Найти тему

Но что сказать нам про Иркутск? Давайте про историю, культуру, людей и, конечно, БАМ!

391 прочитал
Уважаемый заинтересованный читатель, русские шли в Сибирь, а в XVII веке России нужны были меха. В общем, мы продолжаем историю освоения Сибири, напомним, в 1661 году 6 июля был основан Иркутский острог, с которого и начал расти город. Между тем, русские люди по культурной традиции сначала ставят зимовье, поэтому при впадении Иркута в Ангару на острове оно было построено (в 1652 году), правда, укреплённое. Но что сказать нам про Иркутск?
Уважаемый заинтересованный читатель, русские шли в Сибирь, а в XVII веке России нужны были меха.

Давайте опять о зимовье немного посудачим. А чего так? Да это, как ни странно, про культуру народа. Дело в том, что культура поддерживает отношения между людьми на том уровне, к которому общество в принципе оказалось готовым. В то же время, человеческие взаимные отношения регулируют незыблемые законы жизни. Если человек чувствует ответственность перед жизнью, группой, коллективом, единством, то, как раз следует законам, установленной самой жизнью. Причём тут зимовье? Ну, а помните про законы тайги? На самом деле, законы тайги представляют правила, которые следует соблюдать, чтобы просто выжить в сложных условиях, и они являются также законами жизни. Скажем, с определёнными испытаниями сталкивались строители БАМа, находясь в суровых зимних условиях тайги. Кстати, Иркутск тоже построен в тайге.

Ладно, бывали случаи, когда зимовье оказывалось по пути и, по сути, помогало преодолеть жизненные трудности. «Машину Мещерякова отбуксировали к зимовью. В домике есть всё, чтобы отдохнуть, согреться, набраться сил – таёжный закон сработал кстати. На всякий случай предложили поехать в Чару. Но настоящий водитель никогда не бросит свою машину. А по зимнику ездят только настоящие водители. Бревенчатые стены почернели от времени. У зимовья нет постоянного хозяина, всякий, кто окажется рядом, может здесь остановиться. И всегда найдёт дрова, соль, спички, хлеб. Таков в тайге закон».[1] Вот, проявление культуры.

Хорошо, перенесёмся снова в XVII век, в 1652 году Иван Иванович Похабов поставил зимовье при впадении реки Иркута в Ангару, но в 1661 году оно было перенесено в более удобное место братом Ивана, Яковом Похабовым. И в 1661 году появляется Иркутский острог. «Кто будет в Иркутске, тот может и сейчас осмотреть место древнего острога. Расположен он был на правом берегу реки Ангары против устья реки Иркута, в районе современной ТЭЦ имени С.М. Кирова до Хлебозавода №1. От строений острога начала XVIII века сохранилась и поныне Спасская церковь».[2] Заметим, текущее описание места острога датируется 1976 годом, в настоящее время кое-что поменялось, но хлебозавод работает и стоит Спасская церковь (первая деревянная церковь, построенная в 1672 году, не сохранилась).

То самое место древнего острога в Иркутске
То самое место древнего острога в Иркутске

Постепенно острог как поселение разрастается, и в 1686 году Иркутск получает статус города. Действительно, в XVII веке Иркутск бурно развивается, и «путешественники того времени отмечали большое средоточие церковных храмов, в XVIII веке их действовало 13. Такой концентрации культовых построек не было ни в одном сибирском городе».[1] Это иная культурная страничка истории, но в 1764 году город становится центром Иркутской губернии. Каково было значение этого центра?

«Иркутску суждено было «прорубить окно на Восток» - осваивать путь России к Тихому океану. Все экспедиции, организуемые Российским правительством на Дальний Восток. В Якутию, Монголию, Китай, на Аляску, формировались в Иркутске. Оптовая торговля в Восточной Сибири была сосредоточена преимущественно в руках иркутских купцов».[2] Да уж, окна прорубать мы умеем, если не в Европу, то на Восток. Если не пушнина, то пусть чай, не забываем, что в XIX веке важнейшим источником накопления капитала, по крайней мере, для Восточной Сибири, являлась торговля чаем с Китаем. Если приходилось России выстраивать торговые и транспортные связи, то через Иркутск.

«Отсюда, из Иркутска, потянулись русские люди в Забайкалье, в Даурию, на Амур. Постепенно Иркутск отвоевал у Тобольска право первого города Сибири. А в XVII веке вокруг Иркутска концентрировалось всё, что происходило в жизни русских людей и местных жителей на пороге Байкала и на самом Байкале, - там, где сейчас пролегает западный участок Байкало-Амурской магистрали Тайшет-Лена, и там, где строится участок Лена-Нижнеангарск».[3] Безусловно, не обошлось без Иркутска при строительстве БАМа, когда произошло новое освоение Сибири. 1906 год, Иркутск, проходит специальное совещание по экономическому развитию территории. Читаем заключение, принятое на данном совещании: «Когда экономическая жизнь Сибири разовьётся настолько, что одна магистраль не в состоянии будет удовлетворять потребности края, то эту последнюю следовало бы вести севернее озера Байкал». Между прочим, экономическая жизнь Сибири началась с зимовья, и хорошо бы её развивать культурно, по законам жизни. Хотя это так, философское отступление.

Но всё, однако, вращается вокруг ресурсов. Сибирь – превосходная сырьевая база. Чего только не сулили иностранцы царскому правительству за право строить железные дороги для извлечения выгоды. Например, было следующее предложение от американских «партнёров». Синдикат проводит железную дорогу от Иркутска до Аляски!? За это от России требовали позволение в течение 90 лет разрабатывать прилегающие к этой дороге природные ресурсы для удовлетворения иностранных потребностей. Нет уж, мы как-нибудь сами.

Так что сказать нам про Иркутск? Это город в Сибири, имеющий свою историю, культуру, людей. Город, благодаря которому стало возможно освоение богатой ресурсной территории, в том числе и БАМа. Как раз в Иркутской области положены первые рельсы в сторону Амура.

[1] Вокруг Байкала: Мини-энциклопедия. Путеводитель. 4-е изд., перераб. и доп. / Авт.-сост. С.Н. Волков. - Иркутск: ООО РИА "РИКО", 2001. С. 254

[2] Вокруг Байкала: Мини-энциклопедия. Путеводитель. 4-е изд., перераб. и доп. / Авт.-сост. С.Н. Волков. - Иркутск: ООО РИА "РИКО", 2001. С. 254

[3] Алексеев А.И. Хождение от Байкала до Амура. М., «Молодая гвардия», 1976. С. 23

[1] БАМ - стройка века: Вып. 8/ Сост. В. Шугаев. - М.: Современник, 1984. С. 364

[2] Алексеев А.И. Хождение от Байкала до Амура. М., «Молодая гвардия», 1976. С. 23