Один не очень удачный день на Соловках

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала. На втором этаже чистота и красота: там находятся кассы, зал ожидания и камера хранения. Оставляю чемодан. Теперь надо дождаться утра.

На первом этаже тоже зал ожидания, и даже автомат с кофе стоит. На одной скамье спит приличного вида мужчина. На другой живописно валяются поношенные носки.

Светает. Отправляюсь отправляюсь искать железнодорожную столовую. Дорогу подсказывает мужчина, выгуливающий огромную собаку. Надо пройти мимо отеля и завернуть за угол. Видите слева ма-аленькое одноэтажное здание?

Здание кажется чуть ли не заброшенным, но в нём действительно работает небольшая круглосуточная столовая. В этот ранний час в ней есть всё для полноценного завтрака: каши, блинчики, выпечка, сосиски... Скорее всего, есть и еда посущественнее, я просто не запомнила.

Чтобы попасть на Соловки, надо добраться до пристани в посёлке Рабочеостровск. Варианты: 1) рейсовый автобус, но первый идёт в 8.15, а у меня уже теплоход в 8.00; 2) автобус от туркомплекса "Причал", но я не смогла заранее забронировать на него билет; 3) такси.

В общем, я планировала взять такси, но... площадь перед вокзалом была пуста! Наверное, таксисты подъезжают попозже. Наконец один объявился. У меня была просьба: заехать к Успенскому собору.

Это постройка 1714 или 1717 г. Неоднократно реставрировалась в 1960-х и 1970-х годах. В 2006 г. собор передан в безвозмездное пользование Кемскому мужскому монастырю и в 2016 г. отреставрирован. 35-метровый деревянный храм раскатали на брёвна и перевезли на удалённую площадку за городом, где плотники-реставраторы заново его собрали в точном соответствии с проектом архитекторов, заменив непригодные брёвна, затем снова его разобрали для доставки на прежнее место.

Конечно, внутрь в такое время было не попасть. Я обошла собор вокруг. Дома поблизости там совсем деревенского вида.

Несколько слов о городе Кемь. Опасаясь, что погода может помешать мне попасть на Соловки, я поинтересовалась, что можно будет увидеть здесь. Многие путешественники пренебрежительно отзываются об этом городе, но мне кажется, что напрасно. Ведь этот городок основан в XIV веке! Был волостью легендарной Марфы Посадницы из Великого Новгорода, а в 1450 г. подарен ею Соловецкому монастырю.

На протяжении XVI века на "Кемску волость" постоянно покушались шведы (так что в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" отражены действительные факты). Место было ценно прежде всего рыбными промыслами, а также лесом.

Конечно, от тех времён сохранилось... да, наверное, только море, река, скалы, небо... Но Кемь хранит и воспоминания о трагических событиях 1918 г., когда её пытались захватить финны, а затем захватили-таки англо-франко-сербо-американские войска. И о героизме местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Здесь есть памятники этим событиям, Благовещенский собор XIX-XX вв. , конструктивистское здание Управления Соловецкого лагеря особого назначения, небольшой краеведческий музей «Поморье» (расположен в здании бывшего уездного казначейства, которое само является памятником истории и архитектуры). Интересно даже просто побродить по городу, где из земли повсюду выступают огромные скалы.

Население Кеми в 2021 г. было 10018 человек, максимум приходится на 1970 г. — 21 025
человек.

Ну а мы минут за 20 доехали до туристического комплекса "Причал". Заплатила я водителю 600 рублей. Конечно, мне показалось, что это дорого, но какой выход?

Водитель, по имени Владимир, дал свой телефон и велел позвонить ему, когда буду отплывать с Соловков. Я, честно говоря, не собиралась это делать: всё-таки рассчитывала заказать такси официально. Ехать поздно вечером в незнакомом городе с частником — не самая лучшая идея.

