Найти тему

Ребенок медленно читает. Как увеличить скорость чтения ученика?

Многих родителей беспокоит вопрос уверенности и скорости чтения их школьника. Скорость чтения сейчас измеряют в начальных классах школы. Учителям это дает какую-то оценку способности ребёнка. Какой-то показатель уровня подготовки ребенка.

В связи с этим появилось множество разных школ скорочтения и кружков. Много предложений такого рода.

Домашняя работа. Фото из интернета.
Домашняя работа. Фото из интернета.

Хочу поделиться своим очень успешным опытом в этой важной области.

Так получилось, что я научился читать сам. Началось с того, что моя бабушка помогла мне выучить алфавит, когда я был ещё в детском саду.

В детстве я копировал своего деда. Дед утром шел к почтовому ящику и доставал из него газеты. В советское время очень много газет выписывали! Садился в кресло, открывал газету и начинал её читать.

У нас было 2 кресла. Дед сидел в одном, а я через пару метров садился во второе кресло. Брал какую-нибудь старую газету и разворачивал ее. Читать я не умел. Но в газетах тогда были разные карикатуры политические и фото передовиков, артистов, спортсменов и тому подобное. И я рассматривал эти рисунки и фотографии.

В общем, я делал вид, что - как и дед - читаю газету. Я видел, что там много каких-то букв, значков. Некоторые особенно крупные – это были заголовки. Когда какая-то буква мне особенно бросалась в глаза, я бежал к бабушке на кухню и спрашивал её. Она мне говорила. Я запоминал, может быть и не с первого раза, конечно…

Вот так я какое-то время бегал к ней с газетами – может быть, неделю или 2 недели, или месяц – какое-то время прошло. И потихоньку я стал узнавать многие буквы. И все реже обращался к бабушке. Конечно, какие-то буквы встречаются часто, какие-то реже. В конце концов, таким образом я узнал все буквы алфавита!

Знал, как они называются, как они читаются. Кроме этого, у меня была прекрасная память. И я знал наизусть почти все книжки, которые мне читали. Очень много книжек было – со сказками и краткими рассказами. Типа про Красную шапочку. Я любил развлекаться таким способом: я открывал книжку какую-то детскую. И начинал ее «читать».

Почему читать в кавычках? Потому что я просто рассказывал наизусть то, что там написано! Я знал - что написано и на какой странице.

И вот как-то раз в детском саду было время для игр. Кроме игрушек там был столик с детскими книжками. Мне как-то наскучили игрушки, и я по своему обычаю взял книжку про Красную шапочку. И начал ее «читать». Книжка детская, в них крупные шрифты были. И я стал «читать» наизусть книжку по памяти, и при этом смотрел - что там на странице написано, то есть на буквы.

И внезапно я увидел, что то, что я говорю по памяти, повторяется буквами. Мне стало интересно. Так как я знал уже все буквы, то я стал читать уже по буквам. При этом мне очень помогало моё знание текста наизусть. Ведь я помнил - что должно быть написано, и если я что-то не до конца понимал, то память мне помогала прочитать.

Так я прочитал всю книжку, теперь уже по буквам. После этого я стал читать любые тексты. Никогда не читал по слогам, никогда меня не учили читать. Я сразу начал читать достаточно быстро.

И мне давно интересно - может ли такой способ обучению чтению кому-то пригодится? Он слишком индивидуальный. Со своими двумя сыновьями такое не получилось проверить – они были очень шустрые и книжки я с ними не читал.

Позже, когда я стал репетитором, мне встретились дети, которые медленно читали. И я стал с ними заниматься. Например, пришел к одной девочке – ученице третьего класса, которую из-за медленного и неуверенного чтения собирались переводить во вспомогательную школу.

Для начала я засёк время и посчитал, сколько знаков она читает за минуту. Очень медленно она читала, спотыкалась и делала ошибки при этом. Вот что я стал делать потом - я стал у неё проверять знание алфавита!

Увидел, что первые буквы и часто используемые типа а, б, в, г, д, к… она знала и узнавала хорошо. Но когда я ей стал показывать буквы во второй половине алфавита, особенно такие редкие, как ч, ц, ш, щ – то она их уже не узнавала или путала, или очень долго думала! Значит, она знала их не твёрдо!

Ребёнок может пару секунд вспоминать - какая это буква.
Ребёнок может пару секунд вспоминать - какая это буква.

Потом я вспомнил, что и сам иногда в начальной школе писал «шорошо» вместо «хорошо»!

Что я стал делать? Я просто взял алфавит с крупными буквами, и мы с ней стали тренировать буквы. Я ей показывал какую-то букву - и она должна была её назвать. Если она называла её моментально, то в общем-то понятно, что тренировать эту букву бесполезно. Она и так знает отлично эту букву.

