1,2K подписчиков

«Мне сегодня тридцать лет!»

Тридцать лет назад, 12 декабря 1993 года в непростых условиях на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации.

Конституция является основным законом нашей страны, который обладает высшей юридической силой. Именно Конституция определяет основополагающие принципы формирования правовой, социально-экономической, политической системы нашей страны.

Конституция должна охранять своих граждан от произвола со стороны государства, выступая своеобразным мерилом должного и возможного поведения всех чиновников, в том числе и президента, который является таким же наемным чиновником, как и остальные, и которому мы, налогоплательщики, платим заработную плату и оплачиваем все его содержание.

Но и сама Конституция, как показала наша современная история, как мне кажется, нуждается в охране от внесения в неё различных поправок, направленных на сохранение у власти одного человека, сами знаете кого.

К сожалению, в 2020 г. Конституцию «поправили», и даже Конституционный суд согласился с такими правками, что уже привело нашу страну к весьма печальным, как мне кажется, результатам. Да и дальше каких-то перспектив не видать, по крайней мере, мне.

Сегодня, в юбилей Конституции, а также с учетом того, что уже в марте 2024 года нас ждут президентские выборы, мне хотелось бы немного поговорить о Президенте с точки зрения Основного Закона нашей страны.

Знак бесконечности на белом фоне
Знак бесконечности на белом фоне

7 декабря 2023 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации своим Постановлением №678-СФ назначил очередные выборы Президента, которые пройдут 17 марта 2024 г. Трехдневного голосование, а также дистанционное электронное голосование прилагаются, куда же без них.

Уже 8 декабря 2023 г. действующий Президент Владимир Путин «дал свое согласие» на выдвижение своей кандидатуры для участия в предстоящих выборах. В СМИ подчеркивается, что он не сам выдвигается, а дает свое согласие на просьбу стать президентом на очередной срок. Надо же, какая «честь»…

Кстати, а это уже какой срок по счету? Ответ на этот вопрос будет зависеть, а как будем считать.

Возвращаемся к Конституции РФ. Нам нужна редакция, которая действовала до 31 декабря 2008 г.

Согласно части 1 статьи 81 Конституции РФ, в первоначальной редакции президент Российской Федерации избирался на четыре года.

Таким образом, если придерживаться четырехлетнего срока, то действующий президент собирается уже на шестой свой срок, а если мы подойдем менее формально и за срок будем считать премьерство Путина во время вынужденного президентства Медведева, то речь идет уже о седьмом сроке, седьмом!!!

Как говорится, власти много не бывает. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» в указанную выше норму Конституции была внесена поправка, которой срок полномочий президента был увеличен с 4 до 6 лет.

Опять же, если считать формально, то сейчас Путин выдвигается на свой пятый срок, ну а если добавить премьерство, то срок уже шестой.

Собственно, как не считай, все равно, по моему субъективному мнению, так долго находиться у власти один человек не может и не должен, будь он хоть самым умным, самым образованным на Земле и даже в галактике. Тем более, опять же, как мне кажется, действующий президент не может похвастаться такими характеристиками.

Вновь ввернемся к тексту Конституции.

В соответствии с редакцией основного закона, действующей до 2020 года, в силу части 3 статьи 81 Конституции РФ, одно и то же лицо не могло занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Даже Конституционный суд, тогда еще, как мне кажется, ощущая себя полностью самостоятельной и независимой ветвью власти, в Определении от 05.11.1998 №134-О пришел к следующему выводу:

«…избиратели, голосуя в 1996 году за кандидатуру действовавшего Президента Российской Федерации, исходили из того, что избирают его на второй срок полномочий в соответствии с частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации.
Свободные выборы, согласно части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа.
В этой связи доводы о том, что предусмотренное частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции Российской Федерации, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения» срок не является первым сроком в смысле статьи 81, вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа».

Эх, где же вы были, уважаемые судьи Конституционного суда, в 2020 г., хотел бы я задать такой вопрос, но не задам. Часть судей до сих пор работают, в том числе и председатель Конституционного суда Зорькин, правда, как мне кажется, принципиальность и независимость у них куда-то ушла, к сожалению.

Однако, в 2020 г., во время каникул ковида, данная норма была «немного поправлена», в угоду политической конъюнктуре (поправка единоросски Терешковой).

Во-первых, из нормы части 3 статьи 81 исчезло слово «подряд», а во-вторых, была добавлена часть 3.1, согласно которой действующий президент и получил «право» выдвигать свою кандидатуру на свой очередной срок.

Опять же дадим слово Конституционному суду (п. 6.2 Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З):

«Решение о предельном числе сроков полномочий (сроков полномочий подряд), в течение которых возможно занятие должности главы государства с республиканской формой правления одним лицом (в том числе в качестве переходных положений), всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями.
С одной стороны, конституционная характеристика демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет, установление в этом аспекте достаточно жестких ограничений.
С другой стороны, конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, притом что его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остается за избирателями, а наличие у лица статуса действующего главы государства отнюдь не предрешает победы на выборах, поскольку другие кандидаты могут ограничиваться обнародованием своих программ и критикой действующего главы государства, а последний объективно связан необходимостью предъявить результаты своей деятельности за прошедший период.
На фоне этого базового баланса конституционный законодатель может учитывать и конкретно-исторические факторы принятия соответствующего решения, в том числе степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем и т.п.
В то же время если в Основном Законе вопрос о предельном числе сроков полномочий (сроков полномочий подряд), в течение которых возможно занятие должности главы государства, решен таким образом, что соответствующие ограничения не предусматриваются или редуцируются, в том числе в качестве переходных положений в связи с изменением их регулирования, то это решение - с тем чтобы гарантировать реализацию конституционно-правовых характеристик государства как демократического, правового, имеющего республиканскую форму правления, - должно в любом случае сопровождаться другими институциональными гарантиями. К таковым относятся прежде всего развитый парламентаризм, реальная многопартийность, наличие политической конкуренции, эффективная модель разделения властей, снабженная системой сдержек и противовесов, а также обеспечение прав и свобод независимым правосудием, включая деятельность Конституционного Суда Российской Федерации».

Вот как извернулись, а формулировки то какие, прямо можно заслушаться. Плохо только одно, что это только на бумаге, да и нужно это все, чтобы хоть как-то оправдать пятый, он же шестой, срок действующего президента.

Конечно, выборы сегодня – это очень сомнительное мероприятие, но другой возможности высказать свое мнение в рамках нынешнего правового поля у нас просто нет. У меня просьба к каждому из вас - не игнорируйте выборы, не ведитесь на утверждения вроде «и так все понятно», «без нас уже все решили» и т.п., а примите участие в выборах, агитируйте своих знакомых прийти на избирательные участки и сделать свой выбор. Как мне видится, для здравомыслящего человека выбор очевиден.

В заключении, мне хотелось бы напомнить каждому из вас преамбулу нашего основного закона, текст которой пока еще никто не тронул.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».