Анализ воспитательной работы
Муниципального общеобразовательного
учреждения «………………….
за первое полугодие 2023 -2024 учебного года
Воспитательная деятельность в Муниципальном общеобразовательном учреждении
………………средняя общеобразовательная школа» планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Целью воспитательной работы Муниципального общеобразовательного учреждения
« средняя общеобразовательная школа» является создание в школе
условий для личностного развития школьников, которое проявляется:
в усвоении ими основных норм поведения в обществе и традиций общества, в
котором они живут;
в развитии социально значимых отношений школьников и ценностного отношения к семье, труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, окружающим людям и самим себе;
в приобретении школьниками опыта осуществления социально значимых дел,
направленных на заботу о своей семье, на пользу родному городу и стране в
целом, трудового опыта, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.
Задачи воспитания:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне класса;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы;
организовывать работу по активизации профессионального самоопределения
школьников;
организовать работу школьных медиа;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение задач личностного
развития детей.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе в первом полугодии
учебного года является гражданско-патриотическое воспитание. В рамках этого
направления еженедельно проводится общешкольная линейка с торжественной
церемонией поднятия (спуска) Государственного флага РФ и исполнения Гимна РФ.
Были проведены следующие мероприятия:
- проведены «Уроки мужества» с 1-10 классы;
-24 октября в нашей школе состоялась торжественная церемония открытия Парты Героя -
выпускника школы Фомкина Виктора, погибшего при исполнении воинского долга в ходе
специальной военной операции;
- в день памяти неизвестного солдата в школе прошел поэтический вечер "Площадь
полная стихов";
-9 декабря - День Героев Отечества. Старшеклассники школы вместе с советником по
воспитанию Деминой Н.В. провели квиз "Герои моего Отечества";
-приняли участие во Всероссийской акции взаимопомощи #Мывместе#, ребята изготовили
новогодние открытки-пожелания военнослужащим, написали письма;
- ребята приняли участие в фестивале "Созвездие талантов". Концертная программа
состояла из 3 блоков: "Учитель, поэтами воспетый", "Героям славу я пою", "С малой
Родины моей - начинается Россия";
-20 декабря в школе состоялась торжественная церемония установки мемориальной доски
в память о выпускнике школы, погибшем во время специальной военной операции на
территории Украины.
ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими
занятий.
-С нового учебного года в школе каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о
важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной
России.
-Реализация программы развития социальной активности обучающихся начальных
классов «Орлята России» .
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
-Составление и корректировка социального паспорта класса;
Составление и выполнение плана воспитательной работы класса;
-Анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости
и уровня воспитанности учащихся;
-Инициирование и поддержка участия класса в классных и общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
Организация и проведение классного часа;
Оказание помощи в организации питания учащихся;
Составление характеристики учащегося;
Индивидуальные беседы с учащимися;
Адаптация вновь прибывших учащихся в классе;
Консультации классного руководителя с учителями-предметниками; - Привлечение
учителей к участию во внутри классных делах;
Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса;; - Участие в
педагогических советах, совещаниях
-Организация и проведение родительских собраний.
Основные школьные дела
Основные школьные дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и обучающимися.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
За первое полугодие проведены мероприятия:
-1 сентября - День Знаний: Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» и Урок Мира; -7
сентября 2022 года исполнилось 210 лет со дня Бородинского сражения. В школе прошла
акция "Читаем вместе с советником". Родители вместе с советником по воспитанию
прочитали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; - 8 сентября
Международный день распространения грамотности. В этот день в школе был
организован конкурс афиш "Говори правильно"!;
-Поздравительная программа "Улыбнись, ведь ты же педагог!", посвященная Дню
Учителя;
-Областной классный час, посвящѐнный Дню памяти жертв политических репрессий ;
-8 ноября - День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
(обязанностей военной службы) сотрудников органов внутренних дел РФ и
военнослужащих внутренних войск МВД России. Советником по воспитанию проведен
урок мужества «Герои нашего времени»;
-16 ноября - Международный день толерантности (терпимости). Учащиеся 5-6 класса с
заместителем директора по ВР были приглашены в сельскую библиотеку на мероприятие;
-20 ноября - Всероссийский день правовой помощи детям. С целью повышения правовой
культуры обучающихся и их родителей (законных представителей) проведены
мероприятия:
- Квест-игра для 7-10 классов «Я и мои права»
– Дети приняли участие в конкурсе рисунков «Мои права и обязанности».
-27 ноября День матери (поздравительные программы в классах) ;
-23 декабря Новый год у ворот (конкурс новогодних поделок, общешкольные праздники).
Внешкольные мероприятия
Совместно с клубом с. и сельской библиотекой проведены
мероприятия:
- подготовили и провели с информационный час "Война против беззащитных"; -3
октября в библиотеке состоялся Есенинский праздник поэзии
" России стихотворная душа", посвящённый 127 - летию со дня рождения С. А.
