Пожалуй что напомню почтенной публике об истории издания книги, что на снимке выше. Сказать, что история сия вопиюще неприлична - это еще очень политкорректно. Оная - антикультурна.
Но энтропия продолжает себя множить. Не могу не поделиться свежими мыслительными изысканиями одного из бравых героев помянутого выше повествования.
Итак, 13 тысяч человек, прочтя неизъяснимые строки, не отписались в ужасе от автора оных. Это уже диагноз нашему обществу. Поэтому приходится говорить о том, что вроде бы как и незачем разъяснять. Увы, есть зачем.
Это ж каким великим умом надо обладать, чтобы поставить на одну доску Лилю Брик, Айседору Дункан (вероятно) и Анну Ахматову. Женщин, скажем так, весьма различных - биографиями, профессиональной сферой, кругом общения... И лихо объединить их ... виной в трех (к этому мы еще вернемся) самоубийствах.
Вот они, трамваи бабы-то, до чего доводят! Мизогиния выражена с нешуточным пылом, наводящим на самые разные предположения. Между тем даже Брик, женщина неприятная во всех отношениях, едва ли причастна к смерти своего воздыхателя. С трудом приплетается и Дункан. Но как способно хнау, заявляющее себя литератором, не знать хотя бы того, что после взаимно желанного развода с Ахматовой Николай Степанович пережил огромную несчастную любовь (обернувшуюся для нас прекрасными стихами), счастливую любовь и новый брак, еще одно отцовство... Это ж как надо было Анне Андреевне постараться, чтобы допечь Гумилёва - через головы аж двух женщин?!
Вы уже сразу заметили главное, то, что я оставила на десерт. "Самоубийство" Гумилёва.
В первую очередь, конечно, оторопело думается: это ж надо быть до такой степени невежественным, чтобы не знать, при каких обстоятельствах погиб Николай Гумилев?!
Но это предположение, скорее всего, неверно. Нуворужи пытаются присвоить Гумилева, того самого, которого почти 70 лет запрещала их родная власть. И вернула людям, русскому народу - ненавидимая в их кругу Перестройка. (Не скажу, что сама восхищаюсь этим периодом, но у меня с ними - радикально противоположные причины недовольства). Что хочешь про Перестройку говори, но поэт Дмитрий Кузнецов, к примеру, и в разговоре со мной и в выступлениях упоминал, что впервые прочел его стихи в том самом перестроечном "Огоньке". (Ну что поделать, не всем, как вашей покорной слуге, фея-крестная присылала из Парижа запрещенные четырехтомники в дипломатической французской почте). Кузнецов - белый поэт, певец Российской империи, совершенно естественно и нормально, что он всю жизнь сверяет с Гумилёвым творческие часы.
Неестественно иное. Вот тут мы и подходим к разгадке безграмотного пассажа: попытка присвоения. Одной мученической кончины Гумилева вполне довольно, чтобы проклясть советскую власть. Он стоял против нее, он был ею убиен.
Да что-вы, что вы, товарищи! Да всё было вовсе не так! Это его женщины довели, ежу ведь ясно, что воину-путешественнику по Чёрной Африке и героическому улану только и дела, что неврастенировать! Самая известная из его женщин - во всём и виноватая!! (Переводим стрелку на эту очень бывшую жену - потому, что все ее имя слышали, кто-нибудь да и поверит!) Она виноватая, змея подколодная, довела мужика! Вот он, с отчаянья, только с отчаянья, из-за нее и полез против нашей дорогой власти! Мы просто вынуждены были того... ну, как это у нас, ров захлопнуть. Плакали при этом. Всей Чекой рыдали, мамой клянусь! Так что виноватая будет не советска власть, а женщина, она и убила!
Нет, граждане товарищи. Вы и убили-с.
А теперь, как оно у вас водится, мародерствуете.
PS Опережая тех, кто (надеюсь, столь непонятливых немного) напомнит, что автор сих строк Анну Андреевну, скажем так, не очень-то любит. (По "Колдовскому ребёнку, Дочери Гумилёва" если...) Да, не люблю я Анну Андреевну. Тут затронуты честь Леночки Гумилёвой-Энгельгардт, доброе имя Анны Николаевны Гумилевой-Энгельгардт... Но quod licet Iovi нельзя корове. Моя нелюбовь - она живет внутри моей русской культуры. От антикультуры, от энтропии и совдепа, от "литературных" мародёров я буду защищать не только нелюбимую мною Ахматову - но хоть бы и вообще Александра Блока.
изображения из открытого доступа