Итоги этого года у нашего гражданского авиапрома вызывают смешанные чувства. С одной стороны, идет большая работа по развертыванию серийного производства гражданских самолетов, озвучиваются амбициозные планы. С другой стороны, даже программа восстановления лётной годности уже выпущенных бортов явно буксует. Удалось поднять только один Ил-96-400Т и "под ёлочку" Ту-214.
В качестве основы, рассмотрим таблицу "Прогнозные показатели
поставок авиационной техники отечественного производства по годам" из "Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли
Российской Федерации до 2030 года".
С проектом SSJ-NEW (который теперь SJ-100) ситуация развивается достаточно активно. На днях одобрены изменения в планере. Думаю что в начале следующего года наконец взлетит полноценный борт с российским двигателем ПД-8. Насчет 20-ти серийных самолетов в следующем году верится слабо, т.к. предстоит большой объем испытаний. Но, на мой взгляд, именно этот тип имеет наилучшие перспективы в серийном производстве.
По МС-21-310 тоже идут испытания. На днях имитировали наземное аварийное покидание самолета пассажирами и экипажем в заданное время, что позволило получить одобрение главного изменения к сертификату типа, разрешающее перевозить на лайнере максимальное количество пассажиров — до 211 человек.
Первый полет полностью импортозамещенного МС-21 планируется на весну 2024 года.
Ил-114-300 похоже "на паузе". Вполне возможно, что его ждет та же судьба что и Ил-112. Чуть больше перспектив у ТВРС-44, но он проектируется под другую модификацию того же ТВ7-117.
Ту-214. К сожалению ни одного нового самолета этого типа в этом году не построено. Заложены новые цеха. Похоже, что переход со штучного на серийное производство идет с трудом, хотя, были надежды, что именно этот тип получится быстрее всего запустить в серию т.к. в нем мало импортных комплектующих. И, очевидно, что "плановых" 7 бортов мы в следующем году не увидим, - максимум два.
Также, в плане есть 20 самолетов L-410, которых точно не будет в следующем году. УЗГА анонсировал разработку нового самолета в этой размерности, но от идеи до живого серийного самолета срок большой. Кроме того, как обычно, есть вопрос по двигателю. Вроде бы разработка ВК-800СМ идет достаточно активно, но в серии двигателя пока нет.
Кроме того, этот двигатель нужен и для ЛМС-901. На днях в Свердловской области введён в эксплуатацию новый производственный комплекс УЗГА.