19 подписчиков

Авиценна (Абу Али ибн Сина) (980-1037 гг.)

Персидский и таджикский философ, ученый, врач. Жил в Средней Азии и Иране.

Персидский и таджикский философ, ученый, врач. Жил в Средней Азии и Иране. Главные философские труды — «Книг исцеления» (в сокращенном изложении - «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Важнейшее научное сочинение Ибн Саны «Канон врачебной науки» медицинская энциклопедия в 5 частях, получившая мировую известность «Канон врачебной науки» итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока, переводился на многие европейские языки. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины — взгляды автора на философию медицины, учение о так называемых соках (кровь, лимфа, желчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал невозможной, и основной задачей алхимии называл приготовление лекарственных средств. Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки.

• Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

• В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается. он получает лишь благодаря обществу.

• Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

• Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

• Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога - масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас - ты мертв.

• Мудрость это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

• Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

• Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения. никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

• Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

• Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,

• Осторожность поистине выше похвал,

• Тайна - пленница, если ее бережешь ты,

• Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.