Касса, где надо выкупить забронированный билет на теплоход, была ещё закрыта, и я отправилась бродить по окрестностям. Территория туркомплекса чистенькая, с дорожками, дома в хорошем состоянии. Вокруг ограда из больших камней, но я её почему-то не сфотографировала.

На этой же улице двухэтажные деревянные дома. Рабочеостровск, кстати, существует с 1888 г.

Совсем рядом — причал. По дороге вот такой исторический амбар.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-10

У причала уже стоят теплоходы. Большой — "Василий Косяков" (берёт на борт 160 человек), маленький — "Метель" (на 80 пассажиров).

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-11

Солнце, несмотря на ранний час, поднялось уже высоко. Летом на Севере день долгий...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-12

Осознаю, что я на берегу моря...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-13

Недалеко от причала стоит такая вот беседка. Обратите внимание: дорожка к ней вымощена деревянными чурочками.

Часть берега выглядит очень цивилизованно, часть такая, что ногу сломишь. Но видно, что планируется дальнейшее благоустройство.

Здесь же воздвигнута часовня, совсем новенькая.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-16

А вот часовни-декорации к фильму П.Лунина "Остров", которая так красиво вписывалась в пейзаж, уже нет. Это ведь был переделанный старый дом, совершенно не соответствовавший церковным канонам. За ним никто не ухаживал, он здорово страдал от вандализма...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-17

Выглядела она очень живописно. Всё-таки её художники создали!

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-18

Я так и не смогла понять, где именно эта "часовня" стояла. Кажется, что вокруг нет никаких строений. Может, вот это место?

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-19

Рекламы много, в основном предлагают аренду квартир и лодок-катеров. Но есть и такая:

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-20

Брожу по улицам.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-21

Проход к морю. Как не свернуть?

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-22

На берегу.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-23

Вид в сторону причала.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-24

На листьях и траве блестит роса. Тепло, щебечут птицы, благоухает крапива, малина и чёрная смородина... Это были самые прекрасные минуты того длинного дня...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-26

Из земли повсюду выступают валуны... нет, наверное, даже не валуны, а скала, на которой здесь всё стоит.

Что ж, пора возвращаться в "Причал". Выкупаю билеты на теплоход. Деловая информация: взрослый билет в одну сторону стоил на тот момент 2500 р., я брала туда и обратно. Какой теплоход пойдёт на 8.00, а какой на 12.30, заранее узнать, кажется, нельзя.

На причале уже толпился народ. Сначала пускали организованных туристов из каких-то гостиниц и туристических комплексов. Я уж думала, что мне достанется самое плохое место.

Но нет, на теплоходе (а это оказался большой "Василий Косяков") было достаточно мест. Я сначала села в среднем салоне, но мне там показалось не очень удобно. Прошла в носовой салон. Там были мягкие диваны, на которых уже разлеглись более сообразительные пассажиры. Но и на сидячем месте я неплохо устроилась и даже подремала часть пути (теплоход идёт 2 часа).

А потом всё-таки поднялась на верхнюю палубу.

Вот оно, Белое море, — синее-синее! Повсюду виднеются острова и островки.

Обычно пишут, что на верхней палубе находиться невозможно — мол, очень холодно. Но мне повезло: в этот летний день достаточно было надеть лёгкую "толстовку", чтобы чувствовать себя комфортно.

Приближаемся к Соловецкому архипелагу.

Соловецкие острова находятся в Белом море при входе в Онежскую губу.  Это ближе к Карелии (Кемь относится к этой республике), но административно Соловки входят в состав Архангельской области. Архипелаг состоит из шести крупных и ста мелких островов, общей площадью 347 км².

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-30

И вот уже виднеется Соловецкий монастырь! Его полное название — Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Основан он в 1420—1430-х годах: в 1429 г. здесь поселились преподобные Савватий и Герман, в 1436 г. на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви

Справа от входа в бухту стоят интересные старые постройки.

