недюжинными актерскими талантами; Леонид и Кирилл ОСТРЕЦОВЫ, два поколения творческой династии, ведущей свое начало от Анатолия Александровича Острецова, самобытного самарского пейзажиста; дважды лауреат Грушинского фестиваля Евгений БИРИНЦЕВ; Анна ПРОХОРОВА (ее семейный дуэт с мужем Андреем знаком самарцам уже почти четверть века) и Максим КОЛЕСНИКОВ.
Я не случайно оставил «на коду» Александра НЕМИРОВСКОГО. Везде, где только можно, создатели мюзикла не препарировали авторство на отдельные части: авторов четверо – Андрей Колесников, Острецовы и Немировский, и все творили вместе. И я не стану препарировать. Знаю, что Саша – один из самых активных участников авторского коллектива и единственный, кто не является исполнителем. Несправедливо, что из-за этого он остался без заслуженных цветов и аплодисментов.
***
Мне жаль, что не все вы были вчера вместе с нами. «Квартирник» – «жанр», не подразумевающий наличия прокатной судьбы. Это возможно, только если всякий новый показ будет содержать какую-то новацию: новый исполнитель, вставной номер, вариативность текста – и литературного, и музыкального… Это очень трудно.
Куда как легче превратить всё увиденное в спектакль «театра-дома». Может, кстати, получиться, но в этом случае зрители неизбежно будут судить о художественном качестве представления, минусуя атмосферу доверительности, созданную галереей и творческим коллективом мюзикла. Это всё-таки две большие разницы.
Я же беру на себя обязательство не забывать об «Острове сокровищ» и о литературно-музыкально-театральных проектах галереи. Если будут звать, конечно.
* Роберт Льюис Стивенсон. Остров сокровищ
Фото Сергея ОСМ АЧКИНА