Семинарский сквер

292 прочитали
Семинарский сквер сегодня
Семинарский сквер сегодня

Этот небольшой симферопольский сквер долгое время обходили вниманием как городские власти так и жители Симферополя. Сквер находится хоть и рядом с центром и на улице пушкина, но в той ее части, которая уже менее посещаема жителями Симферополя и тем более ее гостями. Но недавно (в 2018 году) в сквере была проведена реконструкция и он стал на много уютнее и привлекательнее. В сквере появилась большая детская площадка, небольшое кафе, туалет. Дорожки выложили плиткой, поставили скамеечки и мусорники. Название сквера связано с расположенной тут Семинарии Крымского патриархата.

Одна из аллей Семинарского сквера
Одна из аллей Семинарского сквера

История сквера начинается с давних времен. Еще на заре существования города в этом месте был организован сенной рынок. На плане города 1842 года утвержденном Таврическим губернатором Матвеем Матвеевичем Муромцевым в этом месте на окраине гороа обозначена Сенная площадь. Сам город, согласно этому плану должен был занимать пространство, ограниченное нынешними улицами Козлова, Маяковской, Павленко и рекой Салгир. С северной стороны город должен был примыкать к татарскому городу Ак-Мечеть (Акъмесджит).

Сенные рынки существовали в каждом более менее крупном городе. На рынке продавали сено. Сеном питались лошади и ослики, а это в те времена был основной вид транспорта. Так что значение у такого рынка было такое же, как сегодня значение бензозаправок. В первой половите 19 века на симферопольский сенной рынок приезжали крестьяне и целые обозы чуть ли не со всего Крыма. Кроме лошадей и осликов здесь можно было увидеть и волов и даже верблюдов. Продавцы завозили и продавали сено, дрова , солому. Покупатели покупали товар, грузили на свои повозки и увозили в свои конюшни и скотные дворы. В те времена сенная площадь занимала значительно большее пространство, чем занимает нынешний Семинарский сквер. Она ограничивалась квадратом нынешних улиц Гоголя, Жуковского, Маяковского, Пушкина.нок кроме торговцев и покупателей неизбежно привлекал и различный криминальный элемент. К сожалению на рынке всегда можно было столкнуться и с мошенниками, ворами. Так же не редки были случаи пьяных дебошей и поножовщины.

Постепенно, с появлением других видов транспорта, значение сенного рынка уменьшалось. И вот в 1873 году на части сенной площади было построено здание Таврической Духовной семинарии. Первое духовное учебное заведение построено стараниями архиепископа Гурия (Карпова, 1814-1882). На остальной части сенной площади был разбит Семинарский сквер. Через 30 лет к 100 летию со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, который во время своего знаменитого путешествия по Крыму останавливался в нашем городе, его именем была названа одна из главных улиц (бывшая Приютненская), а так же Семинарский сквер был переименован в Пушкинский. В дальнейшем сквер еще не раз переименовывался. После Революции 1917 г. сквер сначала переименовали в и Профсоюзный, позже в Коммунарский. Начиная с 20-х годов в сквере начали производить многочисленные захоронения воинов красноармейцев. В честь похоронен героев на могилах был сооружен памятник. Ниже вы втдите фото с церемонии похорон героев революции. Пролестнув фотогафию вправо вы увидите как выглядел тот первый памятник погибшим воинам.

В Великую Отечественную войну немцы уничтожили памятник. После освобождения в сквере были дополнительно захоронены участники партизанского движения и члены подполья. Также тут были захоронили четверых героев штурма Перекопа. Вместо уничтоженного памятника был установлен новый. Его вы видите на следующем фото.

В 1970 г. сквер снова переименовали. На этот раз в честь комсомольцев и молодых коммунистов. Сквер стал Комсомольским. В 2013 г. стараниями Симферопольского и Крымского митрополита Лазаря сквер вернул себе историческое имя, вновь став Семинарским. Сквер интересен своей планировкой. Он имеет пять взаимно пересекающихся липовых аллей. На территории, располагается братская могила. Над ней возвышается величественный монумент установленный вместо уничтоженного гитлеровцами. После проведенных тут работ по реконструкции и благоустройству сквера на его аллеях, детских площадках и в кафе теперь можно постоянно видеть отдыхающих местных жителей и слышать детский смех.

Уютный сквер в центре Симферополя интересен не только как еще одна зеленая зона в городе. Сквер окружен со всех сторон зданиями жилого, но в основном общественного назначения. Несколько из примыкающих к скверу зданий имеют интересную историю и представляют историческую ценность. В первую очередь это здание Семинарии.

Таврическая Семинария

Таврическая духовная семинария является одним из старейших высших учебных заведений в Крыму. Замысел открытия духовной школы на полуострове исторически восходит к духовному наследию святителя Иннокентия (Борисова, 1800-1857). Как уже говорилось, светлые замыслы великого просветителя юга России в 1873 году воплотил в жизнь другой святитель – проповедник Православия в землях Китая архиепископ Гурий (Карпов, 1814-1882). В советское время семинарию закрыли, здание у церкви отобрали. В здании была открыта школа. Общеобразовательная средняя школа №9. Здание немного перестроили. В школе должен быть спортзал и его пристроили в левой части здания (если смотреть с главного фасада).