Высаживаемся на причал.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-33

Здесь красиво, аккуратно. Вот только в воздухе витает нехороший запах — то ли от воды в бухте, то ли от находящихся рядом с причалом туалетных кабинок...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-34

Иду в бюро музея-заповедника. Во-он там слева виднеется голубая крыша — кажется, это оно.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-35

По крайней мере, турбюро находится напротив вот этой башни, и работает с 9:00 до 17:00.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-36

Соловецкий музей-заповедник обладает эксклюзивным правом ведения экскурсий на территории памятников, находящихся в его пользовании. Кстати, директором музея в настоящее время является настоятель монастыря. Летом 2023 г. музей предлагал 16 экскурсионных маршрутов по островам Соловецкого архипелага. Но...

Я мечтала побывать на Большом Заяцком острове. Это кусочек тундры, где находятся загадочные каменные лабиринты и скит 16 века. Я подозревала, что попасть туда не так просто и искала возможность забронировать экскурсию заранее. Не нашла никакой информации! А в турбюро оказалось, что мест на сегодняшнюю экскурсию уже нет — мне предложили поехать через день! Естественно, это было невозможно...

Настроение у меня резко упало. Обзорную экскурсию по монастырю я, конечно, купила. Билет стоит 750 рублей, никаких льгот никому нет. Экскурсоводов множество, группы по 15 человек отправляются каждые 5 минут. Идут немного разными маршрутами, чтобы не мешать друг другу.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-37

Входим в ворота.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-38

Я не буду пытаться правильно назвать все постройки монастыря. Это комплекс из множества церквей, соборов, палат, соединённых к тому же галереями. Каменное строительство велось в основном при игумене Филиппе Колычеве (который потом стал патриархом, а затем вступил в противостояние с Иваном Грозным, за что и принял мученическую смерть).

Собор, церкви и колокольня, конечно, хороши...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-39
 15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-40

...но это здание Трапезной просто сногсшибательно!

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-41
 15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-42

Напротив, вдоль стены, расположены монашеские кельи. Реставрация здесь произведена так, чтобы был представлен облик корпусов в разные века.

Одна из старинных келий (как выглядят действующие, не знаю). Она состоит из двух помещений. Это расположено при входе, в нём находится печь. Второе помещение со скамьями и столом, предназначалось для проживания. Я его не сфотографировала, потому что оно было заполнено экскурсантами.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-44

Крепостная стена изнутри.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-45

Раскоп старинного водовода, если не ошибаюсь.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-46

Заходим в галерею, ведущую в собор. Посмотрите, какие балки!

Повсюду трудятся женщины в платочках. Они моют окна и полы, оттирают перила на лестнице. Монастырь готовится к визиту патриарха Кирилла.

Здесь же небольшая, но очень интересная экспозиция, показывающая облик монастыря в разные периоды.

Полы здесь такие: современная плитка для удобства и участки старинного кирпича для демонстрации исторического облика.

И вот входим в сам собор. Странное сочетание простых белых стен и сводов с роскошной позолотой.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-49

Мощные стены и небольшие окна:

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-50

Высокие белые своды и красочный иконостас:

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-51

Паникадило и бледные остатки фресок:

Вазы приготовлены, видимо, к визиту патриарха.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-53

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. За это время через его камеры-кельи прошло около 500 узников, среди них сподвижники Петра I граф П.Толстой и князь В.Долгоруков (впали в немилость после смерти Петра); декабрист Ф.Шаховской; П.И.Ганнибал — двоюродный дядя А.С.Пушкина.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-54

Экскурсовод рассказывает историю одного такого узника. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Иванович Калнышевский служил Екатерине II и даже был ею награждён, но стал поглядывать в сторону Турции. За это в возрасте 85 лет Калнышевский был арестован и отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет. Из них девять — в одиночной камере. Обеспечивали его хорошо, но на свежий воздух выпускали три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения. Помилован императором Александром I в 1801 г., в возрасте 110 лет, практически слепым, — и остался в монастыре, потому что "привык"... Умер в 112 лет. Могила его не сохранилась, а могильная плита перенесена в этот уголок. Здесь же в недавние времена установлен его бюст.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-55

А совсем рядом, во внутреннем дворе монастыря, разбиты цветники.

