271 подписчик

Великий Водокрес. Вспоминаем и запоминаем!

То, что русский народ купается в открытых источниках 19 января (6 января по старому стилю), вроде как всем известно. И известно почему — «крещенская вода» становится «святой» — структурированной, упорядоченной и тем самым приобретает лечебные и очищающие свойства.

А дальше речь пойдет о малоизвестных фактах:

  • святая вода появляется не один раз в году и даже не два,
  • высокопоставленные священники христианской церкви не поощряют купания 19 января,
  • но наш народ пользуется святой водой в холодном январе два раза, и всё это связано с древними представлениями о Богах.

То, что русский народ купается в открытых источниках 19 января (6 января по старому стилю), вроде как всем известно.

Когда вода становится святой?

Святая вода — это означает «чистая вода», помните? Чистая святая вода нынче называется «структурированной» и изучается учёными. Владимир Цетлин считает, что, в первую очередь, влияние на свойства крещенской воды (он измерял токопроводимость) оказывает Солнце. За 27 суток Солнце совершает полный оборот вокруг своей оси.

Первое изменение свойств воды происходит в дни Солнцестояния, 22 декабря. Вода, которую он исследовал, аномально меняла свои свойства, через сутки возвращаясь в обычное состояние Через 13 суток, к вечеру 6 января, вода снова поменяла свои свойства, электропроводимость её снизилась до минимального уровня, что для людей действует необычайно успокаивающе.

Через 27 суток от Солнцестояния наступает вечер 18 января. Вода снова меняет свои свойства.

Дальнейшие исследования подтвердили — вода на некоторое время меняла свои свойства каждые 27 суток (имея «пик» и «покой» посредине). Продолжительность того времени, когда вода держалась структурированной, постепенно снижалась. Как вы понимаете, каждый Солнечный Излом снова повторяется пик. Потому, друзья, Водокресов по году — не один.

Священники против крещенского купания!

Известно, что епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор (Исаев) осудил крещенское купание как не имеющее отношение к христианской церкви. Вот его слова:

— После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освященная вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. Если бы это было так, я бы первый пошёл купаться в эту прорубь. Прощение грехов мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. Какое прощение грехов? Простите меня, конечно, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет.

По словам протоиерея Георгия Митрофанова:

«...для подавляющего большинства приходящих в храмы до сих пор внешнее ритуально-обрядовое благочестие, я бы даже сказал, благолепие, является альфой и омегой церковной жизни. Чего стоят, например, эти богословски бессмысленные и нравственно кощунственные крещенские купания. В рядах этих купальщиков кого только не найдёшь» (Источник)

Епископ Домодедовский Евтихий также полагает, что такие купания противоречат Евангелию.

Удивились? Так что купание и Водокрес мало имеют отношение к христианской церкви.

Между тем, наш народ упорно радуется святой воде, а учёные внимательно вглядываются в структурированную воду.

То, что русский народ купается в открытых источниках 19 января (6 января по старому стилю), вроде как всем известно.-2

И вот приходит вечер 18 января.

Вечером, после заката Солнца, вода вновь становится святой и наступает Великий Водокрес!

К тому времени чёрные навьи (позже их называли бесами, а при христианстве чертями), запертые в Яви, лишались последних сил.

Этим пользуются и колдуны — люди, которые призывают чёрных навий для злых дел. И такие есть в стране северной, тут уж против правды не пойдёшь. Колдуны, получая от Хаоса своё могущество обречены, как все знали, после своей смерти превратиться в змей, поддерживающие столбы последней крыши Нави. Оттого-то и держались колдуны за свою жизнь, подчас выпивая силу и кровь других людей, чтобы продлить свою молодость. И умирали долго и мучительно, стараясь передать своё проклятие кому-нибудь из живущих и уйти в Навь обычным смертным.

Поэтому к тому времени навьи были слабыми, а колдуны-сильными, принявшими их силу на себя.

Великий Водокрес проводился всегда чрезвычайно торжественно

Этот праздник отмечал завершение дней, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Одновременно, все готовились к защите от возможных бед. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес 19 января нужен был как защита на будущее. Свойства воды сохраняются с 6 часов вечера 18 января до полудня следующего дня.

Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться бесёнок. Верили, что утром перед Водокресом все «бесенята» должны утонуть. Подготовкой к празднику Водокреса являлся и строгий пост накануне до первой «вечёрной звезды». Пожилые люди полностью воздерживались от еды и проводили славление Родным Богам. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

На открытом воздухе на льду реки устраивалась прорубь – льдом в январе в стране северной никого не удивишь. Волхвы загодя рубили прорубь в виде восьмиконечного креста.

На купание в Великий Водокрес шли совместным ходом, а не просто отдельными семьями. Шли большаки родов, взрослые мужчины и жонки. Молодёжь берегли, дома оставляли. Дорога для этого хода устилалась соломой, а по бокам украшалась вершинками молодых ёлочек — священного дерева Богини Макошь.

Потому как время от малого Водокреса до Великого Водокреса было во власти этой Богини магии и судьбы. Все гадания, которые проводили люди в это время, были посвящены ей, Владычице покутных нитей.

То, что русский народ купается в открытых источниках 19 января (6 января по старому стилю), вроде как всем известно.-3

Именно через двенадцать дней после малого Водокреса Макошь ударяла по камню Алатырь своим веретеном крест-накрест. Искры огня женского начала снова ложились на открытые водоёмы, закрепляя мужской крест Сварога, и делая воду не только лечебной, но и охраняющей от нечисти.

До недавних времён это знали почти все, а сейчас подзабыли. Хотя ещё в книгах 19 века можно прочитать вот что:

— По окончании обряда Водокреса и солому, и елочки крестьяне разбирали и относили в скотные дворы с целью предохранить скот от болезней, порчи, от воздействия на него "волхиток" (колдуний) и вредных действий навий. Сюда же, на прорубь, пригоняли скот, который окропляли освященной в реке водой. Кое где считалось правильным приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям, это делалось для "освящения" скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: «в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и защитится.

Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось ещё и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.

  • Так, в Вологодской губ. святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов.
  • В Иркутской губернии чертей — шулюпанов во время водосвятия давили копытами лошадей, состязавшихся в верховой езде у проруби. Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Водокреса — толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.
  • И ещё вот что делали у нас на севере — по возвращении с Водокреса совершали обряды, в которых использовались все свойства божественной воды: пили её всей семьёй, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот.
  • Каждый домохозяин ставил мелом кресты, окуривал дымом живицы и окроплял божеской водой все места в доме и во всем хозяйстве, отделяющие "своё" пространство от "чужого": косяки окон, рамы, двери, заслон у печи, задворки, ворота, калитки, вереи - воротные столбы, двери хлевов, конюшен, погреба и проч.

Все это делалось с целью защиты — ведь в Великий Водокрес все колдуны особенно опасны, так как они встревожены Водокресом и потому мечутся повсюду. Кое где считали, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив её и загородь божеской водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и на следующее утро она будет в мыле и в поту.

То, что русский народ купается в открытых источниках 19 января (6 января по старому стилю), вроде как всем известно.-4

Праздничный ужин в день Водокреса назывался «голодной кутьей». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота.

В старом календаре день Водокреса был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и тому подобное. С этого праздника все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, «закрывались» границы между Мiрами, прекращался контакт людей с Иным Мiром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.

Конечно, это только на время — впереди День Домового, Громница, весеннее кликанье мёртвых, но попозже. Сейчас надо доделывать простые житейские дела.

На благо, друзья!