Конфликты у детей, как межличностные, так и внутренние, случаются у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. «Это нормально», – успокаивают психологи переживающих за своих чад взрослых.
Но как оказать срочную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях? Об этом в ходе организованного Центром управления регионом прямого эфира в Доме журналистов рассказали руководитель управления образования и молодежной политики Воронежа Любовь Кулакова и руководитель Мобильной антикризисной бригады Любовь Шахова.
Болевые точки
– В большинстве своем среди учащихся наблюдаются межличностные конфликты, это ситуации буллинга. Школьные психологи и педагоги в образовательных организациях смотрят за психологическим состоянием ребенка, за тем, насколько ему комфортно. Ребенок не может хорошо учиться, если его пребывание в классе становится для него испытанием, – рассказала Любовь КУЛАКОВА.
Перед школьными психологами стоит задача отследить, какие отношения сложились в классном коллективе, между ребенком и педагогом. Родители, добавляет глава управления образования, также являются стороной образовательного процесса, поэтому в системе, рассматривая конфликты, решают в том числе те проблемы и трудности, которые возникают в детско-родительских отношениях. Зачастую поговорить о ситуациях можно тет-а-тет, индивидуальный формат работы часто практикуется. Впрочем, известны инциденты, как с избиением толпой мальчика на детской площадке неподалеку от школы № 103 в Шилово, которые требуют более серьезного вмешательства и обсуждения на уровне коллектива.
– В этих случаях необходимо обратиться в комиссию по разрешению конфликтов. Такие факты замалчивать нельзя, а, напротив, важно услышать каждую из сторон и помочь им разобраться. Но не все конфликты можно решить на уровне школы, к таким относят случаи длительного противостояния, в которые оказались вовлечены уже и родители детей. На такие инциденты сил одного школьного психолога и ресурса администрации школы будет недостаточно, – говорит Любовь Кулакова.
В этих случаях на помощь приходят специалисты Центра психолого-педагогической поддержки Воронежа и Мобильной антикризисной бригады, которые выступают независимыми и беспристрастными медиаторами, помогающими определить болевые точки и выйти из конфликта без потерь.
Служба востребована
Мобильная антикризисная бригада возникла в 2021 году на пике активностей в соцсетях так называемых «групп смерти». Тогда в результате суицида в Воронеже умерли 6 подростков, еще было зарегистрировано сразу 18 попыток, а потому возникла острая необходимость в кризисной помощи. Мобильная бригада включала в себя всего 4 специалиста, работающих по данному профилю.
– Позже в бригаду стали обращаться и с другими случаями – проблемами детско-родительских и межличностных отношений, появился запрос на длительное сопровождение. Штат работников был увеличен до 17 человек, это говорит о том, что служба востребована, и она старается работать на предотвращение конфликтных ситуаций, приезжая в классы и проводя диагностику, определяя зоны повышенного риска, – добавила Любовь Кулакова. – При этом, конечно, они все равно будут. Тут главное не делать вид, что в воронежских школах таких инцидентов не происходит. Оно было, есть и никуда не уйдет, потому что школьники проходят через детские кризисы, которые влияют на их степень агрессии. А наша задача сделать так, чтобы конфликтов было меньше, и просто помогать, когда в этом нуждаются.
Выстраивайте доверие
Любовь Шахова рассказала о практическом опыте. Чаще всего к специалистам бригады обращаются по вопросам травли в классах. Хотя еще нередко просят о помощи в случаях, когда ребенок общается в соцсетях с сомнительными гражданами. А самые опасные истории – о проявлении суицидальных наклонностей. Они самые опасные не только потому, что это разговор о смерти.
– Есть такое понятие, как «подражательное суицидальное поведение». Если попытка произошла в классе и это сильно травмировало детей, они могут подражать своему однокласснику. Мы фиксируем ребят как потенциальную группу риска и работаем с ними точечно, – пояснила Любовь ШАХОВА.
Большинство серьезных проблем у детей и подростков возникает при наличии их слабой эмоциональной близости с родителями. Любовь Шахова напомнила, насколько важно мамам и папам интересоваться не только успехами в школе, но и внутренним миром, переживаниями ребенка.
– Если звучат только два вопроса: «Как дела?» и «Какие оценки получил?», то ребенок может закрыться. У подростков уже состоялся процесс становления личности, появилась «я-концепция», он больше проводит времени в интернете. И то, с кем он там будет общаться, зависит от родителя, – пояснила Любовь Шахова.
Специалист напомнила, что дети растут, и в разном возрасте их интересуют самые разные темы, начиная от границ дозволенного – интересно, что можно, а что нельзя, заканчивая отношениями с противоположным полом. Эти темы нельзя превращать в табу, потому что если вы не расскажете об этом своему ребенку, то он найдет информацию в интернете, но безопасность таких сведений Любовь Шахова ставит под сомнение, напоминая, что вредоносные ссылки часто небезопасны для неокрепшей психики детей.
Если все же родители или педагоги заметили нетипичное для ребенка поведение, не стоит пугать его психологом. Напротив – ему нужно дать понять, что этот специалист поможет разобраться в ситуации.