Ещё одна изящная церковь.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-57

Выходим на крепостную стену. Её высота — от 8 до 11 м, толщина — от 4 до 6 м, периметр 1084 м. В ней 7 ворот и 8 башен, а построена она в 1584—1594 годах зодчим Трифоном. Камни разного размера, есть просто огромные. А простраство между ними заполнено кирпичной кладкой.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-58

Что-то у меня в этой поездке сплошные крепости. И везде хочется выглянуть через бойницу.

Проходим в одну из башен.

Как и Кемь, Соловецкий монастырь-крепость играл важную роль в обороне границ России. В XVI—XVII веках он выдержал несколько нападений шведов. В 1854 году был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». Девятичасовой обстрел не привёл к серьёзным разрушениям, англичане вынуждены были удалиться. Как сказала экскурсовод, с позором: перепуганные грохотом, соловецкие чайки тоже "обстреляли" британских моряков...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-61

Но были в истории монастыря и более трагические события. Когда патриарх Никон начал церковную реформу, здешние монахи её не приняли. Монастырь стал одним из центров церковного раскола, а потому в В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные обитатели монастыря были убиты, а их тела брошены в море.

Монастырь был и крупным экономическим центром. Он владел солеварнями и кузницами; монахи и послушники (а также принадлежавшие монастырю крестьяне) ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Цари жаловали монастырю не просто земли, а земли с людьми. В середине XVII века монахи даже отправили отряд наёмников в Коми край для отвоевания Серёговского соляного промысла. Тамошний солевар Панкратьев от конкурентов отбился.

Своеобразный "музей в музее" хранит интересные экспонаты.

И, наконец, те самые страшные соловецкие казематы, в которых содержались узники. Холодно, сыро, очень неуютно. Но эти ещё большие. Были и совсем маленькие, в виде усечённого конуса.

Кстати, на удивление мало было сказано о Соловецком лагере особого назначения, который, как известно, располагался здесь в 1920—1930-х гг. Но совсем без удивительных историй не обошлось. Студентка-экскурсовод рассказала, что на монастырском дворе, перед собором, раньше был яблоневый сад. Но его вырубили, для того чтобы там... не могли вить гнёзда чайки. А почему? А чтобы их не ели оголодавшие заключённые!

Я девочку не виню, она ведь, скорее всего, ведёт экскурсию по определённой методичке, отсебятину нести нельзя. Но чайки, вьющие гнёзда на деревьях... Как-то это не вызывает доверия. А значит, и остальное тоже.

Экскурсия окончена. Я решила поискать ещё какую-то возможность побывать на Большом Заяцком острове. Сходила, по совету экскурсовода, в паломнический центр. Позвонила по телефону, обнаружившемуся на бесплатной карте, взятой мною в "Причале". Увы, всё напрасно: они тоже могли мне предложить только поездку 17 августа...

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-65

Я побродила по острову. Помимо монастыря там находится населённый пункт — посёлок Соловецкий.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-66

Нет-нет, он вовсе не повсеместно выглядит так. Там полно хороших домов, есть больница, школа, магазины (довольно дорогие, ведь всё приходится привозить), аэропорт, куда летают регулярные рейсы из Архангельска. Два велопроката, множество гостиниц...

Кстати, тут, несмотря на жару, меня стали поедать какие-то мошки. К счастью, после поездки в Пушкинские Горы в сумке лежал защитный крем.

Между тем пора было где-нибудь пообедать. Я заблаговременно прочитала в интернете о кафе и ресторанах острова. Рекомендовали кафе "Варяг". С трудом отыскала его. Выглядит оно так:

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-68

Внутри было душно и все столики заняты.

Другое популярное кафе — "Старый карбас" было закрыто на спецобслуживание.