В семидесятых годах двадцатого века все школы, расположенные в центре города начали переносить в новые современные специально построенные здания. Перенесли и школу из здания бывшей семинарии. Здание отдали Производственному объединению "Фотон" (или как его кратко называли - телезаводу). Фотон открыл в здании СКБ (специальное конструкторское бюро). Бюро разрабатывало технологическое оборудование для телевизионного производства, а так же разрабатывали новые телевизоры. Черно-белый модульный телевизор на микросхемах даже был утвержден в качестве типового и пошел в серию. Это большое достижение, так как все телевизионные заводы Советского Союза производили телевизоры по типовым проектам, разработанным головным московским институтом МНИТИ (Московский научно исследовательский телевизионный институт). Автор этих строк будучи студентом Севастопольского Приборостроительного института проходил практику в СКБ телезавода в здании тогда еще бывшей Семинарии. Прекрасно помню сводчатые дверные проемы в коридорах. Сразу чувствовалось, что это здание предназначалось для церковных нужд. Здание еще раз подверглось перестройке. Пристроенный ранее спортзал переделали в механические мастерские, где собирались опытные образцы разрабатываемых изделий.

Положение изменилось с началом перестройки. Как известно, Фотон постепенно свернул производство телевизоров и затем прекратил свое существование. А здание вернули церкви. Там снова открылась семинария а так же резиденция главы крымской епархии.

Храм Трех Святителей

Храм Трёх Святителей — православный храм в Симферополе, один из старейших храмов города. Был построен для нужд Таврической духовной семинарии. Как и большинство культовых сооружений пережил период запустения и возрождения. После возобновления работы Таврической семинарии в 1997 году вновь получил статус «семинарского» храма. История храма неразрывно связана с историей Таврической духовной семинарии. Первый камень нового храма был заложен в 1900 году и строился 2 года.

Проект разработал архитектор Амбарцум Карапетов. Этот храм в городском обиходе именовали «Семинарской церковью». 11 сентября 1903 года храм был освящен во имя Трёх Святителей. Храм построен в стиле «базилика». Храм имеет прямоугольный план. С восточной стороны выделяется трёхгранная апсида, в центральной части — изображения святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. У храма пять куполов: 4 маленьких купола расположены на невысоких башенках по углам центральной части собора. Главный купол расположен в центре шатровой крыши. Внутренняя роспись храма выполнена художником Д. П. Праведниковым.

В 1922 году храм был закрыт. Иконостас и кресты уничтожены. Поначалу в здании храма размещался областной архив, позднее книгохранилище областной библиотеки имени Франко. Через 65 лет после закрытия храма, здание вновь было возвращено Церкви. С возрождением Таврической духовной семинарии в 1989 году была начата реставрация храма. Ежегодно в начале учебного года и по окончании курса служатся молебны в храме Трёх Святителей.

Центральный Музей Тавриды

Здание построено в 1909 г. для окружного суда. В январе 1918 г. здесь размещался Симферопольский Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с Ж.А. Миллером, а первую неделю после освобождения Крыма от Врангеля – Крымский ревком во главе с Бела Куном. Позднее здание стало Дворцом труда, в нём находился Крымский Совет профсоюзов. В 1934 г. сюда были переведены Крымский обком, затем Совнарком и обком комсомола. С 1988 года здание было передано краеведческому музею. Позже музей изменил свое название. Было решено вернуть музею его дореволюционное название - Центральеый музей Тавриды.

Этнографический музей

Здание в котором в настоящее время размещается музей построено в 1869 году. Вернее это комплекс нескольких строений, содержащий кроме основного корпуса хозяйственные постройки и небольшую церквушку во дворе. Изначально комплекс был сооружён как приют-гостиница и предназначался для размещения девочек-сирот под патронажем графини А. М. Адлерберг. Директриссой приюта стала Марфа Евстафьевна Рудзевич (в девичестве Нотара) (1775—1856). С 1927 по 1988 годы в здании бывшего приюта располагались экспозиции Симферопольского краеведческого музея, ныне Центрального музея Крыма[a]. В годы Великой Отечественной войны здание уцелело, но часть уникальной коллекции была разграблена или уничтожена. После войны музей продолжил работу. В это время он назывался просто - Краеведческий музей.

В 1992 году Краеведческому музею отдали здание ликвидированного к тому времени Обкома партии (см. предыдущий раздел) и переименовали в Центральный музей Тавриды. А в старом был открыт этнографический музей. как филиал "Центрального музея Тавриды". В сентябре 2009 года приобрёл статус самостоятельного юридического лица. В наши дни Крымский этнографический музей признан одним из ведущих научных учреждений полуострова, где проводятся научные конференции, организована научно-исследовательская и просветительская работа по изучению этнической истории и этнографии Крыма, осуществляется сотрудничество с национально-культурными обществами и общественными организациями.

Уникальная и единственная в своём роде коллекция музея насчитывает более 13000 экспонатов, наиболее ценные из которых это древняя посуда, предметы утвари и национальная одежда народов, населявших полуостров.

Фонды Крымского этнографического музея славятся уникальными книгами XIX века. Экспозиции и тематические выставки содержат большое количество оригинальных фотографий XIX — XX веков, документально отражающих быт народов, проживавших в Крыму.

.