Здесь я публикую отрывки из своей книги "Дорога в вечность. Обряды похорон".
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах ведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник (мир и благословение Аллаха ему, его роду, сподвижникам и всем, кто следует его путём до Судного Дня).
Однажды на урок в медресе не пришла слепая ученица. Девушка была старательной и сидела на первой парте. Несмотря на свою слепоту она училась как могла, заучивала дуа, запоминала на слух. В феврале 2022 года мы ездили с ней в Оренбург, и врачи сказали, что восстановление зрения абсолютно невозможно, Регина давно не различала день и ночь. Не пришла и не пришла, может заболела, такое бывает. Оказалось, что в этот день, субботу утром наша ученица умерла. Отправилась к своему Господу после продолжительной болезни. Далее был сбор на похороны, срочные приготовления. Наша мечеть взяла на себя все расходы альхамдулиЛлях. Я почему-то сразу решила, что буду мыть ее. Хотя у меня почти не было опыта, но я решила, что обязательно должна участвовать в этом процессе. На следующий день в воскресенье я пошла рано утром к судмедэксперту, чтобы договориться о не вскрытии тела. Затем побежала к родителям покойной, потом морг и так по кругу.
Когда мы наконец завернули тело в саван, то решили сделать джаназа прям в помещении Ритуала. Почему бы и нет, людей достаточно, давайте прочитаем заупокойную молитву. И так мы совершили коллективный намаз. Затем привезли тело к подъезду, а затем во двор мечети. Здесь мы опять совершили коллективную молитву. Много прихожан после намаза аср выстроились в ряды, чтобы проводить ученицу. Кто-то в толпе назвал ахкамы (порядок действий) и я запомнив, пересказала женщинам: в первом ракаате аль Фатиха, во втором Салават, в третьем дуа…
Уже тогда у меня возникла мысль: почему я раньше этого не знала? Почему я не выучила дуа наизусть? Неужели я никогда не умру и почему мы не готовимся к этому дню? Мы отвезли тело на кладбище, и у ворот еще раз помолились мужчины, которые копали могилу. Получается за одного человека 5 несколько раз могут совершить джаназа люди различными группами, а ведь я не знала этого. Затем наткнулась на хадис, в котором говорилось о том, что за Пророка (мир ему и благословение Аллаха) молились именно так. Все это навело меня на мысли, что я исповедуя и практикуя свою религию более 18 лет, упустила глубокий пласт знаний. А ведь эти знания могут пригодиться каждому из нас. Пару недель спустя в Ритуал понадобилась помощница для омовения покойной. И я отправилась на практику, моля Всевышнего о помощи и поддержке. Хвала Аллаху мы справились, хотя я физически совсем не крепкая, даже наоборот). С этого момента началась моя «карьера» в ритуальном салоне).
Уже весной мы хоронили совсем молоденьких девочек. Семнадцать лет подросток, не разделенная любовь, прыгнула с окна, приземлилась насмерть на козырек подъезда. Молодая, красивая, здоровая девушка! Ей бы жить да жить, а она так неблагодарно поступила к своим родителям. Ко Всевышнему, Который дал ей эту драгоценную жизнь! На похороны собрались все ее одноклассники, однокурсники, много людей и родственников. Никто из них не умел совершать джаназа: люди стояли вокруг тела, засунув руки в карманы! Заупокойную молитву совершали мы втроем: мулла, я и моя коллега (мыли обычно вдвоем). Был месяц Рамадан, и я задала себе вопрос: можно ли молиться за самоубийцу? Правильно ли мы все сделали?
Вот такие вопросы привели меня к изучению темы обрядов похорон. Мне захотелось изучить эту тему от А до Я. Что говорить, когда человек еще жив, что делать, когда уже мертв… Можно ли брить, подстригать ногти умершему, и т.д. В процессе создания курса мне довелось мыть девочку девяти лет. Сначала девочка долгое время лежала в больнице, я навещала их с матерью, носила суп и уже тогда размышляла о том, как буду мыть ее. Родителям, которые теряют своих детей пишется огромная награда за терпение, которое они проявляют в момент утраты. Об этом есть хадисы нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однажды летом меня позвали мыть девочку трех лет, я отказалась. Мыть детей и слышать плач близких - самое тяжёлое из того, что можно себе представить. Я до сих пор горжусь нашей сестрой Альфией, которая несет на себе этот фард кифая (коллективную обязанность), удивляюсь ее терпению и стойкости. Всевышний Господь избирает для 6 этой профессии самых достойных людей.
МЫТЬ УМЕРШИХ – ЭТО НЕ ГРЯЗНОЕ ПОЗОРНОЕ ДЕЛО. Наоборот – это великая честь, большой сауаб, огромная награда и ПОЧЕТНОЕ ДЕЛО! О великом достоинстве того, кто омыл умершего мусульманина, завернул его в саван, выкопал ему могилу и похоронил его со слов Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок раз. Того, кто завернул покойного в саван, Аллах оденет в Судный день в райские, шелковые одеяния из атласа и парчи. А того, кто выкопал яму для умершего (мусульманина) и уложив его в нее, закопал, Аллах зачтет ему за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня».