Спасло меня кафе "Соло Норд" в одноимённой гостинице. Вот здесь.

Ну, на Белом море надо есть местную рыбу. Я заказала запечённую треску. Принесли красиво уложенный запечённый картофель внутри которого находился маленький кусочек трески под соусом.

Что ж, главное — подкрепилась и иду дальше. Вот "Комплекс построек конного и скотного дворов Соловецкого монастыря" (XIX век).

Дом паломника. (Не забываем, монастырь действующий, место для верующих значимое, и едут сюда не только туристы).

Улочка рядом с крепостью.

А крепость продолжает притягивать взгляд. Она великолепна, откуда ни посмотри!

У туристов есть странное развлечение: искать места, с которых монастырь выглядит так же, как на 500-рублёвых купюрах. Есть два вида изображений: на одном церкви ещё без крестов, на другом с крестами. Вот такие ракурсы и пытаются найти люди. Я не стала.

Зато меня заинтересовало озерко позади монастыря. Оно называется Святое. Мы же находимся на острове, так? И на острове есть озеро. А на озере ещё маленький остров!

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-75

Местами открываются очень красивые виды.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-76

И всё же этого мало для такой поездки — и дело даже не в цене, а в потраченном времени и силах. Наверное, стоило пойти не на север от монастыря, а на юг. Там тоже есть кафе, а также кое-какие достопримечательности, например музей "Соловецкие лагеря" , Морской музей и некие лабиринты — правда, подозреваю, что новодельные. Но теперь идти туда у меня уже не было сил.

Вид к югу от монастыря. На переднем плане сухой док, построенный ещё в дореволюционные годы.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-77

Я снова прошла на территорию монастыря и купила в трапезной блинчиков. Кстати, о трапезной. Там и впрямь очень вкусная выпечка (пирожки с курагой и черносливом я попробовала ещё во время экскурсии). Пишут, что блюда там только постные — но, наверное, это в постные дни. На тот момент там были и котлеты, и жареная курица, и много чего ещё, но мне уже не хотелось. Трапезная огромная, но и народу много. А ещё в том же здании находятся чистенькие туалеты. Кажется, бесплатные.

Хотя монастырь мужской, работают везде женщины. Монахов не видно. Где-то читала, что им днём запрещено выходить из келий. А вот вечером, когда монастырь закрывается для туристов, по удару колокола монахи идут на церковную службу.

А это деревянные трубы старинного монастырского водопровода.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-78

Ещё идиллический пейзаж.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-79

А до обратного теплохода ещё ох как долго! Рейсы есть на 16.00 и 19.00, и я взяла на второй.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-80

В общем, думаю вот что. Есть три разных варианта поездки на Соловки. Первый — для верующих, паломников. Но они сами знают, что и как им делать, им я не советчик.

Второй — приехать на несколько дней, возможно, на неделю. Поселиться в гостинице (их тут много), на квартире (полно объявлений о сдаче) или в палаточном кемпинге — есть и такой. Не спеша посещать экскурсии, ездить на велосипедах по красивым местам, плавать на лодках. Здесь действительно масса возможностей для любителей активного отдыха!

Третий — мой вариант: приехать на один день. Тоже можно посетить не одну экскурсию, а несколько интересных мест. Но не повторяйте моих ошибок! Бронируйте экскурсии заранее и хорошо продумывайте маршрут!

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-81

Периодически присаживаясь отдохнуть, я пошла к причалу. По пути набрела вот на это строение. Это административное здание. Вот только не поняла: это что-то новое или отремонтированный самолётный ангар 20-х годов?

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-82

На стендах рядом фотографии той исторической и красивой постройки.

Неподалёку от причала находится знаменитая Соловецкая школа юнг. Она была создана в тяжёлые годы войны, и учились в ней 14-16-летние мальчишки. За три выпуска в 1942-1944 гг. школа подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков. И каждый четвертый выпускник погиб...

Памятник этим мальчишкам.

