Найти в Дзене
Культурный коТ

Новый Мир и его Философия - что это?

Когда я говорю о Философии Нового Мира, я имею ввиду такое новое мировоззрение, которое при всей его глубине и научности станет, вместе с тем, доступным и понятным каждому человеку. Потому что даст ответы на все вопросы на всех уровнях осмысления. Сегодня Человечество всё более напоминает перезрелое, великовозрастное дитя, имеющее всё, что ему нужно для жизни, кроме одного – единого понимания смысла и цели своего существования. Человечество перестало мечтать! Мечтать о чем-то большем, чем удовлетворение возрастающих сиюминутных потребностей. Оно перестало ставить цели. Совершенно не имея никакого представления о том, куда и почему оно движется, Человечество, вместе с тем, с легкостью отдается неким стихийным потокам, влекущим его вперед, в темное и неясное будущее, не делая сколь-нибудь серьезной попытки осмыслить скрытые закономерности этого движения, учитывать их и управлять ими. Заполнить эту разрастающуюся «черную дыру» нашей коллективной ментальности может – и должно принципиально

Когда я говорю о Философии Нового Мира, я имею ввиду такое новое мировоззрение, которое при всей его глубине и научности станет, вместе с тем, доступным и понятным каждому человеку. Потому что даст ответы на все вопросы на всех уровнях осмысления.

Сегодня Человечество всё более напоминает перезрелое, великовозрастное дитя, имеющее всё, что ему нужно для жизни, кроме одного – единого понимания смысла и цели своего существования. Человечество перестало мечтать! Мечтать о чем-то большем, чем удовлетворение возрастающих сиюминутных потребностей. Оно перестало ставить цели. Совершенно не имея никакого представления о том, куда и почему оно движется, Человечество, вместе с тем, с легкостью отдается неким стихийным потокам, влекущим его вперед, в темное и неясное будущее, не делая сколь-нибудь серьезной попытки осмыслить скрытые закономерности этого движения, учитывать их и управлять ими.

Заполнить эту разрастающуюся «черную дыру» нашей коллективной ментальности может – и должно принципиально новое понимание Человечеством себя и окружающего мира. Я называю его Философией Нового Мира (ФНМ).

Если мы ставим перед собой задачу – сформулировать основные, базовые постулаты философской концепции нового мира, или Философии Нового Мира, то прежде всего нам необходимо будет дать чёткое и однозначное понимание того, а что это такое – Новый Мир? Возник ли он уже или находится на стадии рождения, созревания? Каковы закономерности трансформации Старого (ныне существующего) мира в Новый? И на многие другие вопросы дать ответы.

I

В начале 2020 года, когда нас охватила эпидемия вируса и страха, только ленивый не выступил с заявлением о том, что «отныне мир не будет прежним». Однако ни от кого так и не поступило сколь-нибудь вразумительных объяснений – а каким же теперь будет наш мир? А если и были такие объяснения, то полного единодушия в трактовках так и не было достигнуто. Простому обывателю оставалось лишь на собственное усмотрение создавать своё представление о том будущем, которое неумолимо стучится в наши двери.

А что же – те, кто по своему статусу и долгу призваны профессионально заниматься подобными проблемами? Что говорят философы? Какие осмысления предлагает нам современная философия, как наука, способные заложить основы нового мировоззрения, соответствующего меняющемуся миру?

Создаётся впечатление, что философская наука безнадежно отстает от тех процессов, которые происходят сегодня в обществе. Сегодня она пребывает в двух крайних состояниях:

  • конкретно-предметном, когда философы, весьма умело используя свои литературные таланты, играя словом, рассматривают под философским углом острые, актуальные, но все же конкретные, точечные явления общественной жизни. Разумеется, эти явления не единичны и формируют устойчивые тренды, влияющие на развитие общества. Однако эти исследования и рассуждения, при всей их обобщающей направленности и попытке синтеза, больше относятся к социологии, социальной психологии, языкознанию, этике, религиоведению, исторической ретроспективе. Как следствие, философы отдаляются от сугубо философского философского аппарата, привлекая терминологию более конкретных практических наук.

Конечно, у философии никто не отнимает право размышлять над конкретными явлениями жизни. Это и важно, и необходимо. Но со временем это в принципе безобидное занятие, не способное по существу своему глубинно перевернуть наше представление о нас самих и об окружающем мире, всё больше и больше превращается в топтание на месте.

  • Другая крайность – когда философия существует ради философии, изучает саму себя. При помощи своего категориального аппарата и философских методов она изучает свой же категориальный аппарат, созданный в недрах своей же собственной системы. При этом – излишне, как мне кажется, увлекаясь смыслом и сутью самих понятий, заигрывается, бесконечно разрабатывая, дорабатывая свой собственный инструментарий. В итоге этот инструментарий и эти методы становятся совершенно неприменимы в решении тех задач, и достижении тех целей, которые всё больше заявляют о себе, приобретая болезненную остроту и непреходящую актуальность.

Но где же та самая «золотая середина»? Каким должно быть осмысление текущих общественных процессов?

II

Полагаю, прежде всего, нужно понять, что эти процессы – наиглобальнейшие. То есть, они не просто определяют будущее каждого из нас и – человечества в целом. Нужно рассматривать эти процессы как часть процесса космического! Потому что масштабы человеческой деятельности достигли сегодня такого уровня, который определяет судьбу и будущее всей планеты. Но и это понимание будет во многом механистичным. Если мы не примем во внимание то важное обстоятельство, что человечество – это не просто часть Вселенной. Это и есть – сама Вселенная.

Именно способность таким образом воспринимать окружающий мир и должно определять методы и способы его осмысления, определять и обуславливать само то состояние, из которого философ подходит к этим проблемам; как он их видит, и даже как он их чувствует. И оно – это состояние, должно быть совершено и принципиально иным, чем прежде.

Но тут возникает противоречие (или парадокс – как хотите):

- осмыслить происходящие принципиально новые процессы при помощи старых понятий, старым категориальным аппаратом, в рамках устаревающей парадигмы мышления уже практически невозможно. А с другой стороны, откуда возьмется новая парадигма, если мы не поймем, что же именно происходит сейчас с человечеством в предельно глобальном масштабе? То есть, что происходит со Вселенной?

© Колесник Валентина, 2023