Есенина (1895 - 1925).;
-21 октября работники культуры Дома культуры совместно с
советником по воспитанию Деминой Н.В. провели для учащихся урок «Белые журавли
памяти», литературный «Праздник Белых журавлей» посвящен светлой памяти павших на
полях сражений во всех войнах; - 27 ноября праздничный концерт, посвящѐнный Дню
матери.
Организация предметно-пространственной среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир школьника, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по еѐ созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
оформление внешнего вида фойе второго этажа государственной символикой страны,
региона, района
оформление классных уголков, озеленение кабинета
оформление тематических школьных стендов
выставка творческих работ
оформление фойе школы к праздничным мероприятиям («День знаний», «День
Учителя», «Новый год»)
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся МОУ
« СОШ» осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Воспитательный потенциал взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся реализовывается через:
организацию работы родительского комитета класса;
работу в составе школьной комиссии по контролю за качеством школьного питания;
классные родительские собрания;
день открытых дверей;
информационное оповещение через школьный сайт;
индивидуальные консультации.
Самоуправление
Школьное ученическое самоуправление – это система взаимосвязанных и
взаимозависимых общественных поручений. ШУС был сформирован в начале учебного
года сроком на один год. Уже на первом заседании был утверждѐн список его членов (это
лидеры классов), утверждѐн план работы. Председатель – ученица 10 класса.
. В течение первого полугодия проведена следующая работа:
выборы лидера и актива класса, распределение обязанностей
оформление классных уголков;
участие в проведении общешкольных линеек;
участие в праздничной программе, посвященный Дню Учителя, новогодней программе.
Вывод: во втором полугодии необходимо продолжить работу по организации и
поддержке школьного ученического самоуправления, более активного привлечения
детей к общественной жизни класса и школы.
Профилактика и безопасность
Воспитательный потенциал профилактической деятельности в целях формирования и
поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации
реализуется через:
составление социального паспорта школы на 2022-2023 учебный год;
формирование банка данных, анализ и корректировка (сверка) списка обучающихся и
семей «группы риска», детей из неблагополучных семей, детей, состоящих на различных
видах учета
-индивидуальную работу с детьми и семьями «группы риска», организацию занятости
обучающихся «группы риска» во внеурочной деятельности и дополнительном
образовании.
В рамках проведения профилактического мероприятия "Внимание дети!" проведены
мероприятия:
в 1-4 классах проведена Беседа «Внимание дорога», Практическое занятие: «Мы идем в
школу. Мы переходим дорогу. Наиболее безопасный путь – самый лучший»;
с учащимися 2-3 класса проведена Беседа «Как вести себя на дороге»;
учашиеся 5 класса провели Игру «Правила дорожные –знать каждому»;
в 6-8 классах прошел Классный час «Школа безопасности»
в 9-10 классах прошел Классный час «Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала
нас».
-В профилактической акции «Осенние каникулы» проведены инструктажи.
В рамках проведения второго этапа межведомственной комплексной
оперативнопрофилактической операции «Дети России-2022» в школе проведены
мероприятия, направленные на формирование негативного отношения к незаконному
потреблению наркотиков и пропаганду здорового образа жизни:
-профилактические беседы с элементами кинолектория на тему ««Наркотики-оружие
самоистребления»( в 8 класс - 4 ученика),
классные часы следующей тематики: "Мы за здоровый образ жизни!", " Мы против
наркотиков","Полезные и вредные привычки"(1-7 класс 23 ученика) ,
час информации " Мы выбираем жизнь!"(5-8 класс – 15 человек),
-внеклассное мероприятие «Наркотики-путь в никуда»(9-10 классы- 8 человек),
-час общения: «Наркотики-оружие самоистребления», "Умей сказать НЕТ!"( 8-9 класс-15
человек).
-приняли участие в конкурсе рисунков антинаркотической направленности «Мы за
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»(1-10 класс- 35 человек)
в октябре проведено социально-психологическое тестирование в 8-10 классах (14
учащихся ) которое показало, что большинство из ребят имеют стойкие представления о
негативном влиянии наркотиков на организм человека.
-16 декабря учащиеся старших классов с классными руководителями
приняли участие в районном мероприятии антинаркотической
направленности. Перед детьми выступила врач-нарколог и сотрудник управления по
контролю за оборотом наркотиков МВД РМ.
-сотрудники полиции провели профилактическую беседу с коллективом на тему
«Антитеррористической защищенности»;
-в целях профилактики и предупреждения правонарушений преступности,
бродяжничества, наркомании, пьянства, среди несовершеннолетних, инспектором ПДН
была проведена беседа с учащимися старших классов.
-проведение классных часов, бесед на тему: «Уголовная ответственность
несовершеннолетних» ; «Права и обязанности учащихся»; Час правового воспитания и
профилактики правонарушений и деструктивного поведения;
– профилактическая беседа «Ответственность за поступки и преступления» в начальных
классах;
- в течение всего учебного года с обучающимися проводились беседы о вреде курения, о
соблюдении Устава школы, правила которого запрещают курение, как на территории
школы, так и за ее пределами.(Просмотр видео ролика «Вредные привычки»).