Если же она на букве задумывалась хотя бы чуть-чуть, хотя бы даже на секунду, то я к этой букве возвращался позже. То есть секунда задумчивости - это уже слишком долго на самом деле! Поэтому я эту букву показывал еще не раз.

Такая тренировка получается: я показывал на какую-то букву – она называла. Если она отвечала мгновенно, то эта буква ей отлично знакома и тренировать эту букву не требуется. Можно, конечно, на неё указывать, но обычно ответ остаётся мгновенным.

Если же ответ не мгновенный, то надо продолжать к этой букве возвращаться. Конечно, я не продолжал указывать только на эту букву. Хотя два-три раза подряд можно сделать так. Я указывал на те буквы, которые вызывали ошибки или задумчивость. Иногда на хорошо понятные.

Вот так я её гонял с полчаса по алфавиту, наверное. Вообще-то, полчаса - это не такое уж и большое время для того, чтобы ученик начал читать быстрее.

И после этой тренировки я опять проверил в конце занятия - как быстро она читает. Её скорость выросла раза в полтора или два как минимум – точно уже не помню. То есть она стала читать гораздо быстрее всего через полчаса.

Был у меня также опыт похожий и наглядный уже с учеником 7 класса. Я с ним пришел математикой заниматься. Ему иногда надо было прочитать задание какое-нибудь, и он очень тяжело читал, спотыкался и часто ошибался при чтении.

Потом, через какое-то время, мне уже надоело, что так он медленно читает. Я спросил его маму - учил ли он алфавит. Так она сказала, что нет - он никогда алфавит не учил.

В один из моментов я все-таки отставил в сторону математику и стал с ним тренировать алфавит. И это надо было видеть! Такие трудности преодолевал мой ученик! Его просто реально «колбасило», то есть физически он дергался как-то, головой крутил… В общем, было интересно смотреть на такие вещи. Мы с ним продолжали тренироваться и в конце концов он все буквы начал узнавать моментально. На тренировку ушло около 40 минут.

После этого то, как он читает, не отвлекало моего внимания. Он читал достаточно быстро. Что самое интересное - у этого ученика со 2 класса был английский язык, а с 4 класса у него был ещё и немецкий. Я с трудом представляю как он читает по-английски. Но у меня в голове до сих пор крутится вопрос: как же он читал на этих 2 иностранных языках, у которых другой алфавит? Который отличается от русского? Не знаю. Я думаю, что у него были сложности и с английским, и с немецким языками.

Так что моя рекомендация для родителей, у которых дети читают медленно: попробуйте у них проверить знание алфавита, особенно редких букв. Таких, которые реже встречаются – у, х, ш, ф.

Вообще все буквы надо проверить! И для проверки вы можете попросить ребенка прочитать вам алфавит с конца. Тут вы увидите реальное знание. Скорее всего вы увидите разницу – дети будут где-то спотыкаться, где-то будут путаться. Это будет показателем того, насколько хорошо они узнают буквы.

Потому что, если попросите рассказать алфавит сначала - как его учат в школе, то дети знают алфавит, как песенку. Часто и английский алфавит учат как песенку. И это тоже не даёт твёрдого знания всех букв.

-3

Кстати, я несколько раз спрашивал учеников – как читается четвёртая буква в английском алфавите и показывал на неё. Очень часто дети начинали произносить алфавит по порядку - как песенку воспроизводить, и в конце концов, они доходили до той буквы, про которую я их спрашивал. Это не значит, что они знают алфавит!

Хороший выход из этих трудностей – потренировать со своим учеником алфавит до полной уверенности! Если он будет задумываться над буквой или делает что-то странное: чешется, моргает, шмыгает носом - любые, вот какие-то такие неправильные вещи - это значит, что у него трудности с этой буквой. И значит, эту букву надо тренировать до полной уверенности!

Такую букву нужно еще несколько раз ему показывать, потренировать её узнавание.

Потом надо ещё потренировать детей на разных шрифтах, потому что шрифты выглядят непохоже. Также на разных размерах - крупные шрифты легче узнаются, мелкие – с меньшей уверенностью. Поэтому для детей книги печатают крупным шрифтом обычно. И потом переходят на все более и более мелкий.

Поэтому ребенок должен узнавать разные шрифты, а также и рукописные шрифты, и написанные от руки буквы. Потому что каждый человек пишет буквы по-своему и, соответственно, нужно привыкнуть к тому, как это пишется от руки и чем это отличается от букв напечатанных.

Попробуйте применить то, что я сейчас описал, к своему ребенку. Посмотрите на результаты.

Можете в комментариях потом написать - пробовали вы применить мой совет. Что вы видели во время тренировки алфавиту и что у вас получилось? Успехов вам и успехов вашему ребенку в учёбе.