Код Хворостовского: как самый антимузыкальный город стал центром культуры?

Истории о Красноярске и о выдающемся красноярце.

Как смог проявиться талант знаменитого оперного певца Дмитрия Хворостовского в Красноярске, который еще в 30-е годы XIX века ссыльный декабрист Василий Давыдов назвал самым антимузыкальным городом? Кому удалось создать «красноярский феномен» и буквально за несколько лет превратить город, в котором не было ни оперного театра, ни симфонического оркестра, в девятую музыкальную столицу? Документальный проект Красноярского фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского вместе с одним из педагогов Дмитрия, доктором искусствоведения Людмилой Гавриловой ищет ответы и расшифровывает «Код Хворостовского».

Гаврилова Людмила Владимировна
Гаврилова Людмила Владимировна

От музыкального аутсайдера до культурного феномена

Звание «самого немузыкального» город получил в 30-е годы XIX века: фразу «Красноярск – самый антимузыкальный город» записал у себя в дневнике ссыльный декабрист Василий Львович Давыдов, попав в Красноярск. Но он же стал инициатором разработки проекта первого здания, в котором будут проходить концерты, спектакли, где вообще можно будет что-то показывать публично и тем самым вывести «домашнюю» культуру города «в люди».

Позже Соколовский построит здание Дворянского собрания в Красноярске, где появится общество любителей музыки и литературы и будет образован первый симфонический оркестр. Далее в Красноярск приезжает Павел Иосифович Иванов-Радкевич и закладывает фундамент музыкального образования, а в мужских и женских гимназиях начинают проводить обязательные уроки пения. И уже в 1914 году публике представлена первая детская опера – «Царевна Земляничка». В городе появляются духовой оркестр и народный оркестр, открываются музыкальные клубы. В 1920 году Иванов-Радкевич открывает народную консерваторию, работой в которой прославил Сибирь в дальнейшем «сибирский соловей» Пётр Словцов.

Первые два десятилетия ХХ века создали предпосылки для развития культуры в Красноярске «несмотря и вопреки». В то время, когда Словцовы создавали в Красноярске свой трудовой оперный коллектив, в Москве и Петербурге хотели остановить финансирование Большого и Мариинского театров. Эта тенденция к развитию музыкальной культуры вопреки сложным обстоятельствам распространилась на многие годы.

В 1953 году в Красноярске была организована филармония, через шесть лет открыт Музыкальный театр, а в 1964 году – Театр юного зрителя. Потенциал у Красноярска был всегда. Но одно дело инициативы, а совсем другое – финансовая поддержка. И когда в 70-е Красноярск стал индустриальным центром, культура тоже пошла в рост.

Первые Стенвеи и орган в Красноярске

Безусловно, историю творят личности. Первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко говорил: «Я хочу видеть в этом городе человека со скрипкой», и сделал все, чтобы Красноярск стал центром высокой культуры. Благодаря ему были построены Большой и Малый залы краевой филармонии, Театр оперы и балета, художественный институт и институт искусств. Даже появление в Красноярске лучших в мире роялей Steinway стало возможным благодаря его решению. Когда строительство филармонии подходило к концу, было принято решение заказать туда рояли «Красный октябрь». Однако руководитель оркестра Иван Шпиллер справедливо заметил, что «если вы хотите, чтобы к нам приехал Святослав Теофилович Рихтер, то нужен Steinway. Пока не закрыта крыша зала, можно их купить и поставить, чтобы на них было минимальное воздействие». И Федирко находит возможность купить именно эти рояли.

И вот строительство завершено. И Рихтер приезжал. И Спиваков. Спиваков отметил тогда, что это удивительный зал, удивительная акустика, и вообще феноменально, что это появилось в Красноярске.

Также и с органом случилось – это уникальный орган, который был специально изготовлен чешскими мастерами: в закрытый город пригласили чехов, которые смогли сделать инструмент специально для готического костела в городе.. Если бы не было Павла Стефановича Федирко, вряд ли это все бы сложилось.

Хворостовский. Начало

Первое яркое событие — отчетный концерт в филармонии. Дима тогда учился на втором курсе. Я до сих пор помню, как он пел с оркестром Шпиллера арию Демона из оперы Рубинштейна. Тогда всем стало очевидно, что у него удивительнейший голос, просто фантастический, мягкий, красивый, лирический баритон, и удивительная душа. Он прекрасно учился и всегда отличался тем, что прекрасно понимал, что ему нужно. Потрясающий голос, потрясающая природа.

Первым его педагогом была Екатерина Иофель. В основном про нее говорили, что она строгий педагог и любит настаивать на своем. Но, как впоследствии рассказывал Дмитрий Хворостовский, главное, чему научила его Екатерина Константиновна – это петь сердцем и душой. Она говорила, что если певец долго будет думать над тем, как ему сформировать звук, чтобы он прозвучал, то технология поглотит все остальное. Екатерина Константиновна учила Диму как раз петь через образ и эмоцию, а технология в ее наставлении должна была быть просто вспомогательным средством.

Екатерина Иофель и Дмитрий Хворостовский
Екатерина Иофель и Дмитрий Хворостовский

Дмитрий говорил: «Я очень благодарен, что именно этому она меня научила, потому что потом я больше ни у кого не учился». Дмитрий берег именно свою природу, природу своего голоса.

Интервью записано в рамках проекта "Код Хворостовского"
Реализуется при поддержке грантовой программы Красноярского края «Партнёрство».
#кодхоростовского #дмитрийхворостовский
#историядмитрияхворостовского, #фактыохворостовском, #интересныефактыизжизнидмитрияхворостовского