15 августа. Поезд прибывает на станцию Кемь в 03.44. По перрону, находящемуся в состоянии ремонта, пробираюсь в здание вокзала.-84

Солнце садилось. На берегу начал собираться народ. 19.00, а теплохода всё нет. Люди на причале ничего не могут нам сказать. Потом кто-то куда-то дозванивается и сообщает: теплоход сломался! Вместо него вышел другой, но когда будет — неизвестно!

Тут я занервничала, ведь у меня билет на поезд в 01.35!

Не помню, во сколько пришёл теплоход — кажется, около 21.00. Это был не большой "Василий Косяков", а маленькая "Метель". Там один длинный салон с рядами неудобных сидений, по 4 в ряд с двух сторон от прохода. По салону гулял сквозняк, так как входы находятся с двух сторон. Кроме того, там стоял адский шум — но не от двигателя, а от голосов множества людей. И от музыки, которую некоторые ухитрялись слушать на своих телефонах. Неудачный день неудачно заканчивался, а впереди ещё была проблема: как доехать от пристани до вокзала?

Наконец теплоход причалил. Толпа пассажиров удивительно быстро растаяла: одни направились к собственным машинам, ожидавшим их на стоянке, других уже ждал автобус — я пробовала попроситься в него, но со мной даже разговаривать не стали. Телефон такси, указанный на рекламном баннере, был недоступен...

И тут из темноты меня окликнул голос: "Ну что же вы не позвонили?"

Таксист Владимир дожидался меня...

В общем, спасибо этому доброму человеку! Кстати, он взял с меня на 100 рублей меньше, чем утром.

И вот я снова в чистом и светлом Кемском вокзальчике, пью горячий кофе и спокойно жду поезда. Успела!

Утром я уже буду в Мурманске...

***

Ещё раз кратко важная информация.

Попасть на Соловецкие острова можно самолётом из Архангельска и теплоходом из Кеми (теплоход "Сапфир" из Беломорска в настоящее время не ходит). Билет на теплоход надо заказывать заранее на сайте туркомплекса "Причал" www.portkem.ru, www.prichalk.ru, телефоны +7 909 567 28 80, с мая по октябрь 8(81458)5-60-60.

Цена взрослого билета в одну сторону 2500, время в пути 2 часа. Нужен паспорт.

Соловецкий музей-заповедник предлагает множество экскурсий: обзорная по монастырю и отдельно история и архитектура; История Соловецкого лагеря особого назначения; Посёлок Соловецкий. Прошлое и настоящее; История Соловецкой школы юнг 1942-1945 гг.; Соловки в годы Великой Отечественной войны; Гора Секирная. Свято-Вознесенский скит; Ботанический сад. Макарьевская пустынь; Филипповские садки. Особенности Белого моря; на острова Анзер, Большая Муксалма и Большой Заяцкий...

На сайте музея-заповедника я не нашла отдельных контактов для заказа экскурсий. Возможно, надо просто звонить по указанным телефонам.

Зато публикую контакты, обнаруженные мною на карте:

Экскурсия по озёрам и каналам с электромотором +7 911 977 86 61 (WhatsApp);

Наблюдение за белухами с катера +7 911 977 86 57 (WhatsApp);

Заяцкий остров, Дамба, Муксалама, скиты, катера. +7 911 958 85 14, +7 921 2280472

Бронирование экскурсий онлайн на сайте solovki-excurions.ru

Паломническая служба Соловецкого монастыря (с 1 июня по 20 сентября, 9.00 - 19.00), телефон +7 911 575 83 10 (с 10.00 до 19.00), palomnik@solovki-monastyr.ru (они тоже организуют экскурсии, и там работают очень любезные люди).

Естественно, всё может измениться, так что уточняйте информацию.

Музеи, куда можно пойти самостоятельно: Школа юнг, Морской музей.

И пусть вам повезёт больше, чем мне!

Следующая статья: Мурманск, ты мне нравишься!