Социальное партнёрство
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации с организациями-партнерами.
-Клуб с. ; -
Библиотека с. ;
-ООО «».
Профориентация
В целях профессиональной ориентации учащихся в школе ведется работа по
формированию трудовой мотивации подростков, основных принципов построения
профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда. Классными
руководителями проводится анкетирование, тестирование на предмет выявления
профессиональных интересов и способностей, классные часы с подготовкой учащимися
мультимедийных презентаций, видеороликов о различных профессиях. Воспитательный
потенциал профориентационной работы МОУ « СОШ» реализуется
через следующие мероприятия:
- участие во всероссийских профориентационных проектах («ПроеКториЯ», «Шоу
профессий» и т.п.
-9 сентября ребята старших классов, с заместителем директора по ВР и
советником по воспитанию побывали на « Х Национальном чемпионате
«Молодые профессионалы» в г..
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Детские общественные объединения
В МОУ « СОШ» действует общественное объединение «Российское
движение школьников». Деятельность первичного отделения РДШ (региональная
общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение
школьников») на базе школы направлена на воспитание подрастающего поколения,
развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости школьников. РДШ развивает социальную направленность личности
обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует
благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном
окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: личностное развитие,
гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационно-медийное
направление.
Воспитательный потенциал детского общественного объединения реализуется через
следующие мероприятия:
Всероссийские акции: «Снова в школу!", «Голубь мира», «Читаем вместе», «День отца»,
"Добрые письма", "День матери", • Всероссийские конкурсы «Герои нашей страны»,
«Россия – страна возможностей»
Всероссийская онлайн-викторина, посвящѐнная Дню народного единства
Реализация программы развития социальной активности обучающихся начальных
классов «Орлята России»
27 октября - первый районный слет активистов пилотного проекта "Навигаторы детства"
День государственного герба Российской Федерации
-проведена интеллектуальная игра "210 лет со дня Бородинского сражения",
- мероприятие, приуроченное к годовщине Нюрнбергского процесса, -урок
памяти "День Неизвестного Солдата" .
Школьные медиа
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующей деятельности:
-реализация внеурочной деятельности ;
-осуществление фотосъемки и видеосъемки значимых событий в школе;
- Размещение информации о проведенных мероприятиях на сайте школы, в официальных
группах Вконтакте.
Школьный театр
Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского
художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В
истории развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие
образцы обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному
искусству: и как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников
театрального творчества.
В декабре учащиеся подготовили Новогоднее представление .
Школьный спортивный клуб
Школьный спортивный клуб является общественной организацией учащихся
объединенных с целью совместной работы по развитию физической культуры и массового
спорта в школе. С 1 сентября 2022 года в МОУ « СОШ » начал работу
школьный спортивный клуб «Спартак» (далее – ШСК) в соответствии с Перечнем
поручений Президента от 22.11.2019 № Пр-2397.
Обязанности руководителя ШСК исполняет, учитель
физической культуры, назначенный приказом директора от
Цель ШСК: вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой,
школьным и массовым спортом, формирование здорового образа жизни, а также развитие
традиций региона в области физической культуры и спорта.
Для реализации работы спортивного клуба разработана документация: положение ШСК;
приказ по образовательной организации о создании ШСК; план мероприятий ШСК;
должностные инструкции руководителя и педагогов; расписание занятий ШСК.
Выводы:
Воспитательные мероприятия соответствуют поставленным целям и задачам
рабочей программы воспитания. Большая часть обучающихся школы принимает активное
участие в классных мероприятиях.
Внеурочная деятельность ведется согласно модулю «Внеурочной деятельности» и
расписанию занятий. Посещаемость занятий внеурочной деятельности
удовлетворительная.
Родительские собрания проводятся согласно модулю «Работа с родителями» и
планам воспитательной работы в классах. Индивидуальная работа с родителями
осуществляется по мере необходимости.
Работа МО классных руководителей осуществляется в соответствии с планом МО и
поставленными целями и задачами воспитательной работы.
Реализация рабочей программы воспитания осуществляется в соответствии с
календарными планами воспитательной работы по уровням образования.
Задачи на второе полугодие 2023-2024 учебного года
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом
поставленные задачи воспитательной работы за первое полугодие в 2023-2024 учебном
году можно считать решенными. Работу школы в этом направлении признать
удовлетворительной. На основе тех проблем, которые проявились в процессе работы,
можно сформулировать задачи на второе полугодие:
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации
образовательного процесса.
Активизация работы по участию детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях
различного уровня.
Развитие медиа в школе – развитие коммуникативной культуры учащихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся.
Развитие и активизация деятельности школьного ученического самоуправления.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в
школе.
Таким образом, вся воспитательная система школы направлена на воспитание человека
как личности, способной не только осваивать ценности культуры и ориентироваться в
системе социальных ценностей, но и быть стратегом собственной судьбы.
Заместитель директора по ВР
……………..