Найти тему
Inc. Russia

Почему нельзя говорить детям, что они способны на все

Зачастую мы говорим детям, что они способны добиться всего, что захотят, убеждая их, что возможности безграничны и никаких преград не существует. Эксперты считают, что так мы оказываем им медвежью услугу. По мнениюпсихотерапевта Джоанны Норт, фраза «Вы можете добиться чего угодно» звучит позитивно, но слишком общо. Она считает, что стоит сконцентрироваться на особенностях ребенка.

В течение последних 50 лет детская психология делала упор на повышение самооценки, говорит Эмма Кенни, психолог и телеведущая. Поэтому родители считают, что расширяют возможности своих детей, убеждая их в том, что они на многое способны. Родители могут использовать эту фразу, потому что они «искренне верят, что их дети особенные», говорит она. По мнению Кенни, в детях надо развивать целеполагание и амбициозность, обращая при этом внимание на внутренние качества, которыми обладает ребенок.

Кенни ссылается на теорию «самоэффективности», разработанную канадско-американским психологом Альбертом Бандурой в период с 1977 по 1997 год, которая предполагает, что люди, уверенные в своих способностях, с большей вероятностью примут участие в какой-либо деятельности.

При этом эксперты обращают внимание на выбор формулировки. Говорить ребенку, что он может буквально все, тоже не следует, считает Норт. По ее словам, таким образом мы бросаем его на произвол судьбы, лишая конкретики. Она советует родителям помочь своему ребенку понять, каковы его сильные стороны.

По словам Кенни, все дело в балансе. Нужно попытаться создать у ребенка реалистичные представления о мире. При этом понимание пределов своих возможностей не должно его ограничивать. «Осознать пределы своих возможностей не означает умерить амбиции», — сказала она.

Когда Норт работает с родителями, она предлагает сделать шаг назад и обратить внимание на то, чем дети любят заниматься. Обратите внимание на их склонности, а также на то, «что делает их счастливыми», добавила она.

Норт также советует помочь детям понять, чему они научились, потерпев неудачу. «Иногда они оказываются в ловушке своего собственного мира. Чтобы начать заниматься чем-то новым, нам нужно научить их делать крошечные шаги», — говорит Норт. Если у ребенка есть большая мечта, помогите ему понять, что на пути к ней, возможно, будут и неудачи. Таким образом вы научите детей ставить перед собой цели, не завышая при этом их ожидания.

По словам Норт, детям нужны границы и важно найти баланс между возможностью свободно играть и творить, но соблюдать при этом определенные правила. Эти граница могут заключаться в понимании, что мгновенное удовлетворение потребностей и желаний обычно невозможно. «Мы ожидаем, что все должно случиться здесь и сейчас, но жизнь устроена иначе. Мы должны научиться терпению», — добавила Норт.

По словам Кенни, система образования, развивающая академическое мышление и использующая тесты для оценки знаний, подходит не всем детям. «В системе образования ребенок оценивается как успешный или неуспешный, — сказала она. — Если ваш ребенок находится на среднем уровне или ниже среднего, он всегда будет чувствовать, что он хуже других».

В результате родители обеспокоены тем, что дети считают свои возможности ограниченными. Но вместо того чтобы выражать свое недовольство школьной системой, предложите ребенку подумать о своих собственных качествах. Родители, естественно, хотят оградить своих детей от переживаний из-за того, что они преуспевают не во всех областях, но лучше быть реалистами, говорит Кенни.

«Важно научить детей не только ставить перед собой по-настоящему высокие цели, но и иметь реалистичные ожидания от окружающего мира, а также ценить свой труд», — сказала она.

По мнениюпсихологов, не стоит задавать детям вопросы «Как дела в школе?» и «Как прошел твой день?». Дело в том, что на такие вопросы ребенок не даст развернутого ответа, ограничившись словами «хорошо» или «нормально». В будущем такие вопросы могут войти в привычку и не приносить никакой информации или связи с ребенком.