Найти тему
41,7K подписчиков

Простая наука

«Тысячеликая героиня» – удивительная книга заслуженного преподавателя Гарварда, фольклориста и специалиста по детской литературе Марии Татар, своеобразный итог ее многолетней исследовательской работы. Она была сначала «опробована» в виде лекций, а затем адаптирована для любознательного читателя. Это не путеводитель по античной мифологии и сюжетам сказок мира, как может показаться вначале, а попытка увидеть привычные вещи с необычной стороны, раскрыть неизвестные нам грани тех, кого мы, казалось бы, знаем давным-давно. В центре повествования прекрасная половина легенд, сказок, художественной литературы, кинематографа и даже социальных движений. Мы неожиданным образом заново открываем для себя Пенелопу и Елену Троянскую, Кассандру и Арахну, Шахразаду и Спящую красавицу, Джейн Эйр и Элизу Дулитл, уподобляясь супругу из «Летучей мыши», который увидел настоящее лицо своей жены только благодаря маскараду.

«Тысячеликая героиня» – удивительная книга заслуженного преподавателя Гарварда, фольклориста и специалиста по детской литературе Марии Татар, своеобразный итог ее многолетней исследовательской работы.

Несколько эпатируя нас, Татар предлагает пересмотреть мировую историю, в которой прославленные мужчины только воевали, разрушали, насиловали, принуждали, властвовали, унижали и получали свою награду в виде славы, любви, почтения потомков. В то время как их достойные жены, подруги, сестры, матери занимались «нестоящими» делами. Они пряли, ждали, болтали, становились жертвами обстоятельств, разменной монетой и молчаливыми хранительницами ужасных мужских секретов. По крайней мере, так нам преподносит их жизнь мужская версия, ставшая основой письменной официальной культуры. Лучшей наградой для девушки был брак с сомнительным героем, многолетнее ожидание прохлаждавшегося у Цирцеи Одиссея, возможность услаждать привередливого кровожадного султана. А еще счастье выслушивать от любимого сына проповедь, что «молчание – вот сокровище женщины!». Однако именно на женщинах лежала нелегкая обязанность растить детей блудного военачальника, заботиться о пожилой родне странствующего рыцаря, выстаивать в трудные исторические времена и поддерживать жизнь нелегким каждодневным трудом. Все это в ожидании того, кто, возможно, так и не вернется с затеянной им же самим (и неизвестно, в чьих еще интересах!) битвы. Проблемы гендерной истории и восстановления «справедливости» в наши дни далеко не оригинальны, но интерес к попыткам ученых увидеть прошлое «от Адама» вне патерналистского ключа не угасает. Важно, что перед нами не шокирующий, рассчитанный на мгновенный эффект бестселлер, а серьезная научная работа педагога, посвятившего профессиональную жизнь тому, о чем говорит.

Читатель, полагающий, что фольклорист копается в том, что для серьезного человека давно утратило всякий интерес, с удивлением обнаружит, что книга, формально занимающаяся историей литературы, гораздо шире и переходит в области психологии, социологии, даже политики, и далеко не эпохи Троянской войны. Татар отталкивается в своей монографии от популярной работы профессора Дж.Кэмпбелла «Тысячеликий герой», настольной методички Голливуда о том, каким должен быть настоящий победитель. Попутно разбирая ее, она показывает, что сегодня вековые представления подспудно формируют нашу маленькую и большую жизнь так же, как и в прошлом. При желании «Тысячеликую героиню» можно прочесть как руководство по восстановлению собственной самооценки, комментарий, разъясняющий внутренние, не всегда очевидные механизмы функционирования общества с точки зрения привилегий гендеров. Можно даже увидеть здесь инструкцию для женщины, чьи права манипулятивно нарушаются, а личность систематически подавляется.

Читая, мы замечаем, что Татар анализирует скорее античный, европейский и (афро)американский, нежели славянский, восточный и ветхозаветный миф. Хотя у нее присутствуют история о «противоестественной» Юдифи или арабская сказка о «мясе языка». Такой отбор материала связан с научным руслом школы, в рамках которой она работает. Познавательно наблюдать, как европейские и американские писательницы ХХ века, подчиненные жесткому негласному канону патернализма (хотя и формально освобожденные, условно равные), прибегали ко многим ухищрениям, дабы донести свое слово и точку зрения сквозь тесно сомкнутые ряды ученых-мужчин. В то время как наша, отечественная, культура постреволюционной эпохи освободила женщину от столь тесных рамок патриархального контроля, сделав российского автора-женщину менее скованной и ограниченной в своем поиске и выражении, хотя и испытывающей другие трудности.

Главная идея Татар, достигшей возраста философа и политика, несколько утопическая, выходит за рамки исследований мифологии или образа выдающейся женщины в мировой истории. Автор помышляет о реальном пересмотре ролей полов в социально-общественном взаимодействии не только на формально-юридическом, но и на фактическом уровне. Привычная диада «подавление (мужчина) – виктимность (женщина)», проявляющаяся и в негласном «задвигании» женщин на ведомые и вторые роли в науке, искусстве, кинематографе, и в харассменте, семейном насилии, вынужденном молчании, конечно, не может быть мгновенно заменена на некую равноправную, взаимоуважительную, сотворческую модель. Потребовались века, чтобы женщины обрели голос в салонном и затем публичном пространстве, право на образование и официальный труд, юридические возможности в отношении собственности и своих детей, разрешение на творчество и его публикацию. Не наивно ли полагать, что есть некий простой и быстрый способ победить древние инстинкты и основы «несправедливого» мироустройства, заменив их ныне социальными институтами, более тщательно регулирующими «объективное» отношение?

Мария Татар. Тысячеликая героиня: Женский архетип в мифологии и литературе. – М. : Альпина Паблишер, 2023. – 453 с.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».