1,3K подписчиков

Рецензия на ненаписанную книгу

Представим себе, что я подробно и скрупулезно описал события в нашей стране и в мире за последние пять лет, а затем при помощи портативной машины времени отправил рукопись на тридцать лет назад.

Представим себе, что я подробно и скрупулезно описал события в нашей стране и в мире за последние пять лет, а затем при помощи портативной машины времени отправил рукопись на тридцать лет назад. Эх, хотелось бы еще немного дальше, но аппарат у меня совсем маломощный... И там, в 1993 году, рукопись опубликовали в качестве фантастического произведения. Рецензии на книгу были разные, от разгромных до восторженных, но я предлагаю вашему вниманию только одну, вдумчивую и развернутую, написанную серьезным критиком.

(Отмечу на всякий случай, что ни в коей мере не претендую на авторство идеи: подобные рецензии уже писались и не раз…)

«Итак, еще одно произведение в модном ныне жанре антиутопии. Не в укор автору, конечно, но прием в целом выигрышный – нет нужды чувствовать гармонию спектра, тонкость оттенков: берешь себе ведро с черной краской и мажешь все, до чего сможешь дотянуться. А если где-то и переборщил, передавил, сгустил краски, всегда можно выдать отсутствие чувства меры за литературный прием. Дескать, что за антиутопия без гротеска и гиперболы?

Вот и сыплет автор эти самые гротески как из рога изобилия, затрагивая буквально все стороны жизни: политическую, экономическую, социальную… Увы, логика повествования при этом хромает сразу на обе ноги. К примеру, нарисованная автором страшная эпидемия, охватившая всю планету. Я уже умолчу о том, что описывает ее автор крайне странно, явно имея слабое представление о том, что такое, собственно, эпидемия, да и о медицине в целом. Но элементарной последовательности стоило бы придерживаться! Нет, автор с одной стороны буквально кричит о самых жестких мерах, предпринимаемых государством для предотвращения распространения инфекции – вплоть до запрета людям выходить из дома. С другой стороны, то же самое государство в то же самое время в романе проводит… перепись населения! И сотни тысяч переписчиков ходят по квартирам! Ну так же нельзя, автор! Вдумчивый читатель совершенно справедливо скажет вам: не верю! Хотите показать власть жесткую, до жестокости, – показывайте, ваше право. Хотите наоборот продемонстрировать власть расхлябанную, разгильдяйскую – можно и так, это ведь ваша книга. Но не то и другое одновременно! Фантастика фантастикой, но логику никто не отменял.

Тут стоит сказать о том, что стало для меня очевидным буквально с первых страниц чтения романа. Коммунистические уши автора торчат из-под обложки книги на добрые полметра! Из-за этих своих наивных политических заблуждений автор рисует капитализм не свободным демократическим обществом (коим он и является на самом деле), а мрачным тоталитарным режимом. Причем, касается это не только России – что можно было бы в какой-то мере списать на пережитки трагического советского наследия – но и таких старинных демократий как Соединенные Штаты, Германия, Великобритания… Политические репрессии, двойные стандарты, монополия на правду, ручные СМИ – все это можно прочувствовать буквально на каждой странице романа.

Что ж, будем снисходительны и простим автору его милое невежество в вопросах развития общества. Время все расставит по своим местам, те из нас, кто доживет до описанного в романе периода истории, сможет сам убедиться, насколько далеки от истины мрачные прогнозы коммунистов.

Одной всемирной эпидемией автор не ограничился, щедрой рукой бросает он в костер сюжета глобальный экономический кризис, сильнейшую геополитическую напряженность, войны по всем континентам… Идут военные действия и между Россией и Украиной. Тут автор совсем не оригинален, многие его коллеги по ремеслу пугали и продолжают пугать нас этой страшилкой. Можно лишь с сожалением заметить, что в вопросах военного искусства автор показывает себя таким же профаном, как и в медицине. Когда я дал прочитать книжку своему знакомому, подполковнику, имеющему опыт боевых действий, тот только сокрушенно покачал головой. Впрочем, фальшь почувствует и человек, от армии далекий.

Вернемся к художественной стороне произведения, тем более, нельзя не отметить его литературные достоинства. Книгу читать интересно, этого не отнять! Несколько портит впечатление излишняя склонность автора к созданию чересчур показательных образов. Увы, чувство меры порой ему изменяет. Я говорю, например, про штраф немому человеку за скандирование лозунгов, застрявший в воротах цирка танк или вмерзший в полосу самолет, вылетавший на саммит по глобальному потеплению. Все это признаки неопытного, начинающего писателя.

Но автору очень уж хотелось яркой картинки! Ярко-черной картинки, как я уже говорил. И вот учителя пишут доносы на учеников, пенсионеры питаются из мусорных баков, а в школьных учебниках обществознания цитируют идеологов фашизма… Эх, автор!

Вашу бы фантазию – да в нужное русло! Вы ведь пытаетесь заглянуть на тридцать лет вперед, так почему же не сумели увидеть там ничего принципиально нового в развитии науки и техники? Прогресс можно углядеть разве что в сфере коммуникаций и информационных технологий. А транспорт? А энергетика? А медицина? А космос, наконец? Не пришло ничего в голову? Какую бы антиутопию вы ни писали, за тридцать лет неизбежны серьезные изменения. Вы же не постапокалиптику все же пишите.

Любопытным литературным приемом можно назвать отсутствие в книге главного героя как такового. Судьбы отдельных людей просто вплетаются в общее полотно. При том, что книга представляет собой, безусловно, единое целое, роман, а не сборник историй… Видимо, автор хотел подчеркнуть, что героем является вся наша планета. С ее трагической (в представлении автора) судьбой.

В общем, несмотря на целый ряд «но», я смело могу порекомендовать данное произведение читателям. Не как серьезное предупреждение, конечно, а в качестве развлекательного чтива. Кто-то любит комедии, кто-то – драмы, а кто-то – фильмы ужасов. Каждому свое».