В другой версии этого хадиса сказано: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок больших грехов». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395. Имам аль-Хаким, имам аз Захаби и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. Хафиз аль Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что на всех передатчиков этого хадиса опирались в «ас-Сахих». А хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/21, “ад-Дирая” 140, “Ахкамульджанаиз” 69. Шейх аль-Альбани говорил, что тот, кто искупал умершего мусульманина и завернул его в саван, получит великую награду от Аллаха, но при наличии двух условий: 1. Он должен утаить все, что узнает о мертвом во время купания. Это касается именно плохого, тогда как хорошие следы, как приятный вид лица и т.п. не запрещено рассказывать. 2. Он должен стремиться тем самым к довольству Аллаха, не желая благодарности от людей, или ради какой-либо платы, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не принимает никаких деяний, кроме тех, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Насаи 3140. Хафиз аль -Мунзири и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Глава 1 Можно ли готовиться заранее? Мусульмане не говорят: «проводить в последний путь». Поскольку этот путь не последний. После смерти путь человека в загробную жизнь только начинается. После смерти душа человека попадает в барзах. Барзах – это жизнь в могиле до Судного Дня. Мы должны готовиться к встречи со своим Господом. Готовить благие деяния, чистую душу, искреннее покаяние. Незадолго до кончины пророка (мир ему и благословение Аллаха) ему была ниспослана сура ан Наср.
В этой суре говорится: «Когда придет помощь от Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». Сподвижники обрадовались, услышав эти аяты, ведь в них говорится о победе над язычниками, о том, что мусульмане вскоре завоюют Мекку. Однако, среди них были и те, кто понял истинный смысл слов Всевышнего. В последнем аяте Аллах предсказывает кончину пророка (мир ему и благословение Аллаха). Что же Всевышний велит Своему пророку делать перед смертью? Прочитайте аят еще раз и поймете, что это повеление – делать истигфар, просить у Аллаха прощения.
Нашему посланнику (мир ему и благословение Аллаха) было велено просить прощения у Аллаха перед тем, как отправиться к Господу… что же говорить о нас, ведь нам не были прощены все грехи еще при жизни. И так, что должен сделать человек, готовясь к своей смерти? При приближении смерти человек обязан позаботиться о возврате людям их прав. Вспомните кому и что вы должны. Может брали вещь или деньги. А может у вас остались долги перед Всевышним? Например, человек не постился в Рамадан и не восполнил эти дни. Тогда он должен постараться поститься количество пропущенных дней, либо накормить бедняков, либо завещать родственникам, чтобы они накормили от его имени.
Если же человек не способен вернуть долги, то он обязан оставить об этом завещание своим ближайшим родственникам. Довод на это - хадис Абу Хурейры: «Если на ком-либо (из вас) имеется несправедливость в отношении чести его брата (по вере) или чего-либо иного, то пусть 10 освободится от этого сегодня, пока не наступил День, в который не будет ни динаров, ни дирхамов. Если у него будет благодеяние, оно будет забрано у него в объеме, соответствующем этой несправедливости. Если же благодеяний у него не окажется, то на него будут взвалены злодеяния несправедливо обиженного им человека». (Бухари 2449)
При ощущении близости встречи с Аллахом больному необходимо принести покаяние, надеяться на прошение и хорошо думать о своём Господе. Хадис аль-Кудси от Абу Хурейры: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой». (Бухари 7405, Муслим 2675) Находящемуся при смерти желательно ожидать от Аллаха только хорошего.
Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал за три дня до своей смерти: «Любой из вас, умирая, должен ожидать от Аллаха только хорошего». Хадис 3113 сахих Ожидает от Аллаха хорошего только тот, чьи деяния были благими. Другими словами, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как будто сказал: «Совершайте благие дела, и тогда вы будете ожидать от Аллаха блага, тогда как совершающий дурное, напротив, ожидает от Аллаха дурного, то есть наказания». Возможно также, что слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) «ожидать от Аллаха только хорошего» означают: пусть он надеется на лучшее, то есть на прощение Всевышнего Аллаха, ибо Он — Щедрый и Великодушный. (Муслим, № 2877) То есть пусть он надеется, что Аллах помилует его.
А по словам аль Кари, это означает: пусть смерть не застанет вас совершающими скверные деяния, мешающие ожидать благой награды от Аллаха [‘Аун аль-ма‘буд]. Когда больного постигает предсмертный час, ему необходимо внушать слова «Ля иляха илля Ллах». Хадис Муаза: «Тот, чьи последние слова были «Ля иляха илля Ллах», войдёт в Рай». (Абу Дауд) Это простая вещь, которую мы все знаем: внушать шахаду.
Однако не все смогут ее произнести. Если человек жил в соответствии со словами «Ля иляха илля ллах», то он скажет эти слова. Если только человек был убежден, что нет никого достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Если же человек помимо Аллаха верил в других божеств, поклонялся мертвым, аулия, просил у идолов, вешал на себя амулеты, талисманы, ходил к предсказателям, гадалкам, верил в гороскопы, и совершал любой вид ширка (многобожия), то такой человек не сможет сказать «ля иляха илля Ллах». Человек умирает на том, на чем он жил. Это очень важный момент, ведь ширк – придание Аллаху сотоварищей, самый великий грех. Берите знания и изучайте свою религию до того, как придет смерть, и вы скажите: Господи, предоставь мне недолгую отсрочку, и я пойду в мечеть и научусь молиться…"
Стоимость книги в электронном формате 350 р.
Писать мне на почту ilsen@bk.ru